Найти тему

РУССКИЙ "ДРАКУЛА": ТАИНСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ ПЕРВОЙ ЭКРАНИЗАЦИИ | "ОЧЕРКИ СТАРОГО КИНО"

В прошлую субботу на моём канале вышла большая статья о первой экранизации "Франкенштейна" Мэри Шелли, поставленной в 1910-м году на студии Томаса Эдисона (об этом вы можете прочесть ЗДЕСЬ). А сегодня мне бы хотелось покопаться в кинематографической истории ещё одного киномонстра, самого известного вампира всех времён и народов - графа Дракулы. Это по-настоящему интересная и даже детективная история...

Бела Лугоши в роли графа Дракулы в классическом фильме ужасов студии "Universal" 1931-го года (реж. Тодд Броунинг). Но сегодня не о нём...
Бела Лугоши в роли графа Дракулы в классическом фильме ужасов студии "Universal" 1931-го года (реж. Тодд Броунинг). Но сегодня не о нём...

Романтичный и загадочный, аристократ-вампир из Трансильвании прожил на киноэкране весьма интересную жизнь. Первой известной экранизацией романа Брэма Стокера "Дракула" считается венгерский фильм "Смерть Дракулы" режиссёра Кароя Лайтая, вышедший на экраны в 1921-м. Фильм этот не сохранился, однако, по нескольким сохранившимся кадрам и созданной по фильму повести историки пришли к выводу, что фильм этот не имеет с романом ничего общего, кроме имени главного героя.

Уже в следующем году немецкий режиссёр Фридрих Вильгельм Мурнау выпустил свою легендарную картину "Носферату: Симфония ужаса", основанную как раз на романе Стокера. Об этом фильме мы как-нибудь поговорим отдельно - оно того стоит.

Макс Шрэк в образе графа Орлока в фильме Ф. В. Мурнау "Носферату: Симфония ужаса"
Макс Шрэк в образе графа Орлока в фильме Ф. В. Мурнау "Носферату: Симфония ужаса"

И было бы тихо-мирно в рядах киноманов и киноведов, если бы не одна строчка в книге американского религиоведа Джона Гордона Мелтона "Энциклопедия вампиров":

Неправомочная версия "Дракулы" — первая экранизация романа Брэма Стокера была снята в России двумя годами ранее, чем "Носферату, симфония ужаса", более известного фильма Фридриха Вильгельма Мурнау.
Джон Гордон Мелтон (род. 19 сентября 1942; Бирмингем, Алабама, США) — американский религиовед. Директор-основатель "Института исследований религии в Америке" (Вудвей (штат Техас), специалист по исследованию религии и новых религиозных движений при кафедре религиоведения Калифорнийского университета в Санта-Барбаре, заслуженный старший научный сотрудник Института по изучению религии Бейлорского университета, один из основателей и членов правления CESNUR. Автор более 35 научных трудов, включая несколько энциклопедий, альманахов, учебников, а также множества научных статей и докладов по новым религиозным движениям и религии в США
Джон Гордон Мелтон (род. 19 сентября 1942; Бирмингем, Алабама, США) — американский религиовед. Директор-основатель "Института исследований религии в Америке" (Вудвей (штат Техас), специалист по исследованию религии и новых религиозных движений при кафедре религиоведения Калифорнийского университета в Санта-Барбаре, заслуженный старший научный сотрудник Института по изучению религии Бейлорского университета, один из основателей и членов правления CESNUR. Автор более 35 научных трудов, включая несколько энциклопедий, альманахов, учебников, а также множества научных статей и докладов по новым религиозным движениям и религии в США

Что же это получается? Неужели Россия первой экранизировала знаменитый готический роман? Сейчас разберёмся...

