Люблю высокие соборы
А. Блок
Люблю высокие соборы,
Душой смиряясь, посещать,
Входить на сумрачные хоры,
В толпе поющих исчезать.
Боюсь души моей двуликой
И осторожно хороню
Свой образ дьявольский и дикий
В сию священную броню.
В своей молитве суеверной
Ищу защиты у Христа,
Но из-под маски лицемерной
Смеются лживые уста.
И тихо, с измененным ликом,
В мерцаньи мертвенном свечей,
Бужу я память о Двуликом
В сердцах молящихся людей.
Вот — содрогнулись, смолкли хоры,
В смятеньи бросились бежать…
Люблю высокие соборы,
Душой смиряясь, посещать.
В поселке есть православный храм, названный его создателями в честь апостолов «Церковь Петра и Павла».
Расположен храм в Северной части поселка (в Зареке). Еще севернее, на самой окраине поселка имеется карьер, образовавшийся, по моему мнению, в результате добычи строительного материала для возведения храма.
В поселке было много верующих, для которых в храме регулярно совершались различные церковные обряды: богослужения, венчания, крестины, отпевания покойников, исповеди и т.п.
Запомнился мне крестный ход с песнопениями вокруг церкви – молитвенное шествие прихожан, возглавляемое священниками, держащими в руках иконы. Помню, как меня и других детей во время этого крестного хода заставляли проходить под столом.
Меня и брата Сашу мать приучала к вере – заставляла молиться перед иконой, расположенной в верхнем углу кухни, водила нас в церковь на различные религиозные богослужения, праздники. Лишь только после приёма меня в октябрята я сказал матери, что в школе нам молиться запрещают, она сказала в ответ что-то осуждающее этот запрет, но с тех пор молиться не принуждала.
Мать была глубоко и искренне верующей - она неукоснительно соблюдала все религиозные праздники, обряды. В углу горницы, как и на кухне тоже была икона. Часто можно было слышать, как мать стоит перед иконой и молится, произнося какие-то молитвенные слова. К нам домой часто заходила пожилая женщина по имени Ольга, проживавшая на ул. Февральской. Эта Ольга была истинно верующей до фанатизма, знала все религиозные праздники и обряды, мать постоянно с ней советовалась по религиозным вопросам, фактически она была для матери религиозным духовным наставником.
Отчим д. Боря был атеистом. На религиозной почве между ним и матерью иногда возникали перепалки. Отчим приводил примеры «нерелигиозного» поведения священников в мирской жизни, а мать в сердцах отвечала ему: «Я в церковь хожу не к попам, а к богу!»
Церковные праздники мать соблюдала неукоснительно. К каждому религиозному празднику одевалась нарядно.
Перед входом в церковь всегда было много ожидающих милостыню нищих, мимо которых мать никогда не проходила безучастно. Собираясь в церковь, она заранее готовила для нищих подаяния, при этом, каждому нищему что-нибудь, да подавала, что демонстрировало щедрость её православной души.
Помню, как-то мать привела меня в церковь. Зайдя в церковь, я увидел справа на помосте стоял гроб с усопшим, вокруг которого стояли люди, и ходил священник с кадилом, произнося молитвенные слова. Это было отпевание покойника.
Не забыл и день, когда меня крестили. Помню, но только смутно, в общем, без деталей. Мне было уже 2 годика, когда мать привела меня в церковь для крещения. В левой части главного помещения церкви на скамейке стояла ванна с водой (купель). Рядом стояли священник, женщина в черном, видимо какая-то служительница, возможно монашка. Священник в присутствии матери и монашки несколько раз опустил меня в купель, произнося какие-то слова, затем меня обернули в большое полотенце и мать с монашкой унесли меня в маленькое помещение, где жила или работала монашка. Поставили на какой-то комод и дали что-то сладкое.
На всю жизнь запомнилась Пасха – самый радостный и самый почитаемый праздник в православном мире. Помню, на пасху мать всегда готовила, куличи, крашеные яйца, картофельные шаньги. Заранее испеченный кулич стоял на комоде в горнице и ожидал своего часа. Мы детишки смотрели на него и с нетерпением ждали наступления пасхи, когда можно будет поесть кулич, вареные яйца, шаньги. В день Пасхи люди при встрече говорили друг другу «Христос воскресе», им отвечали «Воистину воскресе». В этот день раздавали нищим деньги, выпечку, яйца и т.п.
Я не верующий, хотя и крещёный и противоречия в этом нет. Каждый человек в соответствии со свободой совести и вероисповедования вправе выбирать религию или не исповедовать никакой. Главное в этом аспекте – не агитировать за какую-либо религию и не вести пропаганду против какой-либо религии. Каждый человек, без психологического давлении должен самостоятельно, осознанно осуществлять свой выбор – быть верующим или не верующим. Быть терпеливым, как модно выражаются «толерантным» к чувствам верующих, уважать эти чувства, не становиться на тропу воинствующего атеиста, не рядиться в обличье верующего, если не веришь в существование Бога, если не соблюдаешь все церковные каноны, обряды, праздники.
