Нередко Михаила Александровича Врубеля называют русским Ван Гогом. Имена обоих художников связаны с таинственной атмосферой, трагической судьбой и неоспоримой гениальностью. Русский музей предлагает петербуржцам и гостям города погрузиться в жизнь и творчество великого художника – Михаила Врубеля – и прочувствовать каждую деталь увиденного.
Заходя в сто шестой зал корпуса Бенуа, оказываешься среди буйства красок и потока культур разных миров. Слева – Италия, справа – Испания, а посередине – автопортрет художника со знаменитой раковиной в руке и лебедем в правом дальнем углу, символизирующим светлый разум и надежду на избавление от душевных мук. В период, когда появилась вера в психическое восстановление художника, Михаил Александрович решил запечатлеть этот момент, как бы занося в рамки картины свое неустойчивое, но ясное сознание.Далее – портреты трех важных людей в жизни Врубеля — Кончаловского, Мамонтова и Арцыбушева. В то время это были чуть ли не единственные люди, действительно признавшие талант Врубеля. Декадентский стиль художника был сложен для современников, но не для этих людей.
Петра Кончаловского и Врубеля связывали рабочие отношения: художник по инициативе общественного деятеля был привлечен для работы над иллюстрациями собрания сочинений М.Ю. Лермонтова, что стало отправной точкой и неким вдохновением для создания знаменитых Демонов. С Мамонтовым, крупным тогда меценатом и художественным деятелем, в 1889 году Врубель завязал крепкую дружбу; а уже в декабре того же года переехал в московский дом Саввы Ивановича, где написал одну из самых популярных работ «Демон сидящий».
С Константином Арцыбушевым Врубель познакомился благодаря Мамонтову. Потомственный дворянин заказал портреты себя и жены Михаилу Александровичу, так как увидел в нем талантливого художника с уникальным видением. И не ошибся: как лаконична палитра, используемая в портрете, насколько изящны руки Арцыбушева, выделяющиеся в контрасте со строгим черным костюмом, как точно передается напряжение, царящее в воздухе кабинета.
Оказавшиеся в одном зале, прекрасная цветущая сирень и таинственные демоны поначалу внушают страх и вызывают непонимание. Но приглядевшись, такое пространственное решение становится очевидным. Тайна, открытая художнику цветением фиолетовых, лиловых и белых красок, так и осталась неразгаданной: над произведением «Сирень» 1901 года Врубель работал два летних сезона подряд и так и не закончил работу. Если в «Сирени» 1900 года изображена скромная красавица среди пышно цветущего дерева, то в «Сирени» 1901 года дама, представленная Врубелем, как Татьяна вызывает большое количество вопросов. Многие критики и историки полагают, что имя отсылает к роману Пушкина. Почему она в белом, куда устремлен ее испуганный взгляд, кто взвивается над ней среди ярких кустов сирени, и что еще хотел сказать Врубель? Ответом на все эти вопросы будто бы становится «Демон».
Напротив – Демоны «сидящий» и «летящий». Первый, несмотря на его композиционную четкость, обладает большей таинственностью. Техника Врубеля, которую многие называют мозаичной, в «Демоне сидящем» раскрывается во всей красе: мазки широкой кисти преображают цветы в кристаллы, переливающиеся на заходящем солнце.
Кто он такой, сидящий на закате, среди цветущей и полыхающей алым цветом растительности? Сам же Врубель говорил, что его Демон — дух страдающий, величавый, но не злобный. В нем вероятнее всего художник стремился отразить собственный разлад души, мечту о чем-то неземном, неизвестном человеку.
Неспешно передвигаясь в следующий зал, попадаешь в сказку. «Царевна-лебедь», написанная в период работы над декорациями оперы Римского-Корсакова «Сказка о Царе Салтане», привлекает внимание неотразимой изящностью и женственностью. Особенным это произведение делает то, что художнику удалось запечатлеть процесс слияния реального и фантастичного: за счет сочетания белого, синего и фиолетового цветов и отточенной техники Врубеля, отдающей издалека перламутровым блеском, становится действительно непонятно, кто на картине — девушка или птица. Искусствоведы полагают, что на полотне изображена жена Михаила Александровича Врубеля — Надежда Ивановна Забела, исполнившая партию Царевны-лебедь в опере Римского-Корсакова.
В последнем зале собраны разноплановые работы: и портреты самых близких людей — жены Надежды и сына Саввы, умершего в возрасте двух лет, и сказочные «Пан» и «Тридцать три богатыря», и «Тени лагун», ставшие эскизом к блюду «Садко», и последние работы художника из больницы.
Дойдя до конца, прослушав гида о последней картине, представленной на выставке — «Шестикрылый Серафим», испытываешь наслаждение и страх, грусть и изумление, восхищение и отчаяние. Таким отзывается творчество великого творца конца XIX – начала XX века. Выставка к 165-летию со дня рождения Врубеля — возможность окунуться в мир тайн и загадок, которые художник оставил человечеству, чтобы каждый смог найти свой ответ.
Автор: София Спехова