Найти в Дзене
Formand

Что такое Pedal Assist System или простыми словами о режиме ассистента

Оглавление

При выборе электровелосипеда, особенно при изучении характеристик конкретной модели на сайтах различных интернет-магазинов часто сталкиваешься с таким понятиями, как «помощь педалированию», «система PAS», «режим ассистента». На самом деле, систем управления двигателем электровелосипеда – несколько. И об одной из них – системе Pedal Assist (PAS) – пойдет речь в этой статье.

План статьи:

  1. Что такое система Pedal Assist (PAS)?
  2. Принцип работы Pedal Assist System
  3. Простой пример установки системы PAS на электровелосипед
  4. Преимущества использования PAS

Известно, что электровелосипед (E-bike, Ebike) – велосипед со встроенным электрическим приводом, полностью или частично обеспечивающим движение транспортного средства. Электровелосипед – далеко не новинка сегодня: по всему миру доступно огромное количество различных по своим характеристикам моделей. Но, как правило, их разделяют на две большие категории:

Pedelec – тип электровелосипедов, где электродвигатель применяется в качестве дополнительного механизма, снижающего нагрузку при вращении педалей. Электромотор данного типа электровелосипедов не может начать работать без участия педалей.

E-bike – тип электровелосипедов, где управление скоростью мотор-колеса осуществляется посредством ручки газа.

Для реализации принципа управления электрической тягой, как вспомогательным источником мощности, на электровелосипеды устанавливают систему PAS (Pedal Assist System).

Что такое система Pedal Assist (PAS)?

PAS (Pedal Assist System) – система ассистирования педалями, созданная в помощь райдеру для того, чтобы облегчить процесс управления электровелосипедом. Данная система получила широкое применение и распространение в Европейских странах.

Аббревиатура PAS является общим термином для устройств, автоматически приводящих в действие двигатель, когда велосипедист крутит педали, без необходимости при этом нажимать ручку газа.

Электровелосипед, оборудованный системой PAS, обычно имеет на руле кнопку управления для выбора уровня помощи. Стандартный вариант обычно – это три уровня, переключаемые сенсорными кнопками на экране велокомпьютера. Данная система позволяет выбрать нужный на определенный момент уровень мощности, а не просто отзывается на педалирования, включая мотор-колесо на всю мощность.

-2

Также помощь системы PAS может регулироваться при помощи LCD-дисплея (стандартный вариант – 5 уровней мощности, где 1 – минимальная (примерно 10% от мощности контроллера), и 5 – максимальная мощность). В большинстве случаев система PAS устанавливается на модели электровелосипедов, максимальная скорость которых не превышает 25-30 км/ч.

-3

Принцип работы Pedal Assist System

Принцип работы простой системы PAS основан на работе датчика и специальных магнитах. Датчик реагирует на вращение педалей. Когда велосипедист начинает вращать педали, датчик формирует управляющие импульсы для контроллера, который, в соответствии с передаваемой информацией, приводит в движение мотор-колесо. Таким образом, чем выше частота вращения педалей, тем быстрее контроллер заставляет двигатель вращаться. При прекращении вращения педалей питание двигателя также прекращается. Поэтому целесообразна комплектация электровелосипеда не только PAS, но и ручкой газа. Впрочем, обычно так и происходит, и на современных моделях электровелосипедов система PAS обычно выполняет второстепенную роль.

В последнее время на рынке появились более совершенная система помощи педалированию с датчиком крутящего момента. Датчик крутящего момента обычно устанавливается либо на кривошип педали, либо рядом с задним дропаутом и измеряет реальную нагрузку при вращении педалей, передавая контроллеру расчетные данные. Что позволяет координировать частоту оборотов мотор-колеса с частотой вращения педалей.

Количество прилагаемого крутящего момента практически точно соответствует количеству мощности, которая необходима на любом этапе педалирования (как при размеренной езде, так и при езде с ускорением и при подъеме в горку). Мощность мотора при использовании датчика крутящего момента регулируется плавно, в зависимости от интенсивности вращения педалей. Соответственно, датчик крутящего момента PAS функционирует намного лучше, чем магнитный датчик PAS. И разница при этом очевидна.