Сыграла ли церковь в моей жизни какую-то существенную роль – сказать не могу. Скорей всего она отложилась в моей памяти только лишь, как атрибут моего детства, как часть души моей матери.
Каждый человек имеет право на свободу вероисповедования. Никто не имеет права принуждать человека читать библию, евангелие. Но, по моему глубокому убеждению, каждый, кто соотносит себя с православным миром, обязан знать десять заповедей.
Найди их текст в Интернете, прочитай и соблюдай их всю жизнь, независимо от того, веруешь ты или нет, посещаешь церковь или нет. Они, как лакмусовая бумажка, как нравственный кодекс помогут определить нравственные приоритеты твоей жизни, помогут распознавать душу людей, с которыми ты общаешься в жизни.
В православных заповедях отражены основные принципы жизни человека, которые распространяются и на неверующих, эти заповеди можно считать нравственным кодексом жителей всех стран, кроме некоторых стран, нравственно вырождающихся. Разработаны эти заповеди не каким-нибудь церковным дьячком в его келье, православные заповеди – это плод размышлений философов, богословов нескольких столетий.
Соблюдай эти заповеди, соизмеряй своё поведение с ними, и ты никогда не совершишь безнравственного поступка, тем более преступления!
Каково мое отношении к религии? Я – атеист, несмотря на то, что крещеный. И в этом нет противоречия. Я атеист не воинствующий, атеист просвещенный, лояльный, т.е. терпимо относящийся к чувствам верующих, ко всем видам вероисповедования (к христианству, исламу, буддизму и т.д.).
Религия возникла тысячи лет назад, стала неотъемлемой частью человеческой цивилизации, нашего бытия, поэтому недопустимо и бессмысленно отрицать её и бороться с ней. Но, недопустима и пропаганда вероисповедования, пропаганда той или иной религии, конфессии, тем более обозначение преимуществ одной религии перед другой. Все религии равны и человек сам должен прийти к вероисповедованию.
Сегодня многие носят нательный, православный крест. Одни отдают дань моде, другие носят православный крест с целью введения окружающих в заблуждение, чтобы сформировать у окружающих людей личный положительный образ для достижения определенной цели. Многие члены КПСС, «свято» верившие в «идеалы» коммунизма, сегодня, припрятав партийные билеты, также «свято верят» в Бога. Такие люди, как флюгер, «держащие нос по ветру», меняющие свои убеждения в зависимости от политической конъюнктуры, не заслуживают доверия - они могут предать и Христа и близкого человека так же, как предали свою партию! И лишь не многие носят крест, как истинно верующие православные. Такие верующие заслуживают уважения!
Кладбище.
«Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам».
А.С. Пушкин
Строки А.С. Пушкина наиболее точно отражают чувства, внутреннее состояние души каждого русского православного человека. Каждый раз, приезжая в Нейво-Шайтанский, я непременно посещаю кладбище – прихожу на могилу отчима, на могилу преподавателя физкультуры и военного дела Малыгина В.А, хожу по кладбищу и читаю надписи на крестах и памятниках.
А пепелище – это место, на котором был наш дом. Дом не сгорел в пожаре, но был использован на дрова как топливо покупателем нашего дома. При каждом посещении Нейво-Шайтанки я приходу к родному «пепелищу», долго стою на поляне перед местом, где был отчий дом, в котором я родился и вырос, вспоминаю мои детство, отрочество, юность.
В сельской местности ранее место погребения усопших называли «Погост». Позднее место захоронения стали называть «Кладбище» от производного слова «укладывать». На нашем Нейво-Шайтанском кладбище росли большие, стройные ели, поэтому в быту его называли еще «Ельник». Сегодня на кладбище подросли лиственные деревья, поэтому лес на кладбище, скорее стал смешанным.
Я посвятил отдельную главу кладбищу, поскольку наш дом (ул. Зеленая, 1) расположен был рядом с кладбищем. Для нашей семьи кладбище стало не только местом погребения усопших, но и частью нашего повседневного бытия, частью окружающего природного ландшафта, частью пейзажа. Выходишь из дома, видишь кладбище, идешь домой со школы, из магазина и т.д. видишь кладбище, смотришь из окна горницы, кухни – видишь кладбище. Поэтому не написать о кладбище, умолчать о кладбище, где покоятся наши предки, было бы явным неуважением к ним.
Кладбище расположено на окраине поселка в северо-восточной его части. Главный вход на кладбище с улицы Февральской. Сразу после входа стоял маленький деревянный домик сторожа (смотрителя) кладбища. Каковы его функции? Вероятно, в том числе и предотвращение фактов надругательства над могилами, фактов вандализма. В функции смотрителя входило также: указание свободных мест для погребения учет, контроль, распределение мест и т.д. В общем смотритель (сторож) следил за порядком, чтобы на кладбище было всё спокойненько, чтобы была исключительная благодать, чтобы никто не нарушал покой усопших, так много страдавших на белом свете.