По различным данным российская экранизация Дракулы была снята в 1920-м году в Ялте, до ноября того же года пребывавшей во власти Русской армии "чёрного барона" Петра Врангеля. Режиссуру данного фильма приписывали таким режиссерам как Виктор Туржанский и Юрий Ивароно, оператором предположительно мог выступить Игорь Малло (возможно Александр Малло), а "продюсированием" ленты занималось кинопредприятие "Ханжонков и Ко.". Весной 1917 года, сразу после Февральской революции Александр Ханжонков вместе с большинством своих сотрудников перебрался в Ялту, где организовал полноценное кинопроизводство, которое в течении нескольких лет продолжало выпускать фильмы. В его "ателье", как в те годы в России называли киностудии, были сняты несохранившиеся экранизации "Фауста", "Майской ночи" Гоголя, а также "Дракулы". На период до ноября 1920 года Ялта становится крупнейшим кинематографическим центром России. После поражения армии Врангеля большинство русских кинематографистов эмигрировало в Европу и Америку. Часть фильмов удалось эвакуировать при отъезде из Ялты, другие же попали в частные руки или были уничтожены советской властью, как "буржуазные".

Александр Алексеевич Ханжонков (также существует вариант Ханжёнков; 26 июля (8 августа) 1877, Ханжонковка — 26 сентября 1945 года, Ялта) — русский предприниматель, организатор кинопроизводства, продюсер, режиссёр, сценарист, один из пионеров русского кинематографа
Александр Алексеевич Ханжонков (также существует вариант Ханжёнков; 26 июля (8 августа) 1877, Ханжонковка — 26 сентября 1945 года, Ялта) — русский предприниматель, организатор кинопроизводства, продюсер, режиссёр, сценарист, один из пионеров русского кинематографа

Могли ли на студии Ханжонкова снять экранизацию "Дракулы"? Конечно, могли! Могли ли её уничтожить "советы"? Конечно, могли. Вот только среди советских граждан, видимо, всё-таки были люди, видевшие или, по крайней мере, слышавшие об этом фильме. Так, в одном из личных писем упоминает этот фильм киновед и хранитель Госфильмофонда Георгий Авенариус, скончавшийся в 1958-м году. Книга Мелтона, с которой мы начали разговор о русском "Дракуле", была закончена только в 1994-м. За всё это время о фильме производства "Ханжонков и Ко." никто и не вспоминал... забавно, что и после 1994-го о нём не говорили почти двадцать лет.

Георгий Александрович Авена́риус (1903—1958) — советский киновед, архивист, педагог, один из основоположников изучения и хранения фильмов в СССР. Именем Авенариуса названа одна из центральных улиц Белых Столбов, где расположен Госфильмофонд
Георгий Александрович Авена́риус (1903—1958) — советский киновед, архивист, педагог, один из основоположников изучения и хранения фильмов в СССР. Именем Авенариуса названа одна из центральных улиц Белых Столбов, где расположен Госфильмофонд

В 2013-м на просторах Интернета появился таинственный ролик, длительностью в три минуты. Ролик этот был назван наконец-то найденным отрывком из того самого русского "Дракулы". Якобы найдены эти фрагменты были на территории бывшей Югославии и отреставрированы Германии.
Вот эти кадры:

Выложен этот ролик на канале некой Клары Станич. А 19 октября 2013 года в городе Димитровград, что в Ульяновской области, прошла лекция "Русское немое кино. Его тайны и открытия", где диковинная находка и была продемонстрирована широкой публике. В анонсе лекции говорилось:

"Будут представлены уникальные материалы, которые более 90 лет оставались неизвестными для широкой публики. В их числе - и найденный в Сербии фильм "Дракула", снятый на Белом Юге и датированный 1920 годом. Картина предоставлена киноведом Кларой Станич, которая восстанавливала эту ленту по мельчайшим сохранившимся фрагментам."

Возникает справедливый вопрос: почему показ столь важного для истории отечественного кино фильма прошёл в далёком провинциальном городе? При всём уважении к жителям Ульяновской области хочется спросить: почему бы организаторам не привезти такую значимую ленту в Москву, не вступить в контакт с деятелями Госфильмофонда и известными киноведами? Это ведь не какая-то местная кинохроника - это, возможно, самая ранняя экранизация одного из самых известных романов ужасов всех времён и народов! Взбаламутился же Интернет после известия о найденной советской экранизации "Властелина Колец" (об этом читайте ЗДЕСЬ)!

Ответ можно отыскать уже в вышеупомянутом анонсе лекции:

"Мероприятие организовала дочь известного стилиста Татьяны Дрыгановой - Карина, так же, как и ее мама, дизайнер. После того как девушка перебралась в Москву, она увлеклась фотографией и кино. Вместе с друзьями Карина снимает артхаусные фильмы и уже преуспела в этом".

Ситуация начинает проясняться. Т.е. к лекции о странном фильме приложила руку дама, сама снимающая артхаусное кино... стало быть, лента вполне может быть её собственным "артхаусным" творением!
Долгое время никакой информации подтверждающей или опровергающей достоверность ролика не было, но позже детальный разбор видео показал, что ролик всё-таки является подделкой. Путём несложных наблюдений было выяснено, что ролик был искусственно состарен. Кроме того, внимательные зрители разглядели и современную причёску молодого героя, и неискусный грим, лишь имитирующий киногрим той эпохи.

-7

Несмотря на то, что ролик был признан фейком, тема на этом не закрылась. Фанаты "Дракулы" и других вампирских историй быстро сделали из фильма легенду. Пошли обсуждения на сайтах и форумах, а три месяца назад в Сети появился новый ролик, якобы представляющий из себя начало того самого первого русского "Дракулы":

В описании ролика сказано, что он был найден в архивах одного из посёлков Киевской области. Впрочем, само это описание, уж простите, но никак не похоже на описание, данное образованным человеком:

Фильм был снят летом 1919, в Ялте, но по причинам временной финансовой нестабильности Ханжокова фильм вышел в январе 1920 года на кинотеатры. Бурлила Гражданская Война и, естественно, не было дела до кино. Фильм не обвенчался успехом, т.к. вышел не в нужное время, что часто бывало и с фильмами во время Великой Войны. В фильме, как пишут современники, была политическая сатира на происходящие события, но эзоповым языком. Под нелегальной экранизацией романа Брэма Стокера скрывалась жестокая сатира над большевиками, но т.к. фильм не был успешен, то родственники Стокера даже не узнали о нём. В феврале 1920 режиссёр Виктор Туржанский эмигрировал. От плёнки сохранился отрывок, частично повреждённый. Фильм был найден в архивах одного из посёлков одного из районов Киевской Области.

Речевые и грамматические ошибки наводят на мысли о том, что перед нами снова работа любителей. Кроме того, фильм явно делался с оглядкой на ролик с канала Клары Станич - один облик графа чего стоит!

Что же можно сказать в итоге?
С каждым годом вероятность того, что русский "Дракула" когда-нибудь увидит свет тает... как тает и вера в то, что фильм этот - не миф, не выдумка, а только лишь одна из многих утерянных страниц мирового кино. Несмотря на то, что иные мистификации, созданные любителями, могут ввести в заблуждение зрителя, их творческие не могут не радовать- хотя бы из-за присутствия творческого поиска! Хотя лично мне было бы интересно посмотреть полный фильм... так сказать, "ремейк" российского фильма 1920-го года. Может, кто-нибудь из кинематографистов займётся этим?

Если вам понравился этот материал, приглашаю вас общаться в мои социальные сети и оценить одну из предыдущих публикаций. Вы очень обяжете меня, если поставите "лайк", подпишитесь на канал и поделитесь материалом с друзьями. Кроме того, буду очень рад вам на новом канале "Old Cinema-TV"! История лучшего кино ХХ-го века - уже там! Новая статья выйдет уже очень скоро! А потому - не прощаюсь!..

© Павел Пластинин

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ!

#кино #кинематограф #киноиндустрия #искусство #культура #россия #история #немоекино #вампир #дракула