Простой пример установки системы PAS на электровелосипед

Датчики PAS по своему исполнению (а также и стоимости) бывают различны. Вот далеко не полный список конфигураций для примера:

  1. Датчики PAS на 8 магнитов (подходят под любые каретки картриджного и насыпного типа, но устанавливается преимущественно на правую сторону и требует зазор 3 мм).
  2. Датчики PAS на 10 магнитов (для кареток с внешними подшипниками без наличия зазора, устанавливаются на правую сторону).
  3. Датчики PAS на 12 магнитов (устанавливаются на большую часть кареток картриджного типа на промподшипниках, на левую сторону с зазором на менее 4 мм).
  4. Универсальные датчики на 12 магнитов, которые устанавливаются без разбора каретки на любую сторону и подходят к любым кареткам, где есть зазор между шатуном и кареткой 4 мм).

Так как цель статьи не заключается в подробном обзоре каждой конкретной конфигурации, а состоит в общем ознакомлении с понятием Pedal Assist System, то заострять внимание на этом не будем, и приведенный выше список – лишь пример того, что можно встретить в продаже.

Как установить систему PAS на электровелосипед?

Стандартный комплект Pedal Assist System включает металлическое кольцо с датчиком PAS и диск с несколькими постоянными магнитами. Установка данной системы довольно проста: кольцо помещается на шатуны, и привод подключается к контроллеру. Пошагово процесс выглядит так:

1. Демонтируется педаль с шатуном и отвинчивается гайка, фиксирующая вал.

2. Кольцо с датчиком размещается на оси педалей.

3. Пластиковое магнитное кольцо размещается непосредственно на оси педалей. Для нормальной работы датчика необходимо, чтобы промежуток между датчиком PAS и диском с магнитами не превышал 5 мм.

4. Шатун педали устанавливается обратно, надежно затягивается гайка оси.

5. Провод от системы PAS подключается к выводу на контроллере.

Преимущества использования PAS

Итак, каковы же преимущества использования Pedal Assist System? Уже было сказано о том, что данная система – вспомогательная и на электровелосипедах применима непосредственно в совокупности с ручкой газа. Однако, одной из причин использования PAS может выступать следующая. Например, когда вы проживаете в стране, где электрические велосипеды с ручкой газа запрещены (где на законодательном уровне запрещен ввоз электровелосипедов с ручкой газа). Российскими законами не запрещено использование ручки газа на электровелосипеде, и на электровелосипеде с двигателем мощностью до 250 Вт можно спокойно ездить даже без прав.

Очевидным преимуществом использования системы PAS в электровелосипедах является увеличение срока службы аккумуляторов. Очевидно, что наибольшая нагрузка на аккумулятор происходит при запуске двигателя с использованием ручки газа, а применение PAS позволяет сэкономить ресурс АКБ до 20%. Использование ассистента педалированию позволяет проехать дольше, чем это могло бы быть только на электротяге.

Еще одной причиной для использования PAS (и эта причина может быть для многих неочевидна) является то, что в процессе езды на электровелосипеде вы все равно даете себе физическую нагрузку. Пусть даже небольшую, но она есть. Вы не потеете, не устаете, но ваше тело включается в работу, а ноги не просто «отдыхают» на педалях, как на подставках. Получается, что электровелосипед при этом не просто выполняет функцию мопеда, как если бы вы ехали только на электротяге, крутя ручку газа, но и приносит пользу своему владельцу, поддерживая его физическую активность.

Еще больше интересных статей и обзоров об электротранспорте только на нашем канале: подписывайтесь, чтобы не пропустить всё самое интересное!
Еще больше интересных статей и обзоров об электротранспорте только на нашем канале: подписывайтесь, чтобы не пропустить всё самое интересное!