О друзьях-товарищах
Шестьдесят второй год для Высоцкого был сложным – искал "свой" театр. но не очень везло.
Знакомые актеры позвали в Театр миниатюр. И сразу же гастроли. Соседом по гостиничному номеру оказался артист Рудольф Рудин, который позже будет хорошо известен советскому телезрителю как пан Гималайский из "Кабачка "13 стульев".
Он был человеком тихим, песни слушал внимательно. Рудин писал пьесы и показывал Высоцкому.
Будит утром, чтобы показать очередной остроумный диалог: "Она. Он обязательно уйдет от Ольги!
Он. Нет! При ней заложником – его сын!"
Что можно ответить на такое, да еще со сна?! Тут никакого юмора не хватит.
– Ты лучше напиши: «При ней заложником его с@кин сын!»
Рудин обиделся.
Гастроли закончились увольнением. Но Высоцкий не принял его близко к сердцу. Особенно его развеселила формулировка - «за полное отсутствие чувства юмора». Он чувствовал, что встреча со своим театром ешё впереди.
Не стал исключением и "Современник" - очень популярный и модный в то время театр. Здесь и произошла история с доработкой сценария. Готовился к показу Владимир Семенович серьезно, тщательно, с подъемом, фантазией. Играл в полную силу. На спектакль пришли его друзья - Левон Кочарян с женой, Артур Макаров, приемный сын Герасимова и Макаровой, Олег и Глеб Стриженовы.
Высоцкий так разыгрался, что его потянуло на розыгрыш. Прозвучали слова по тексту "Был у меня друг...", а потом вдруг артист начинает перечислять своих собственных друзей - Левка Кочарян, Толян-Рваный (Анатолий Утевский), Васёчек (Игорь Кохановский)- и перечислил почти
всех сидящих в зале своих приятелей.
Получилось смешно, и друзья смеялись. А вот остальные ничего не поняли. Дебют после спектакля, конечно, отметили, но только "Современник" решил, что артист не вписывается в театральную политику учреждения, нарушает "общий ансамбль". Видимо, опять чувство юмора "подкачало". Свой театр Высоцкий нашел в 1964 году.
Это был легендарный Театр на Таганке. Несмотря на периодически возникающие трения с режиссерами, Высоцкий служил в нем до конца жизни. После его смерти театр поставил спектакль-воспоминание "Владимир Высоцкий".
Американская Кутя
Ростислав Плятт и Юрий Никулин быстро подружились. Они были соседями, часто сходились вечерами, рассказывали о театральных новостях, травили анекдоты. Оба артиста обожали розыгрыши.
Ростислав Плятт играл главную роль в спектакле из американской жизни "Дальше - тишина". В Москве спектакль гремел, билеты было очень трудно достать. Это был очень трогательный спектакль о драматической судьбе пожилой семейной пары. Плятт играл с любимицей Москвы - Фаиной Раневской. Для своего друга он, конечно же, расстарался и достал билеты, причем для всей семьи Никулиных.
Плятту очень хотелось как-нибудь пошутить, вставить реплику, связанную с семьей друга. Он посоветовался с Юрием Владимировичем, и тот решил, что нужно сделать приятное теще Марье Петровне- упомянуть её в спектакле.
Во время одного из монологов Плятт, стоя у окна, вдруг произносит: Противный дождик всё ещё идёт. А бедная Мария Петровна выгуливает собачку Кутю..., – и далее по тексту пьесы.
Зрители, как всегда, не обратили на это никакого внимания . Их абсолютно не тронул факт того, что какая-то русская Мария Петровна спокойно разгуливает по улицам американского городка, да еще и с собачкой Кутей.
А Никулины всячески старались подавить смех - громко смеяться было нельзя.
Мария Петровна, которую никто не предупредил о розыгрыше, просто застыла на месте, не веря ушам своим:
– Ой-ой, неужели он про меня сказал?... – шёпотом спрашивала она дочь.
– А про кого же ещё?– отвечала та сквозь смех.
Сюрприз удался, Марья Петровна была удивлена и тронута. Никулины потом долго вспоминали спектакль, растерянную Марью Петровну и веселились от души.
Кто здесь Ленин?
В 1937 к двадцатилетию Октября в Вахтанговском театре поставили пьесу Н. Погодина "Человек с ружьем". Пьеса носила явно выраженный идеологический характер. В ней рассказывалось о первых днях Октябрьской революции. Главными героями были Ленин, Сталин; простой крестьянин, солдат, тот самый человек с ружьем - Шадрин. Шадрина играл известный артист Иосиф Толчанов, Ленина - Борис Щукин.
В этом спектакле был занят тогда ещё студент, а позже один из лучших режиссеров и руководителей театра Юрий Любимов. Ему досталась роль связиста. Любимов выбежал на сцену, но от волнения не понял, где Ленин. На секунду он растерялся, а потом прямо спросил: "Кто из вас Ленин?" Зал разразился смехом.
Буквально за пять минут до этого была такая сцена. Появляется моряк Самсонов.
Самсонов. Простите, а где я найду Ленина?
Ленин. А что у вас, товарищ?
Самсонов. Простите, это, кажется, вы?
Ленин. Да.
Самсонов (секунду смотрит на Ленина, широко улыбается и козыряет). Простите, теперь я вас узнал.
Щукин сказал молодому артисту: "Что-то сегодня никто не узнает. Вроде не конспирировался. Я Ленин".
Молодой Любимов совсем растерялся. Глаза округлились, ни слова вымолвить не может. Щукин пришел ему на помощь: " Ну, что приказал доложить товарищ Сталин?"
Дальше спектакль пошел своим чередом.