Найти тему
Жорик – историк

Поражение, которое оказалось лучше победы

Оглавление

Главное не победа, а участие! Всем нам знакома эта фраза, которая шагнула далеко за рамки спорта. Ее приписывают организатору Олимпийских игр барону Пьеру де Кубертену, однако мало кто знает насколько драматична история ее появления.

Имя Джона Хейса сегодня знакомо только узким ценителям легкой атлетики. Это американец, который стал олимпийским чемпионом в марафоне в Играх 1908 года, проводимых в Лондоне. Про него в сегодняшнее время не вспоминает никто. В отличие от человека, который вообще не вошел в итоговый протокол того забега. Но который все-таки победил. Имя ему Дорандо Пьетри и именно его финиш вдохновил барона де Кубертена на фразу, ставшую известной в веках.

Каприз короля

Что же такого сделал Пьетри? Просто-напросто победил в марафонском забеге. Но какой ценой! Про это стоит рассказать отдельно.

Раньше марафонская дистанция составляла сначала 38 километров, потом 40. Такой она должна была быть и в 1908 году в Лондоне. Организаторы оборудовали трассу, разметили ее, но тут внезапно вмешался английский король Эдуард VII, большой поклонник легкой атлетики. Ему захотелось, чтобы в комфортных условиях можно было наблюдать и старт дистанции с балкона королевского дворца в Виндзорском замке, и ее финиш из ложи на стадионе.

Виндзорский замок, около которого был дан старт марафону/ © polzam.ru
Виндзорский замок, около которого был дан старт марафону/ © polzam.ru

Организаторам пришлось срочно менять маршрут, да так, что он оказался длиннее на целых два километра и стал составлять 42 километра 195 метров. Участников марафона, коих было 56 человек, поставили перед фактом. Неизвестно как остальные, но итальянский бегун Дорандо Пьетри наверное до конца дней благодарил английского короля за эту реформу, которая в итоге сделала его знаменитым на весь мир.

Забег всей жизни

23-летний итальянский бегун с 18 лет готовился преодолеть самую главную и почетную дистанцию в легкой атлетике. До этого он выиграл несколько забегов в Италии, победил в марафоне в Карпи и к олимпийским стартам в Лондоне подошел в отличной форме. Известие об увеличении дистанции его расстроило, но Пьетри рассчитывал грамотно распределить свои силы, чтобы ближе к финишу оставить всех преследователей далеко позади. Да, он был фаворитом этого забега, но рядом с ним стартовало много сильных и выносливых бегунов и главные соперники – южноафриканец Чарльз Хефферон и американец Джон Хейс.

Дорандо Пьетри/ © polzam.ru
Дорандо Пьетри/ © polzam.ru

Старт марафона состоялся 24 июля 1908 года в условиях необычайно жаркой для Англии погоды. Пьетри, бежавший в белой майке и красных трусах, долгое время сознательно держался в середине всей группы, сберегая силы.

Вот минул 30 километр, и итальянский бегун медленно начал наращивать скорость. На 32-м километре он уже был вторым, держась за спиной Хефферона, а через 7 километров обошел и его.

Между Пьетри и золотой медалью было всего 3 с небольшим километра, а если бы дистанция была 40 км, то всего несколько сот метров. Но дальше разыгралась драма, которой спортивный мир еще не видел

Упорство

После 40-го километра силы окончательно покинули Пьетри. В условиях сильной жары его состояние стало почти невменяемым. И вот под нарастающий гул толпы он появляется на стадионе, по которому надо было пробежать всего три четверти круга, чтобы финишировать напротив королевской ложи.

Пьетри на трассе марафона/ © polzam.ru
Пьетри на трассе марафона/ © polzam.ru

И тут случилось странное – Пьетри, вбежав на стадион, повернул совсем в другую сторону. Зрители опешили, а к бегуну бросились судьи. Они остановили ему и кое-как смогли объяснить, что бежать надо в противоположном направлении. Дорандо повернул и... упал. Подняться ему удалось только при помощи судей. Но дальнейший бег уже больше походил на бой гладиаторов.

