Писала историю Манежа в Москве и захотелось кратко рассказать о выдающемся русском инженере-испанце Августине Бетанкуре.
Августин Хосе Педро дель Кармен Доминго де Канделария де Бетанкур-и-Молина родился в родился 1 февраля 1758 года в Испании в городе Пуэрто-де-ла-Крус на острове Тенерифе. По происхождению был дворянином, предком мореплавателя, который объявил себя королем этих островов. В 1781 году закончил Академию изящных искусств, поступил в школу мостов и дорог в Париже. После этого в Англии изучал паровые машины.
В 1788 году был назначен директором Королевского кабинета машин в Мадриде и руководителем постройки телеграфа. Бетанкур был создателем бинарной кодировки с присвоением каждой букве восьмибитового кода. Он стал первым кодировщиком информации, почти на 50 лет опередивший Морзе с его азбукой.
В 1800 году Бетанкур создает корпус путей сообщений, где становится генерал-инспектором, занимается испанскими дорогами и мостами, входи в совет Финансов.
В 1803 году становится основным интендантом армии и генеральным шефом почты. В 1807 году уезжает во Францию. Несмотря на лестные предложения Наполеона в 1808 году переезжает в Россию по приглашению Ведомства путей сообщения.
В России создал паровую машину для черпания земли и применил ее в постройке канала между Петербургом и Ижорским заводом, создал новые чертежи для Тульского завода оружия и установил туда паровые машины, построил Казанскую литейную для производства пушек, переоборудовал мануфактуры по изготовлению хлопчатобумажных тканей в Павловске, разработал проект углубления Кронштадтского порта.
Стал первым ректором Института путей сообщения в Санкт-Петербурге - первого в России высшего инженерного учебного заведения. Бетанкур разработал специальную программу и учебные планы , которые предусматривали одновременную научную, инженерную и специальную подготовку, что было новым для России. Они стали образцом для других высших инженерно-технических школ, открывавшихся в России в 19 веке. Особой заслугой Бетанкура являлась организация в институте музея учебных образцов - "Особого зала", первого музея техники в России.
После войны 1812 года Россию наводнили фальшивыми деньгами, напечатанными Наполеоном. Перед Бетанкуром была поставлена задача замены существующих ассигнаций и устройства особого заведения для их изготовления. Он разработал новый тип бумаги с защитой сложным рисунком. В 1818 году в Петербурге начинается постройка Экспедиции заготовления государственных бумаг по чертежам, разработанным Бетанкуром. Для удобства инженер объединил типографию и бумажное производство в одном месте, на Адмиралтейском острове. За свою работу он получил орден Владимира и признание императора, а также бумага, произведенная на его заводе, получила право экспорта заграницу.
В 1816 году его назначили главным в Комитете по делам строений и гидравлических работ, а через 3 года директором путей сообщения страны.
В 1817 году по заказу Александра I разработал проект Манежа в Москве - уникального здания длиной 166 метров и шириной 45 метров. Уникальность здания в том, что у него не было внутренних опор, и крыша держалась только на внешних стенах.
Весной 1817 года, прибыв в Нижний Новгород, становится начальником Комитета строений, утверждает выбранное для строительства ярмарки место, однако не соглашается с архитектурным решением, в связи с чем самостоятельно принимается за проектирование ярмарочного ансамбля. Главный дом в духе классицизма и боковые административные корпуса образовывали центральную парадную площадь. Для защиты от весенних вод было насыпано основание высотой 3,5 метра. По берегам обводного канала было выстроено ещё более 40 каменных больших зданий для торговли и склада товаров. Подковообразный обводной канал 100-метровой ширины с трёх сторон окружал центральную часть архитектурного ансамбля. Уникальное гидротехническое сооружение, получившее имя Бетанкуровского канала, соединялось с Мещерским озером и Пырским каналом. По масштабу комплекс был сравним с гидротехническими сооружениями Петергофа. В настоящее время от канала и системы мостов ничего не осталось.
В 1820 году выдвигает инициативу по созданию Школы кондукторов путей сообщения и Военно-строительного учебного заведения для подготовки младшего строительного персонала.
Бетанкур был в составе комиссии, собранной для организации возведения Исаакиевского собора, а также создавал все оборудование для его постройки.
Придумал и построил несколько мостов в Петербурге: Каменный, Исаакиевский, арочный сквозь малую Невку.
С 1818 по 1822 строил австостраду Петербург-Новгород-Москва, водопровод в Таицке, Монетный двор Варшавы и Георгиевскую церковь Санкт-Петербурга (сгорела в 1860 году).
Из-за дворцовых интриг инженер лишился расположения императора, в 1822 году был отстранен от должности руководителя управления путей сообщений. 14 июля 1824 года умер, пережив свою дочь всего на год. Его похоронили на Старом немецком кладбище Санкт-Петербурга. На его могиле был установлен памятник в форме колонны по рисунку архитектора Огюста Монферрана, деньги на который собрали нижегородские купцы.
В 1979 году прах А. А. Бетанкура и надгробный памятник перенесены в «Некрополь 18 века» на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.
Памяти великого русского инженера:
• в его честь утверждена памятная медаль - ведомственная медаль Министерства транспорта Российской Федерации, награждаются работники образовательных организаций за выдающиеся личные заслуги в организации обучения и повышения квалификации специалистов транспорта, внедрение в учебный процесс инновационных технологий, форм и методов обучения и развитие транспортной науки;
• в 2018 году в Санкт-Петербурге был открыт новый мост его имени, соединяющий Петроградскую сторону и Васильевский остров;
• его имя принадлежит улице в Нижнем Новгороде.
Надеюсь, вам было интересно. До скорых встреч!
#Бетанкур #инженеры #известныеличности #блогиувлеченныхлюдей