Образование в Баталпашинском отделе Кубанской области в конце XIX– начале XX века развивалось очень прогрессивно. Первым толчком развития начального и среднего образования на Кубани послужили реформы Александра II. С момента образования Баталпашинского отдела в каждой станицы были свои училища, где обучались мальчики и девочки, также были отдельные женские училища. Их выпускники должны были научиться читать, писать, производить 4 арифметических действия и знать «Закон Божий» [2, С. 67].
За развитием начального образования в целом по отделу отвечал полковой инспектор, также в каждом училище были свои инспектора. В их обязанности входил надзор за учебной частью и правильностью преподавания наук, искание хороших учителей, ответственность за нравственное воспитание учащихся, за школьными строениями, мебелью, выдачей учебных книг и газет для учителей, но самое главное убеждали родителей о пользе учения. Инспектора следили за приходом и расходом денежных средств пожертвованных на образовательные учреждения.
Учителя находились в полном подчинении инспекторов, исполняли его наставления по предмету преподавания в школах. Назначались и освобождались с должности учителя при согласии станичного общества и инспектора школ. На рождественских праздниках учителей собирали на 10 дней в штаб отдела, где инспектор проверял их знания по предметам.
С развитием начального образования на должность учителя во многих станицах ставили представителей казачьего сословия. Согласно Императорскому указу «служба учителя из казачьего сословия будет считаться за действительную с предоставлением всех прав и преимущества, от него сопряженных» [1, Л. 7]. Учителя должны были получить специальное образование, в основном это были курсы в Кубанской учительской семинарии, а в 1912 г. педагогические курсы были и в Баталпашинском городском училище. Основы православной веры и «Закон Божий» преподавали православное духовенство.
Занятия проходили в школах с 9-00 до 14-00 часов, это было сделано для того, чтобы ученики после школы помогали родителям по хозяйству. За нарушением дисциплины к ученикам применялись телесные наказания. В полевой период с 1 июня по 1 сентября ученики освобождаются от учебы, объявлялись каникулы.
В конце XX века в училищах на примере Баталпашинского городского училища были следующие должности. Почетный смотритель, отставной есаул Александр Иванович Кравцов, учитель инспектор, коллежский советник Сергей Гаврилович Потапов, законоучитель православного исповедования, священник Матфей Белоусов, законоучитель армяно-григорианского исповедования Исаак Тер-Маркарианц, учители: надворный советник Григорий Тихонович Громов, надворный советник Сергей Степанович Михайлов, коллежский асессор Иван Данилович Горбачевский, коллежский секретарь Дмитрий Александрович Нацвалов, Илларион Парамонович Журавлев, учительский помощник Александр Григорьевич Джугели, врач, надворный советник Василий Васильевич Скидан, учитель пения Михаил Тимофеевич Баранов, учитель музыки, урядник Василий Герасимович Морозов [2, С. 58]. При Баталпашинском городском училище было открыто ремесленное отделение, которое давало начальное профессиональное образование.
В конце XIX века начинают появляться новые предметы как музыка и пение, которые преподавались практически во всех училищах отдела. Так же на основе Кубанского календаря за 1898 год можно сделать вывод, что для детей армян преподавался «Закон Божий» армяно-григорианского исповедования.
В горных селениях открывались школы, где наряду с основными предметами преподавали мусульманское вероучение и арабский язык. Основной задачей открытие горских школ было приобщение к русской культуре и языку. Сельские нормальные училища были в следующих горских селениях Баталпашинского отдела: Атажукинское, Бибердовское, Кувинское, Карт-Джурское, Лоовско-Кубанское, Мансуровское, Тебердинское, Тохтамышенское, Учкуланское.
В конце XIX – начале XX века на Кубани в станицах начали возникать воскресные школы, где образование получали взрослые. Начинают создаваться народные библиотеки где грамотное население читало газеты и журналы.
Образование в Баталпашинском отделе Кубанской области было центром развития культурной жизни. Многие после получения начального образования поступали в средние и высшие учебные заведения. Как писал Федор Андреевич Щербина: «Грамотные люди ценились, и обучение грамоте было обычным» [4, С. 743].
Список литературы:
1. ГА КЧР Ф. 4, Оп. 2, Д. 26.
2. Кубанский календарь на 1898 г / Кубанский обл. стат. ком. – Екатеринодар, 1898. 96 с.
3. Самделова И. П. Особенности развития начального и среднего образованияв Кубанской области // Известия ВУЗов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. – 2007. – №6. – С. 67-70.
4.Щербина Ф.А. История Кубанского Казачьего Войска. 2 т. / Ф. А. Щербина. Екатеринодар, 1900 – 1913. 845 с.