Последние 200 метров дистанции Пьетри не просто бежал, а еле-еле ковылял. Силы опять покинули его и он упал. Попытался подняться, но вновь рухнул на полотно беговой дорожки. К нему уже спешил врач, но Пьетри опираясь руками сумел сесть. По внешнему виду спортсмена было понятно, что он находится в невменяемом состоянии, плохо понимая что творится вокруг.

Врач помог ему подняться и попытался увести со стадиона. Но Пьетри покачал головой, отстранил помощь врача и вновь попытался побежать. Эти последние 200 финишных метра спортсмен преодолевал 10 минут! Только этого показателя достаточно, чтобы представить в каком состоянии находился спортсмен.

Линию финиша он пересек, поддерживаемый главным судьей Джеком Эндрю с одной стороны и врачом Майклом Балгером с другой. Сразу после финиша бегун потерял сознание и рухнул на руки врача. Только через три часа стало ясно, что смертельной опасности нет.

Дорандо Пьетри на финише/ © polzam.ru
Дорандо Пьетри на финише/ © polzam.ru

Правила есть правила

Артур Конан Дойл, который в то время работал на Играх репортером, впоследствии написал:

«Величайшие усилия итальянца никогда не будут вычеркнуты из истории спорта независимо от решения судей».

Говоря о судейском решении он имел в виду оглашение победителей марафонского забега. А ведь по правилам помощь марафонцу не допускалась, поэтому победа Пьетри вовсе не была таковой. Вторым к финишу прибежал американец Джон Хейс и американская делегация даже не дожидаясь оглашения победителя, сразу же подала протест, требуя дисквалифицировать Дорандо Пьетри. Но даже без протеста было ясно, что правила нарушены – налицо посторонняя помощь, да еще и со стороны судейской коллегии. В общем золотая медаль марафонского забега досталась Джону Хейсу, а Пьетри вообще был исключен из итогового протокола.

Внезапная слава

Однако все газеты, освещавшие Олимпиаду–1908, писали вовсе не про чемпиона Хейса (которого, к слову, тоже унесли на носилках), а о мужестве Дорандо Пьетри, который буквально дополз до финиша.

Супруга британского монарха королева Александра даже распорядилась вручить итальянскому бегуну точно такой же кубок, который достался победителю. Только вот был он не золотой, а позолоченный. Однако итальянский бегун впоследствии получил гораздо больше.

Вручение второго кубка королевой Александрой/ © polzam.ru
Вручение второго кубка королевой Александрой/ © polzam.ru

На него обрушилась всеобщая слава – люди приглашали его выступить с рассказом о том драматическом забеге, ему жертвовали немаленькие суммы денег, Пьетри был везде нарасхват. Он не растерялся и вполне успешно смог впоследствии монетизировать эту славу, став не только известным, но и богатым человеком.

Проповедь, шагнувшая в народ

Спустя несколько дней в соборе Святого Павла американский епископ из Пенсильвании Этельберт Талбот произнес утешительную речь в честь непобедившего итальянца. Мудрый пастор говорил красиво и витиевато, а смысл его проповеди сводился к фразе, которую позже и произнес Пьер де Кубертен: "Главное – не победа, главное – участие!"

С этого момента выражение шагнуло в народ. Однако, к чести барона, стоит сказать, что он никогда не приписывал себе авторство этой фразы, отдавая все лавры пастору и журналистам, правильно уловившим смысл проповеди.

Что же до героя статьи, то он после того самого памятного финиша вовсе не закончил спортивную карьеру. Дорандо Пьетри еще несколько раз участвовал в марафонах, соревнуясь, в том числе, и с американцем Хейсом (и два раза выиграв у него). Однако золото Олимпиады – оно одно, и больше у итальянца побед на Олимпиадах не было. Но кто сказал, что это важно?

Ведь главное, не победа, главное – участие!

Еще одна история, связанная с легкой атлетикой повествует о самом известном спортивном бренде в мире. А вы знали, что знаменитые три полоски Adidas были в свое время выкуплены у правообладателя за пару бутылок виски и немного денег?

(При написании статьи использовались материалы с сайтов: sport-express.ru; aif.ru; polzam.ru)