На могилках усопших ставили в основном православные деревянные кресты. Умершим коммунистам и просто атеистам ставили небольшие стальные пирамидки с пятиконечной звездой наверху. Гранитных и мраморных памятников в тот период было немного, вероятно, в виду их ценовой недоступности. Сегодня гранитных памятников на кладбище в виду рыночной доступности значительно больше.
Иногда мать и отчим в беззлобном споре доказывали друг другу, кто раньше окажется в ельнике:
Мать: «Вот умру, некому будет стирать, готовить, мыть…»
Отчим: «Меня раньше тебя унесут в ельник!»
Мать: «Да ты разве умрешь, у тебя вон какая брюшина-то!»
Отчим: «Потому и умру раньше тебя, что брюшина такая – она большая от болезни и в ней вода, а вовсе не сало!»
Отчим действительно умер раньше матери, она пережила его на 20 лет, умерла на 91-м году жизни. И зачем спорили, какая разница, кто раньше умрет, все равно все там будем!
«Дорога в жизни одна,
И к смерти ведет всех она,
Днем раньше, днем позже умрешь,
Прошедшего ты не вернешь!
Один раз в жизни живешь,
Что хочешь от жизни берешь,
Но девушек пылких и рома бутылки,
С собой на тот свет не возьмешь».
О кладбище существует немало всяких «страшных» историй. Когда я еще не ходил в школу, дети иногда собирались и рассказывали «леденящие» душу истории о вурдалаках, пьющих кровь у живых людей, мертвецах, поднимающихся ночью из могилы и ходящих по кладбищу в белых одеждах. «Знатоки» кладбищенских историй говорили, что на кладбище возможно появление над могилами силуэтов мертвых, вследствие фосфора, испаряющегося из костей и поднимающегося на поверхность. 18 лет прожил я в доме рядом с кладбищем, но, ни разу не видел этих силуэтов!
Когда я учился в начальных классах, то приходилось возвращаться домой поздно вечером. Осенью в сентябре – октябре снег ещё не выпал, луны нет, темень хоть глаз выколи. Еще не доходя до дома Закожурниковых, мною овладевал страх. Пройдя дом Никитиных, я опрометью мчался к нашему дому (в направлении кладбища), лихорадочно открывал щеколду калитки и, зайдя во двор, с облегчением думал: «Слава богу, здесь меня вурдалаки, уж точно не достанут».
Но, напрасны были мои страхи. Ведь мертвые не встают из могил, вурдалаки существуют только в мифах, зомби в фильмах и недаром существует поговорка: «Не бойся мертвых, бойся живых!»
В родительский день на кладбище на могилках усопших родственники оставляли выпечку, варёные яйца, и очень часто разменную монету. Мы, мальчишки знали об этом и ходили на кладбище собирать эти монеты, которые использовали только для одной цели – для покупки билетов в кино. Когда на могилке находили монеты, то старались запоминать фамилию и имя усопшего, указанные на кресте или памятнике.
Предметы продовольствия мы, конечно, не трогали - голода не было, и предназначались они для птиц.
«Да высокая рожь колыхалася,
Да пестрели в долине цветы,
Птичка божья на гроб опускалася,
И, чирикнув, летела в кусты…»
Н.А. Некрасов
Похороны.
Поскольку наш дом на ул. Зеленой был расположен рядом с кладбищем, то нам часто приходилось видеть похороны и слышать траурные марши, сопровождавшие похоронную процессию, и эти похороны тоже запомнились мне, как неотъемлемая часть моей жизни в Нейво-Шайтанке.
При подходе похоронной процессии к воротам кладбища звуки похоронного марша становились все громче и, нарастая, достигали самых высоких нот, терзая душу и сердце. После захода на кладбище траурная музыка прекращалась. При опускании гроба в могилу реквием звучал вновь. Траурные марши на похоронных процессиях символизировали уважение к покойному, помогали родственникам усопшего пережить горечь утраты родного человека. В паузах траурного марша слышался надрывный, истошный скорбный плач родственников, которым для успокоения давали понюхать нашатырный спирт. Это не был плач Ярославны, это был пронзительный плач простой убитой горем русской женщины, провожавшей в последний путь своего мужа, или безвременного ушедшего сына, дочери. Чем сильнее и громче был плач, тем, считалось, была больше скорбь по почившему.
Запомнились мне первые похороны, когда мне было лет пять. Хоронили деда Павла, дом которого был напротив нашего дома наискосок. Дом этот сохранился до настоящего времени. Путь на кладбище устилали еловым лапником, ветками пихты, сосны, можжевельника. Существует несколько версий, почему последний путь покойника устилали ветками. Согласно одной из них разбросанные ветки означали, что усопший в последний путь шел по чистой дороге.
Рождение человека это первый шаг к его смерти. С момента рождения начинается обратный отсчёт времени его пребывания на белом свете. Но, никто из нас в то время не думал, что этот путь придется пройти и нам!
«Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь...
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть».
С. Есенин
pravoved1942@yandex.ru
#швецов владимир константинович #нейво-шайтанский #аэроклуб #вдв #десант #адвокат #юрист #сатка #куса #депутат