Найти в Дзене
Этика и Этикет

2. КЛАССИФИКАЦИЯ ТРАДИЦИЙ ЭТИКИ И ЭТИКЕТА: ЖИТЕЙСКИЕ, ДЕЛОВЫЕ, СЛУЖЕБНЫЕ, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ, РЕЛИГИОЗНЫЕ, ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ И СУБКУЛЬТУРНЫЕ

Оглавление

Итак, уважаемые читатели, вспомним, что этика измеряет внутренние мотивы, ценности, духовно и социально значимые поступки людей, а этикет регламентирует именно внешние стороны поведения, и разберёмся поглубже в разновидностях этики и этикета. Чтобы правильно в них ориентироваться и не запутаться в противоречиях, нужно понимать, что этика и этикет не едины и не универсальны, и что есть разные традиции этики и этикета, необходимо уметь их распознавать и понимать, когда какая традиция применяется. Представим себе, что в одном потоке есть различные течения…

Житейские (повседневный, бытовой, обычный от слова «обычай») этика и этикет регулируют внутренний и внешний порядок общения и взаимодействия с родственниками, окружающими людьми в бытовых житейских ситуациях (приветствие, демонстрация уважения младшего к старшему, мужчины к женщине и т.п.).

Деловые этика и этикет – в широком смысле слова определяют нормы общения и взаимодействия в любой профессиональной деятельности, в том или ином профессиональном сообществе, - в этом контексте деловые этика и этикет и профессиональные равнозначны. Отметим, что профессиональные нормы этики и этикета у разных сообществ могут очень существенно различаться, например, у военных, врачей, чиновников, журналистов, айтишников, правоохранителей, учёных. В узком смысле слова «деловые этика и этикет» относится к нормированию внутренних и внешних сторон отношений в предпринимательской деятельности, в бизнесе.

Служебные этика и этикет является частью деловой в широком смысле или профессиональной традиции этики и этикета, которые относятся именно к государственной службе (гражданской, военной и правоохранительной, хотя в военной и правоохранительной есть ещё свои особенности) и к муниципальной службе.

Религиозные этика и этикет характеризуют требования к поведению людей, которые, согласно религиозным традициям, исходят от Бога или высших сил, регулируют отношения человека с Богом и другими людьми. Такого рода влияние может быть весьма существенным, рассмотрим его несколько подробнее на примерах. По мнению социолога и историка Макса Вебера, протестантская этика существенно повлияла на развитие капитализма, так как одним из важнейших критериев религиозного спасения, в отличие от других течений христианства, там считался профессиональный успех (СМ.: Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. - М.: Изд-во ООО АСТ, 2020). В исламе Священное Писание запрещается давать деньги в «рост», за проценты, поэтому в исламском мире отсутствует банковская система в обычном понимании, там финансовые организации не получают процентов, они занимаются проектным инвестированием, имеют долю в бизнес-проекте клиента, который финансируют, разделяют риски этого проекта. На деловых встречах, в которых большинство участников мусульмане, обычно отсутствует алкоголь и блюда из свинины по причине пищевых запретов, имеющихся в этой религии. Если же таких участников меньшинство, то устроители мероприятия должные знать это заранее и предложить им другие напитки и блюда. В Китае, где наряду с идеологией коммунизма велико влияние религиозно-философской традиции конфуцианства, до недавнего времени не было развитой пенсионной системы, потому что, согласно этой религии и, в частности, «принципу сыновней почтительности» («сяо»), дети обязаны содержать своих родителей.

Этнокультурные традиции этики и этикет выражают особенности образа мысли и правил поведения, характерных для разных народов, этнических и политических (гражданских) наций.

Этнокультурные и религиозные этика и этикет могут существенно влиять на житейские традиции этики и этикета, если люди этой среды относятся к определённому народу-этносу и/или религиозной общности. В обществах, в которых культура подверглась глубинной модернизации (реформированию) западного типа, религиозные и этнокультурные традиции имеют меньшее влияние, преобладает глобальная массовая культура, её нормы и правила. В России влияние норм глобальной массовой культуры сильно выражено в крупных мегаполисах европейской части; в других регионах влияние этнокультурных и религиозных традиций достаточно существенно.

Субкультурные этика и этикет проявляют в себе внутренние нормы и нормы внешнего поведения, свойственные для субкультур - микрокультур, социальных микросред, которые выделяются по роду занятий или сфере непрофессиональной деятельности (спортсмены, студенты, криминальная среда), так как профессиональные этику и этикет мы выделили отдельно; по социальному статусу (студенты младших или старших курсов, генералитет и младший офицерский состав, топ-менеджмент и менеджмент и т.д.), месту проживания (москвичи, питерцы, жители Рублёвки, Чертаново и т.п.). Нередко такие группы делятся на подгруппы (чиновники-силовики и чиновники-хозяйственники и т.п.).

В каждом обществе, стране, регионе, районе соотношение этих традиций может быть уникальным, и если Вы намерены работать в этой среде или с её представителями, то Вам нужно будет в этом уметь ориентироваться.

Если существует такое многообразие традиций, то как в этом разобраться? Дело вот в чём: в этике и этикете, несмотря на это многообразие норм, всё-таки можно выделить относительно неизменное консервативное "ядро" - это этика и этикет государственной гражданской службы и межгосударственный этикет и протокол. Эти традиции складывались веками, признавались и распространялись во многих странах, и в наименьшей степени подвергались изменениям. По этой причине мы будем изучать прежде всего это "ядро". Чем выше уровень общения и взаимодействия в других средах, тем больше оно приближается к этому "эталону". Например, в каждой бизнес-компании руководство может вырабатывать свой, непротиворечащий законодательству, подход к этике и стиль этикета (работать в неформальной обстановке, без дресс-кодов, проводить совещания и переговоры, сидя на пуфиках), но публичный этикет и протокол в среде топ-менеджмента крупных бизнес-компаний максимально сближается с этим "ядром" служебного этикета. На это "ядро" и будет направлено наше внимание в первую очередь...

Подведём итоги:

этика и этикет не универсальны, не едины для всех людей во всех тонкостях и нюансах;

этика и этикет представлены современному человеку в разных традициях: житейские, деловые, служебные, профессиональные, религиозные, этнокультурные, субкультурные;

в обществах, в которых культура подверглась глубокой модернизации (реформированию) западного типа, религиозные и этнокультурные традиции имеют меньшее влияние, преобладает глобальная массовая культура, её нормы и правила;

в России влияние норм массовой глобальной культуры ощутимо в крупных мегаполисах европейской части; в других регионах влияние этнокультурных и религиозных традиций достаточно существенно;

в каждом обществе, стране, регионе, районе соотношение разных традиций этики и этикета может быть уникальным, и если Вы намерены работать в этой среде или с её представителями, то Вам нужно будет в этом уметь ориентироваться;

несмотря на это многообразие норм, всё-таки можно выделить относительно неизменное консервативное "ядро" - это этика и этикет государственной гражданской службы и межгосударственный этикет и протокол. Эти традиции складывались веками, признавались и распространялись во многих странах, и в наименьшей степени подвергались изменениям;

На высоком уровне бизнес-этика и бизнес-этикет имеют большое сходство с этикой и этикетом государственной гражданской службы, поэтому именно эти нормы мы будем изучать.

Об авторе:

-2

Евдокимцев Дмитрий Владимирович, к. филос. н., доцент,

ИП в сфере проведения курсов по обучению населения и репетиторства

автор вузовского учебника

"Этика и культура управления. Деловой этикет"

курсы философии, всемирной и отечественной истории, культурологии, религиоведения для взрослых в разных форматах для саморазвития

курсы для развития мышления детей

курсы подготовки к ЕГЭ и ОГЭ по обществознанию и истории, поступление в ведущие вузы Москвы.

Контакты:

evdokimzevd@yandex.ru

+79652956817 в VhatsApp, Telegram, ВК