Незадолго до окончания строительства Михайловского замка Павел I совершил странный (на первый взгляд) поступок. Он приказал вернуть архитектору Винченцо Бренна гарнитур из парадной спальни императрицы Марии Федоровны, а его стоимость удержать из доходов архитектора.
Стоимость отвергнутого царем гарнитура была просто какой-то безумной даже по меркам XVIII века (и даже для русского царя): 45 000 рублей! При этом годовое жалование Винченцо Бренна вместе с доплатой за дрова и квартиру составляло около 5000 рублей в год. Очевидно, что придворный архитектор расплачивался бы за эту мебель около 10 лет, даже если бы отдавал в счет долга все свои деньги.
Но что же произошло между "Русским Гамлетом" и его любимым архитектором? Точного ответа на этот вопрос нет, но я могу предположить с вероятностью 90%, что Павел I уличил Винченцо Бренна в финансовых махинация во время строительства.
Современники, почти единодушно очень низко оценивали моральные качества придворного архитектора: он был высокомерным, заносчивым и очень жадным до денег.
Как известно, Павел I хотел, чтобы Михайловский замок был построен очень быстро. Учитывая это желание царя, Винченцо Бренна смог убедить его в том, что архитектору (т.е самому Бренна) необходимо разрешить единолично распоряжаться огромными суммами, выделяемыми на строительство (для того, чтобы свести к минимуму бюрократические согласования, которые тормозили работу).
Эта поддержанная Павлом I инициатива Винченцо Бренна действительно привела к тому, что огромное здание Михайловского замка было построено и отделано неслыханно быстро - менее чем за 4 года. Издержками же этого процесса стала более чем вероятная коррупция придворного архитектора.
Мне кажется вполне вероятным, что Павел I дождался, когда замок будет почти закончен, и при помощи возврата этого неадекватно дорогого мебельного гарнитура проучил нечистого на руку архитектора. Если бы Павел I не был убит, то, скорее всего, далее последовало бы и более серьезное разбирательство.
Но чем же закончилась эта история? После убийства Павла I Винченцо Бренна обратился со слезным прощением к только что воцарившемуся Александру I:
Я наипокорнейше умоляю Ваше Императорское Величество сжалиться над моим столь великим горем и столь огромной потерей и приказать забрать от меня эту мебель, заказанную мной с самыми благими намерениями, тем более, что это самая роскошная вещь, какую только можно себе представить (...).
В этом прошении к юному царю хитрый придворный лис Винченцо Бренна свалил всю вину за неразбериху с гарнитуром на неадекватность убитого Павла I.
Александр I удовлетворил эту просьбу. Гарнитур забрали в казну (известно, что он включал кровать, кресла, канапе и табуреты. Все было обито парчой голубого цвета с серебряными цветами), а долг архитектора списали. Винченцо Бренна вышел в отставку и уехал в Дрезден, где и прожил до самой смерти.
Сам же этот злосчастный гарнитур пропал где-то во мраке времен. Хотелось бы хоть одним глазком посмотреть на него! Что это было за диво дивное, стоимостью в 45 000 рублей XVIII века.