Ещё один непотопляемый и важный для истории Юго-Запада спектакль вернулся на сцену 6 декабря, в грустный день пятой годовщины без Валерия Романовича Беляковича. Когда-то он запросто написал в программке: Макс Горький «На дне». Так изначально была обозначена позиция-взаимоотношение с автором: от человека человеку, из тьмы к свету, со дна к вершине, из последних сил оставаясь самим собой, не теряя достоинства.
В юбилейном сезоне спектаклю исполняется 25 лет. Его первый показ состоялся в 1996 году, и тогда на сцену вышли все те, кто стоял рядом с Валерием Беляковичем у истоков создания театра. С годами исполнительский состав менялся, сменялись поколения артистов в театре. Для каждого нового поколения спектакль «На дне» становился своеобразной школой профессионального мастерства.
«Многие театры подбирают труппу так, чтобы типажно она укладывалась в «Горе от ума» Грибоедова. В Театре на Юго-Западе мы стараемся делать расклад труппы по спектаклю «На дне», поэтому он для нас особенно важен. Изменяя состав в новой версии, я увидел свою задачу в том, чтобы соединить практически все поколения актёров, которые сейчас служат в театре. Останутся некоторые актёры из первого состава, которые перейдут на другие роли, например, Галина Галкина, Олег Задорин. Впервые появятся на сцене молодые артисты, которые только-только пришли в труппу – Людмила Лазарева, Игорь Михмель. Такое единение дает возможность молодым поучиться у старших, а на чём ещё и учиться, как не на хорошем материале у таких мощных и опытных артистов? Конечно, молодые привнесут свои нотки, свой талант, но мне хочется сохранить этот спектакль в неприкосновенном виде, поскольку это некий эталон актёрской школы Театра на Юго-Западе», – сказал Олег Леушин.
«Сохранить в неприкосновенном виде» – это значит, прежде всего, оставить неизменной духовно-мощную ауру спектакля, в котором через мучительную жизнь силой человеческого духа и мысли рождаются свет и надежда. Внешний антураж, завещанный Мастером, остался нетронутым: музыка Вангелиса, светлые, льняные костюмы в полутьме подвала, отчаянность движения и слова.
«Эталон актёрской школы» - именно это показывают на сцене все без исключения исполнители в старом-новом спектакле. На него можно смело идти тем, кто хочет познакомиться с труппой театра, ведь в этой постановке задействована её большая часть. Играть надрыв, надлом, болезненность, горе, надсаду, лихость, не перехватывая через край, очень сложно, но поразительная слаженность актёрского ансамбля в этом спектакле не оставляет и щёлки для фальши.
Монолитному единству на сцене учил Валерий Белякович. Макс Горький проповедовал необходимость видеть в человеке человека, каковым бы он не казался в окружении непреодолимых обстоятельств. Новая версия программного спектакля Театра на Юго-Западе «На дне» удивительно точно сочетает в себе бережный «флэшбек» из прошлого, как напоминание о Мастере, и уверенное мастерство современной «юго-западной» команды, где по-прежнему «все за одного».