Крутой побег от Бена Аффлека. Один из лучших триллеров от создателя "Бойцовского клуба" и "Семи".
(Gone Girl, 2014, США)
Что ни говори, а 2010-е для культового режиссера Дэвида Финчера ("Семь", "Бойцовский клуб", "Игра" и мн. др.) были очень разнообразны в жанровом плане. Тут вам и ремейк "Девушки с татуировкой дракона", и скандальный сериал "Карточный домик", и детективно-психологический сериал "Охотник за разумом", и черно-белая историческая драма с Гари Олдманом "Монк", и прикольные эксперименты в мультсборнике "Любовь. Смерть. Роботы"... Ну и, разумеется, любимые Дэвидом, музыкальные клипы, с которых он начинал свой трудовой путь, и которые, пусть редко, но все еще иногда делает.
Однако, во всей этой творческой мешанине был лишь один фильм, посмотрев который, вы могли сказать: "Да, вот же он, старый добрый Финчер в своем классическом амплуа!".
И называется этот фильм... Держим интригующую паузу...
...Блин, ну да, не получилось интриги, ведь вы уже прочли заголовок обзора.
Тем не менее так и есть: "Исчезнувшая" - единственная вышедшая в 2010-х картина, где старина-Финчер по-настоящему тряхнул стариной. И забацал для нас триллер по своей фирменной технологии: с многослойной, как вафельный торт, интригой, неоднократным выворачиванием сюжета наизнанку, целой слаломной трассой в нем поворотов-нежданчиков и развязкой в духе "На-кося выкусите!".
И всё это - под острым соусом запутанного психологизма. Которого тут столько, что его хватило бы на полдюжины обычных драм о криминально-бытовых супружеских разборках, какой, по сути, и является эта финчерова лента.
Двумя электродами, благодаря которым местный сюжет заискрит и затрясется от напряжения, являются герои Бена Аффлека и Розамунд Пайк. Те, кто доселе еще не встречались ни в одной картине, однако, впаянные в электросхему Финчера, показали себя чертовски своеобразным и энергичным дуэтом. При том, что Беня Тимофеевич, по сути, отыграл привычную для него роль приторможенного себе-на-уме флегматика. А вот Розочка Юльевна приятно удивила нетипичным образом, производящим по ходу фильма гигантскую ломку всех ее шаблонов. Примерно так, как годом ранее отожгла в "Советнике" у Ридли Скотта Кэмерон Диас. Только там у Диас была лишь роль второго плана, а здесь Пайк мчит по сюжету главным бульдозером, громыхая траками и сметая все на своем пути.
Любо-дорого посмотреть и послушать!
Хотя, казалось бы, ну какой триллер можно замутить на банальных дрязгах мужа и жены, коих тут величают Ник и Эми (Аффлек и Пайк)? Которые на начало фильма хотят отпраздновать пятилетний юбилей своей свадьбы, но, когда Ник приходит домой, он не обнаруживает там Эми.
Зато обнаруживает другое: подозрительный бардак, напоминающий следы борьбы. Возможно, с последующим похищением жены какими-то негодяями, ведь этот разгром-лайт учинил точно не Ник. По крайней мере зритель видит у него на лице искренние следы oxy... растерянности. Которые Нику явно нет нужды симулировать, будучи дома в одиночестве, а о вас, сидяших по ту сторону экрана, он все равно не догадывается.
Короче говоря, Эми и вправду исчезла, оставив после себя, кроме бардака, лишь любовные записочки-угадайки - типа подсказки к игровому квесту на свадебный юбилей (экие фантазеры-затейники - нет бы просто побухать без лишних телодвижений, как нормальные люди!). Впрочем, с привлечением полиции и волонтеров квест этот превратился в масштабную операцию по розыску нашей горячей красотки. Либо ее хладного трупика - уж как повезет. А всё потому что скоро в доме у Ника найдут плохо замытые следы крови... вернее, даже кровищи, и полиция станет с ним уже не так вежлива.
Ну а пока вращается барабан... в смысле идут поиск и следствие, нам будут зачитывать дневничок Эми и показывать флэшбэки их с Ником пятилетки супружеской жизни. Откуда мы узнаем, какая она была тонко чувствующая няшка, а Ник - типичный лузер по жизни. Вобравший в себя, похоже, все недостатки, что только могут скопиться за душой у мужика на пятом году брака. В том числе, возможно, и искушение умертвить дражайшую супругу, застрахованную на миллион с лишним баксов - ненуачо, зря, что ли, страховые взносы платил и нервы с нею трепал?
Однако вы же знаете Финчера - долго такой порядок вещей в его триллере продолжаться не может. И вскоре всё это обернется такой сюжетной чехардой, что только успей вовремя ремнями к зрительскому креслу пристегнуться. А за той чехардой попрет другая чехарда, еще чехардовее. И так - пока не наступит срок огорошить вас экстравагантной развязкой и финалом, что, как известно, у Финчера тоже не дают эмоциям зрителя пощады. По крайней мере в его классических триллерах - точно.
***
В общем, не все в курсе, что впоследствии и Бен Аффлек, и Розамунд Пайк пытались "повторить банкет", снявшись в аналогичных образах. Только уже не вместе и у других триллеристов: в "Глубоких водах" Лайна (Аффлек) и в "Аферистке" Блэйксона (Пайк). Что тоже, к слову, получилось у них круто, даром что в плане известности те фильмы до уровня "Исчезнувшей" и не дотянули.
Хотя последнее вполне естественно. Слишком уж сильная картина получилась в 2014-м у Финчера, чтобы ее можно было вот так, без разбега, перепрыгнуть. И даже больше, чем просто картина. Ибо в ней Дэвид практически в научно-популярной форме преподал всем мастер-класс, как надо снимать психологические триллеры. Такие, чтобы они были а) нескучные и б) поучительные, ведь мораль у "Исчезнувшей" столь суровая, что зарубается на носу любого легкомысленного мужика безо всякого топора.
Трейлер фильма (возрастной рейтинг 16+):
Всем, кто желает угостить автора коньячком: