Найти тему
Фотосклад.Эксперт

Макрообъектив с сюрпризом: Canon RF 100mm f/2.8 L IS Macro

Оглавление
   Специальный макрообъектив для беззеркалок получился не меньше зеркального аналога. Фотография: lesnumeriques.com/Canon
Специальный макрообъектив для беззеркалок получился не меньше зеркального аналога. Фотография: lesnumeriques.com/Canon

Один объектив и для макро, и для портретов, да ещё и с креативными эффектами — звучит интересно? Долгое время у полнокадровых беззеркалок Canon RF вообще не было собственного родного макрообъектива. Но недавно компания исправила ситуацию, выпустив оптику с несколькими уникальными фишками. Притом как раз то самое, которое ещё и для портретов прекрасно подходит. Чем хорош Canon RF 100mm f/2.8 L IS Macro, чем он выделяется среди конкурентов и какие существуют альтернативы — давайте разбираться вместе.

Дизайн и управление

Когда появляется специальный беззеркальный объектив, мы обычно ждём, что он будет легче и компактнее, чем его аналог для зеркальных камер. Чаще всего так и получается, но не в случае с 100mm f/2.8 Macro. Хотя он и был разработан специально для беззеркалок, по габаритам и весу он почти такой же, как его зеркальный собрат EF 100mm Macro: примерно 650 грамм веса и резьба под фильтры диаметром 67мм (то есть толстенький «бочонок»). Корпус объектива защищен от пыли и влаги — приятный бонус для макросъёмки на открытом воздухе.

   Объектив защищён от плохой погоды. Фотография: lesnumeriques.com/Canon
Объектив защищён от плохой погоды. Фотография: lesnumeriques.com/Canon

Перейдём к органам управления. Спереди объектива у самого фронтального элемента расположился кастомизируемый диск управления. Ближе к байонету ряд переключателей:

  • стандартный ограничитель фокусировки (0,26–0,5м и 0,5м–бесконечность);
  • переключатель автофокус/ручная фокусировка;
  • кнопка активации оптической стабилизации.

Контроль сферических аберраций

Одной из главных фишек новинки стало специальное кольцо для контроля за сферическими аберрациями (СА). Обычно они проявляются в виде ореолов вокруг контрастных объектов и общим снижением резкости и контраста. Практически во всех современных объективах они устранены, но ведь любые искажения — потенциальный творческий инструмент.

Идея в том, что сферические аберрации можно использовать креативно, добавляя в фотографию «мечтательный» эффект. Иногда их специально не исправляют на портретных объективах для создания особого рисунка. А так как наш 100мм макро — потенциальный портретный объектив, Canon решила оставить фотографам возможность использовать сферические аберрации для создания художественных эффектов.

   Диск контроля сферических аберраций, посередине — СА на нуле. Фотография: dpreview.com
Диск контроля сферических аберраций, посередине — СА на нуле. Фотография: dpreview.com

С точки зрения удобства и эргономики колесико «сферических аберраций» очень классное — крутится плавно и легко. Хотя нейтральную настройку (посередине) можно пропустить или нечаянно сбить, поэтому для обычной съёмки рекомендуется использовать кнопку блокировки.

Сферические аберрации бывают положительные и отрицательные, но не в смысле их положительного или отрицательного влияния на фотографию, а в смысле их физических характеристик. Как влияет на картинку «плюс» и «минус», смотрите ниже.

Если повернуть колёсико в «минус» — получается очень «мечтательная» картинка.

   Слева — колесико СА в нейтральном положении. Справа — колесико в положении отрицательных СА. Фотография: dpreview.com
Слева — колесико СА в нейтральном положении. Справа — колесико в положении отрицательных СА. Фотография: dpreview.com

Основной объект в фокусе будет очень мягким — похоже на софтфокус в стиле фильмов 80-х годов. Боке на заднем плане также станет намного мягче.

   Слева — колесико СА в нейтральном положении. Справа — колесико в положении положительных СА. Фотография: dpreview.com
Слева — колесико СА в нейтральном положении. Справа — колесико в положении положительных СА. Фотография: dpreview.com

Если повернуть колёсико в плюс, основной объект хоть и будет чуть контрастнее, но фокус всё равно очень мягкий. Боке сзади станет драматичным и выраженным, даже жестковатым.

Максимальное увеличение

Всё же это макрообъектив, а у Canon уже есть примерно такая же зеркальная модель. Поэтому интересно узнать, есть ли у неё какие-либо преимущества, кроме контроля над сферическими аберрациями? Или можно спокойно использовать старый объектив с адаптером?

Определённо, некоторые преимущества для макро есть. Максимальное увеличение (то, в каком размере воспроизводится объект на матрице) у новинки составляет 1,4х (то есть объект на матрице будет больше в 1,4 раза своего реального размера), тогда как почти все 100-миллиметровые макрообъективы дают увеличение 1х (объект на матрице и в реальности одинакового размера). То есть вы получаете больше увеличения и оптически «приближаетесь» к объекту.

   Пример макроснимка на новый Canon RF 100mm f/2.8 L IS Macro. Фотография: canon.co.uk
Пример макроснимка на новый Canon RF 100mm f/2.8 L IS Macro. Фотография: canon.co.uk

Фокусировка

Начнём с автофокуса. Он довольно плавный и быстрый, бодро перефокусируется с макро до бесконечности. Так что если вы собрались снимать портреты, использовать автофокус этого объектива — хорошая идея: распознавание глаз и следящий автофокус работают на отлично.

Но не забываем, что это макрообъектив, а в макрофотографии полагаются в основном на ручную фокусировку, так как в фокусе должны находиться самые мелкие детали.

Что же насчёт кольца фокусировки? Оно неплохо демпфировано (ощущается небольшое сопротивление при кручении, кольцо крутится плавно и «не болтается»), что упрощает точную настройку фокуса. Надо отметить, что лучшие встроенные инструменты для ручной фокусировки сейчас можно найти именно в камерах Canon. Как и у других производителей, здесь есть мгновенное увеличение, чтобы точно отстроить фокус, но и на неувеличенной картинке есть специальная иконка-дальномер. Можно установить точку автофкуса пальцем на экране, а потом вручную отстроиться по этой иконке — когда она становится зелёной, вы поймали фокус. Также на дисплее имеется шкала расстояний и текущее увеличение.

Итого: ручная фокусировка очень удобная и у этого объектива, и на всей системе Canon RF.

Качество картинки

Резкость

   Резкость по центру кадра на f/2.8 (слева) и f/5.8 (справа). Фотография: dpreview.com
Резкость по центру кадра на f/2.8 (слева) и f/5.8 (справа). Фотография: dpreview.com

Объектив сразу выдаёт очень резкую картинку по центру на f/2.8. Если прикрыть диафрагму до f/5.8, увеличение резкости уже особенно незаметно.

   Резкость по краям кадра на f/2.8 (слева) и f/5.8 (справа). Фотография: dpreview.com.
Резкость по краям кадра на f/2.8 (слева) и f/5.8 (справа). Фотография: dpreview.com.

По углам кадра на f/2.8 картинка слегка мягкая, но это не создаёт никаких проблем, особенно в макро, где резкость по краям кадра вещь вообще не особо непринципиальная. Если прикрыть диафрагму до f/5.6, резкость по углам отличная.

Съёмка против солнца

Объектив очень хорошо справляется со съёмкой против солнца, почти не теряет контраст и бликов почти нет. Идеально для портретов на улице.

Аберрации

   Небольшие хроматические аберрации на переднем и заднем плане. Фотография: dpreview.com
Небольшие хроматические аберрации на переднем и заднем плане. Фотография: dpreview.com

Продольные хроматические аберрации проявляются в виде цветных окантовок в зонах фокуса и вне фокуса, и от них очень сложно избавиться в постобработке. Здесь они присутствуют, но их совсем немного (в виде зелёных акцентов на заднем плане и немного мадженты на переднем). В целом, ничего криминального.

Боке

   Боке на открытой диафрагме. Фотография: dpreview.com
Боке на открытой диафрагме. Фотография: dpreview.com

Объектив выдаёт очень красивое боке даже если не использовать колёсико контроля сферических аберраций. На f/2.8 есть немного кошачьих глаз (когда круглые светящиеся шарики-«бокешки» принимают форму чечевицы), но в остальном боке очень чистое, без луковых колец (концентрические круги в «бокешках»).

Переходы от зоны фокусировки к расфокусу плавные.

   Сравнение боке на f/2.8 и f/5.6. Фотография: dpreview.com
Сравнение боке на f/2.8 и f/5.6. Фотография: dpreview.com

Если немного прикрыть диафрагму, «бокешки» всё ещё очень круглые.

Отличное боке, которое украсит и портрет, и для макросъёмку.

Для видео

Макрообъективы — часто интересный вариант для видеосъёмки. И, конечно, наша модель хороша для очень крупных планов.

Но как и у всех подобных объективов, у него есть «дыхание фокуса» (негативный визуальный эффект, который проявляется заметным дрожанием во время видеосъёмки при фокусировке с нуля до бесконечности из-за изменения фокусного расстояния).

К сожалению, использовать контроль за сферическими аберрациями в динамике тоже не получится — если вы будете крутить колёсико во время съёмки, то получите ощутимое «дыхание». Хотя, конечно, можно просто выбрать одну из настроек (и после этого оставить колёсико в покое) и получить «мечтательную» картинку в видео.

Итоги

   Объектив определенно получился «с изюминкой», хотя макрофотографам стоит подумать, нужно ли платить за «изюминку» лишние деньги. Фотография: lesnumeriques.com/Canon
Объектив определенно получился «с изюминкой», хотя макрофотографам стоит подумать, нужно ли платить за «изюминку» лишние деньги. Фотография: lesnumeriques.com/Canon

Главный вопрос — стоит ли покупать данный объектив? Стало ли новое беззеркальное решение чем-то принципиально новым, из-за чего вам непременно нужен именно RF 100mm f/2.8 L IS Macro? Тут можно ответить по-разному.

Для портретной съёмки играться с кольцом контроля за СА может быть весело и креативно, но не очень практично. Обычно кольцо не стоит крутить в одну из сторон даже до половины, уж слишком мягкий фокус выходит. То есть вы будете использовать колёсико не очень часто, если только вы не снимаете портреты с софтфокусом в стиле 80-х.

Но если брать в общем, для портретов это отличный объектив. У него классный и быстрый автофокус и никаких вопросов к оптике, хорошая резкость и боке. Это интересный вариант для свадебных фотографов — можно быстро переходить со съёмки колец и разных деталей (например, крупным планом снять что-нибудь на праздничном столе) к портретам и обратно.

Для профессиональных макрофотографов, которым контроль над СА и автофокус не особо интересны, новинка может уже не казаться столь привлекательной. Старый EF-объектив оптически не хуже, а стоит почти в полтора раза дешевле (140 тысяч рублей против 230). А ещё для беззеркалок Canon есть Venus Optics Laowa 100mm f/2.8 2X Ultra Macro — макрообъектив без автофокуса, зато с увеличением 2х. И стоит он всего 50 тысяч.

Но в целом, конечно, и для макрофотографов Canon RF 100mm f/2.8 L IS Macro всё равно очень хорош. Вопрос только, готовы ли вы хорошенько переплатить за вещи, которые вряд ли будете использовать.

Так что Canon RF 100mm f/2.8 L IS Macro лучше всего подойдёт тем, кто снимает и портреты, и макро, и кто хочет иметь один универсальный объектив для этих целей.

* при подготовке статьи использовались материалы ресурса dpreview.com.