В октябре 1852 года фрегат «Паллада» вышел из Кронштадта. Официальная версия морского похода была такая: посещение русских владений в Америке. На самом деле цель экспедиции под началом моряка и дипломата Е. В. Путятина – налаживание дипломатических и торговых отношений с загадочной и закрытой от всего мира Японией.
Секретарем у Путятина был уже известный к тому времени писатель И. А. Гончаров. Командир фрегата - капитан-лейтенант И. С. Унковский.
К началу путешествия пятидесятидвухпушечный фрегат был уже довольно почтенного возраста.
Он был построен в 1833 году в Петербурге для заграничных визитов членов царской фамилии, и отделан был очень роскошно. На момент постройки это был один из лучших парусных кораблей того времени. Кстати, первым капитаном на нем был капитан-лейтенант П. С. Нахимов, впоследствии известный адмирал и флотоводец.
Но вернемся к кругосветному путешествию с тайной миссией. Путешествие изначально не заладилось. В датских проливах фрегат сел на мель, пришлось зайти на ремонт в Англию, а потом еще два месяца пережидали непогоду в проливе Ла-Манш.
Дальше решили обогнуть Африку и фрегат направился по Атлантике. Атлантика изрядно потрепала уже не молодой корабль. Океанский переход продолжился 78 суток. Еще месяц фрегат простоял у южной оконечности Африки, готовясь к переходу через Индийский океан. И здесь их тоже ждала непогода. Но все же удавалось иногда идти со скоростью 14 узлов. Индийский океан пересекли в рекордные сроки - 32 дня.
Спустя почти год, в августе 1853 года, достигли берегов Японии.
Трудные переговоры продлились почти два года. Но цель миссии была достигнута.
После Японии «Паллада» взяла курс на Корею, по пути проводя научные и гидрографические работы.
После швартовки фрегата в Императорской Гавани (сейчас Советская гавань) и тщательного осмотра судна было решено не идти обратно в Кронштадт. Хотели отбуксировать фрегат в небольшой залив, но в дальневосточных водах из-за Крымской войны уже появились корабли англо-французской эскадры. Было принято нелегкое решение снять все орудия с фрегата, а сам корабль затопить. Это был январь 1856 года.
Позже, писатель Гончаров издал свои путевые заметки двухтомником под названием «Фрегат Паллада».
«Странно однако же устроен человек - хочется на берег, а жаль покидать и фрегат! Но если бы вы знали, что за изящное, за благородное судно, что за люди на нем, так не удивились бы, что я скрепя сердце покидаю "Палладу».
В 60-е годы в городе Советская Гавань открыли памятник кораблю. На нем высечены слова: «В знак памяти и глубокого уважения к экипажу фрегата «Паллада».
Кстати, именно это учебное парусное судно установило официальный рекорд скорости 18,7 узлов для парусных судов класса «А». Так что почетную эстафету новый фрегат "Паллад" принял не зря, подтвердив славные традиции легендарного фрегата.
Технические характеристики фрегата «Паллада» дипломатической миссии Е. В. Путятина:
- Длина – 53 м
- Ширина – 13,3 м
- Осадка средняя – 6 м
- Пушки- 52 шт.
- Экипаж –более 400 человек