Найти в Дзене
6000 миль до Голливуда

Черный телефон

Итан Хоук режет провода и не только. Новый мистический триллер по рассказу сына Стивена Кинга.

("The Black Phone", 2021, США)

Что ж, встречайте очередной хоррор-хит, который при своем умеренно-скромном 16-миллионном ($) бюджете окупился десятикратно, так что наверняка вскоре на него нахлобучат сиквел.
Заслуженно ли?
А это уже как посмотреть.

Не знаю насчет слона и маленькой улитки, но от такой его улыбки всем светлей как-то не становится.
Не знаю насчет слона и маленькой улитки, но от такой его улыбки всем светлей как-то не становится.

Закавыка в том, что сюжетообразующая напугай-идея в "Черном телефоне" была выжата досуха. Как и сам сюжет вполне завершен и отполирован неплохой моралью. Поэтому любые его продолжения, как ни крути, а придется высасывать из пальца. А потом всё насосанное - приматывать изолентой к оригинальной истории и надеяться, дабы не отвалилось в процессе.
Или, как вариант - сочинять другую историю, от нее не зависящую, но абсолютно вторичную первой. Ибо чересчур узок спектр применения у главного здешнего хоррор-гаджета - того самого черного телефона. Загадочного стационарного аппарата, по которому мертвые названивают живым и дают им полезные советы, как им самим не умереть в обозримом будущем.

Если в ходе просмотра вас посетит мысль, что это какой-то неряшливый "подгон" под Стивена Кинга, можете похвалить ваше чутье. Вы почти угадали: "Черный телефон" действительно снят по Кингу, только не по старому, а по малому - по рассказу стивенова сына, пишущего под псевдонимом Джо Хилл. И на сегодня это явно самая успешная киноэкранизация его скромного (по сравнению с папиным) творчества.
Хотя и неудивительно, ведь делал ее опытный хоррор-мейкер Скотт Дерриксон, известный своими "Восставшим из ада 5", "6 демонами Эмили Роуз", "Синистером" и "Избави нас от лукавого". И даже мелькавший дважды в высшей голливудской лиге. Где он, правда, никого не пугал, а пытался развлекать - плаксивым
ремейком "Дня, когда Земля остановилась" и первым "Доктором Стрэнджем".
И вот теперь Дерриксон снова вернулся к своим корням: триумфально с коммерческой точки зрения, но, увы, далеко не идеально с творческой.

- Дедушка-дедушка, а почему у тебя такие большие... отклонения в психике?
- Дедушка-дедушка, а почему у тебя такие большие... отклонения в психике?

Не знаю, вероятно, в рассказе Хилла логики и объяснений происходящему было больше (хотя и не факт), но у Дерригсона, к сожалению, количество недомолвок многовато. Даже для "ужастика", где загадочность и необъяснимость кое-каких явлений может быть в порядке вещей.
Итак, в 1978 году в одном колорадском городке сгинуло аж пятеро школьников подряд. Ясен Кинг... или, вернее, Хилл, что это было дело рук маньяка, а не, к примеру, массового утопления детишек в уличных сортирах с прогнившим полом - не те реалии все-таки. Да от нас, в общем-то, маньяка и не скрывают, показывая раз за разом в "расфокусе" чью-то мутную личность на черном автофургоне.

И сразу первая странность: в городке из-за пропажи детей никто совсем не чешется! Хотя в иных фильмах с аналогичной завязкой и мэрию, и полицейский участок уже пикетировали бы толпы взволнованных горожан. Нет, здесь на сей счет не возникает никакого шума. Более того, детишки продолжают запросто гулять и по ночным улицам, и ни родители, ни полиция даже "а-та-та!" им не говорят.

Финни (Мэйсон Темз) - 13-летний пацанчик, коему суждено стать шестой похищенной маньяком жертвой.
Однако именно с ним не всё так просто. Во-первых, у него есть младшая сестра, которая видит вещие сны о пропавших детях ("Вся в свою шизанутую покойную маму!", как приговаривал лупящий ее ремнем неврастеник-папа). А, во-вторых, в подвале, куда злодей бросил Финни, на стене висел черный телефон. По словам маньяка - неработающий, что и так видно по оборванному проводу. Зачем в таком случае его не выбросили? Ну, видимо, похититель хотел, чтобы одна из жертв сорвала аппарат со стены и огрела им его по башке - такой он был "странный зверь".
И вот однажды, когда Финни был в подвале один, телефон вдруг взял и зазвонил! И стал делать это регулярно, ведь желающие пообщаться с Финни таким образом, предыдущие мертвые жертвы аж выстроились в очередь, чтобы дать ему советы по выживанию - на основе, так сказать, своего горького опыта.
Ну и "вещая" сестренка Финни тоже не могла найти себе покоя, требуя в молитвах от Господа указать ей, где находится братец - желательно, с адресом или хотя бы с координатами GPS.

- Сколько-сколько?! Аж четыре фильма с Брюсом Уиллисом мы до конца года еще увидим?
- Сколько-сколько?! Аж четыре фильма с Брюсом Уиллисом мы до конца года еще увидим?

Самое забавное, что дар сестренки окажется в итоге для сюжета абсолютно лишним. То есть не повлияет ни на что - так, для "галочки". Как не дадут нам ни единого намека на то, откуда и почему взялся именно в этом подвале этот телефон. Столь же естественный и уместный, как в тюремной камере - кирка и лопата.

Странностей, не имеющих отношения к мистике, в фильме тоже выше крыши Бурдж-Халифы (кто боится спойлеров, можете дальнейшее пропустить, хотя они тут не критичны и интриг не раскрывают).
При похищении Финни сильно порезал маньяка своей любимой игрушкой, но тот и не подумал ее у пацана отобрать, оставив при нем - как это?
Подвал, где сидел Финни, был полностью звукоизолирован, но при этом имел большое открытое (!) окно под потолком, выходящее на улицу - гениально! И даже когда волею сюжета оттуда исчезла решетка, маньяк ее пропажу в упор не заметил - прямо как в анекдоте про Зоркого Глаза и тюрьму без одной стены.
А на кой черт в подвале кроме телефона хранились рулоны ковролина? Чтобы у пленника были под рукой лишние "инструменты" для устройства хозяину подлянок? А про то, как Финни ломал голыми руками керамическую напольную плитку, а затем вырыл теми же руками пару кубометров грунта и спустил их в унитаз, а тот не засорился - и вовсе, блин, песня! Точнее, гимн отделочникам и сантехникам.
Или фокус с грунтом, это был привет от Кинга-младшего недогадливому Кингу-старшему и его "Побегу из Шоушенка"? Чей герой, помнится, ковыряя по ночам стену своей камеры, складывал потом мусор в карман и тайком вытряхивал его на тюремном дворе, хотя унитаз у него в камере тоже имелся?

***

В общем, добротно снятый и напряженный, но очень уж трухлявый с точки зрения даже элементарной логики хоррор. Местами и вовсе переходящий в детский лепет уровня "В одном черном-черном городе стоял черный-черный дом...".
Так что убить на это кино 100 минут можно лишь в 2-х случаях; а) если вы поклонник Итана Хоука и хотите увидеть его в нетипичной злодейской роли, и б) если вы поклонник Джо Хилла, чьи истории, в отличие от папиных, экранизируют редко.
В иных же случаях вопросов к "
Черному телефону" остается гораздо больше, чем он дает на них ответов. В том числе ответов на вопрос, почему он вдруг стал кассовым хитом - тоже одна из неразрешимых местных загадок.

Трейлер фильма (возрастной рейтинг 18+):

Всем, кто желает угостить автора коньячком: