“Moloch” (Молох) (2022). Бетрик около сорока, и она живет в семейном доме, стоящем близ болот, вместе с маленькой дочерью Ханной, отцом-алкоголиком и матерью, страдающей от ночных приступов, напоминающих эпилептические припадки. В том самом доме, где 30 лет назад встретила свою жестокую смерть бабушка женщины – убийцу так и не нашли. Совсем недавно рядом, буквально в десятке метров от семейного сада временную стоянку обустроила целая команда археологов во главе с датчанином Йонасом, и на их счету громкая находка. Прекрасно мумифицировавшееся тело, найденное примерно там же, где буквально прошлой ночью умер Мешочник, с каким-то одному ему известным умыслом копавший на болотах большие цилиндрические ямы.
Причина смерти, по официальной версии – переохлаждение. А кому принадлежало тело «мумии» - вопрос открытый, известно лишь, что ему много сотен лет. Между Йонасом и Бетрик быстро возникает взаимная симпатия, но рискует разбиться как о реальность, так и местную легенду, ведь женщину считают проклятой – загадочная смерть бабушки, затем – смерть мужа, совсем еще молодого Нила, от сердечного приступа, сумасшествие и алкоголизм отца, странная болезнь матери, которую не берется идентифицировать ни один из врачей. Проходит несколько дней, и поздно ночью Бетрик обнаруживает на кухне незнакомого мужчину с ножом. Со словами «Простите, они меня заставляют» он, явно находясь не в своем уме, бросается в атаку… Не может ли это быть напрямую связано с находкой Йонаса, ведь нападавший был одним из его команды?
Пролог, в котором девочка кормит мышку, слышит жуткие вопли со второго этажа и видит, как с потолка капает, даже льется кровь, задает настроение всему фильму. Голландскому, получившему премьеру на Shudder. Суть отнюдь не в жестокости, суть в атмосфере, и мрачные туманные виды местности, где довелось родиться и жить главной героине, бьют наповал. Впрочем, странности творятся не только у Бетрик дома и в его окрестностях, достаточно встречи с маленькой девочкой в больнице: саспенс в этом эпизоде просто зашкаливает. «Nu a murit» - что это были за слова, на каком языке? И тут мы плавно подходим к тому, почему фильм получил именно такое название. Он медленный, даже медитативный. Неспроста его сравнивают с «Ведьмой», называют фолк-хоррором.
Ведь «мумия» - не единственная. Всего – четыре тела, у всех – перерезанное горло, все – из разных веков. Потом – еще восемь. