Ныне покойная серия «Might & Magic», в конце 90-х и самом начале 00-х, радовала нас бессмертной пошаговой стратегией Heroes of Might & Magic и ролевым сериалом Might & Magic. Пока у издателя (3DO) еще были денежки и время, от штамповки бесконечных платных кампаний для Heroes of Might & Magic III (Heroes Chronicles), он экспериментировал. Один из таких экспериментов вылился в уникальный онлайновый шутер Legends of Might and Magic (LM&M).
Хорошо, в своем жанре шутер не уникальный - на тот момент уже был Counter-Strike. Легенды Меча и Магии, подобно детищу Valve, тоже предлагал на выбор одну из двух сторон конфликта и короткие онлайновые сессии с закупом оружия, на заработанные деньги, в начале раунда (только стволы с убитых подбирать нельзя). Уникальным здесь был сеттинг: фэнтези с гномами и людьми-ящерами. Но игра все равно оставалась шутером. Как так? Из чего стреляли наши герои?
Прежде всего стоит сказать, что из двух сторон (Добро и Зло) в LM&M мы можем выбрать по три героя в каждой. За добро сплотились: паладин, друид, волшебница. За зло, в свою очередь, вооружились: еретик, лучник и воительница. В начале раунда, у каждого в руках оказывалось характерное для выбранной специализации холодное оружие (но урон в ближнем бою у всех одинаковый) и основное оружие, которое выполняет аналог огнестрела: и не важно лук это, жезл или посох - все будет стрелять. Каждый класс начинает раунд со своим родным вооружением: паладин с арбалетом, друид с посохом, волшебница с волшебной палочкой, еретик с жезлом, воительница с метательным топориком, лучник с луком. По мере заработка денег, вы докупаете улучшенное оружие, причем не обязательно только своего класса. Это значит, что паладин, вместо апгрейда арбалета, может купить себе, например, посох волшебницы.
В зависимости от оружия, которое вы держите в руках, меняется и стиль игры, как в том же Counter-Stike (CS), где ты мог быть снайпером, или штурмовиком, или бойцом ближней дистанции. Но, мы же в фэнтези вселенной - помните? Помимо обычной атаки, у каждого «ствола» есть альтернативный режим стрельбы, активируемый правой клавишей мыши. В LM&M альтернативные атаки кардинально меняют схватки, чего никогда не найдете в оригинальном CS. Какой-нибудь Гравитационный Топор воительницы, будучи выброшенным, притягивает к себе ближайших врагов как магнит, делая их легкой мишенью, Огненный Посох друида позволяет окружить своего владельца кольцом огня, раня всех, кто на него нападет, а Лук Смертельного Цветения раскидывает по карте каменный град (как в аналогичном заклинании из Might and Magic VII).
Из всего сказанного возникает вопрос: если разные классы могут покупать любое вооружение, накой тогда нужно это деление на классы? Дело в том, что у каждого из героев есть очень дорогое ультимативное оружие, которое доступно для покупки только конкретному персонажу. У паладина есть Арбалет Гатлинга, который стреляет со скоростью пулемета (ага, ясно каким оружием вдохновлялся режиссер фильма «Ван Хельсинг» с Хью Джекманом), у друида Посох Дракона, поливающий врагов струями огня в ближнем бою - аналог огнемета, у волшебницы открывается Волшебная палочка Солнечных лучей, которая превращает деревянную палку в аналог снайперской винтовки, с отличным зумом и убивающей после одного выстрела. Самые необычные ультимативные артефакты у темной стороны. Воительнице не дает покоя слава Тора, поэтому она тоже вооружилась молотом, но не грома, а Землятресения! Брошенный в гущу врагов (или друзей) он вызовет опустошительную тряску, нанося урон всем, кто окажется рядом. Еретик наказывает врагов Жезлом Душ, который выпускает голодные и самонаводящиеся неприкаянные души, атакующие ближайших врагов. Лучик освоил шпионские технологии на самом высшем уровне с помощью Глазного Лука (Лука-Глаза) - выпущенная из него стрела берется под контроль игрока и летает под нашим управлением, шпионя за врагами, и взрываясь, когда настигнет недруга (а может союзника) или препятствие. Не это ли аналог средневекового дрона?
Помимо основного вооружения, в магазине, перед началом раунда, мы можем докупить броню (в четырех вариантах: от слабой кожаной, до сильной волшебной), свитки с единоразовым усилением (защита от огня, защита от падений с высоты, скорость, невидимость и т.д.) и гранату (H.H.G.A.), которая выглядит как Святая Граната из Worms, только без характерного звука.
LM&M содержит в себе три классических режима игры, которые знакомы всем игрокам онлайновых сессионных шутеров:
- Командный десматч. Когда две команды воюют друг против друга, пока не наберут необходимое количество очков
- Спасение принцессы. Аналог спасения заложников. Добрые должны вызволить принцессу из темницы
бытового плена, а злые не должны допустить чтобы принцесса сбежала к карете. - Побег полководца. Аналог спасения ВИП-персоны. Полководец хорошо вооружен и защищен. Одна команда должна вывести полководца с карты, а другая - привести его в могилу.
Есть в игре и два уникальных режима, чисто фэнтези-стайл:
- Меч в камне. На карте находится некий аналог Экскалибура, втиснутого в каменную глыбу. Тот кто вытащит этот меч (а достойным окажется любой игрок), должен доставить его в определенное место на карте, чтобы выиграть раунд. Носитель меча не может пользоваться другим оружием и сражается только в ближнем бою (зато Экскалибур убивает с одного удара). Если вы оказались нубом и погибли с мечом в руках, то враг сможет его подобрать и донести сам в нужное место, выиграв раунд для своей команды. Как видно, этот режим схож с режимом Capture the Flag
- Убийство дракона. Обычный team deathmatch, с огромным спящим драконом под боком. Цель карты - разбудить дракона (можно грубо) и убить его. Сам ящер будет всячески сопротивляться и стараться закидать вас огненными шарами. Действие осложняется тем, что вражеская команда вряд ли позволит вам спокойно завалить дракона, а скорее попытается устранить конкурента по охоте. И вот, в это месиво из непримиримых врагов, дракон будет закидывать свои "огненные пирожки".
На любой карте можно включить нейтральных монстров, которые будут мешать спокойной игре, добавлять изюминку и дополнительные деньги за свое убийство. Конечно, с нейтралами можно и одному погонять на картах, но это все равно скучно (как я выяснил).
Для 2001 года игра обладала идеальный сетевым кодом, без каких-либо лагов - над этим разработчики славно потрудились. Графика была очень красивой - движок из Aliens versus Predator 2 радовал нас прекрасным внешним видом. Львиную долю контента из LM&M (монстров, ландшафт, здания, визуальные эффекты) New World Computing (разработчик) перенесут в Might & Magic IX, печально известную игру, где тот же самый движок решил деградировать.
Несмотря на то, что игра закономерно провалилась, оставшись практически неизвестной, потенциал у нее был огроменный! В том числе и потенциал для добавления нового контента. Жаль что 3DO поскупилась на сильную маркетинговую политику и плотную поддержку игры после выхода, в том числе, поддержку серверов. Сейчас вы не найдете «счастливчика», который сыграет с вами сессию в LM&M (хотя бы потому, что она нигде не продается), но я посмотрел записи сетевых игр на YouTube, и скажу, что у CS мог появиться серьезный конкурент. Поразительно, как Легенды Мечи и Магии, в 2001 году, были предтечей того, что сейчас вовсю смакуют игроки в какой-нибудь Overwatch или Apex Legends: быстрого сессионного шутера, в основе которого запоминающиеся персонажи и комбинирование их уникальных способностей на поле боя. Пусть в LM&M уникальными были не герои, а их оружие, и пусть даже это оружие не сбалансировано (ну игру слишком быстро похоронили), даже базовая механика дарила новый игровой опыт, отличный от Counter-Strike. Команда из New World Computing предугадала будущее онлайновых шутеров, но суровый игровой рынок и ошибки издателя не позволили этой идее вырваться из болота забвения.
#mightandmagic #legendsofmightandmagic #shooter #first-personshooter #multiplayer #counter-strike #fantasy #lithtech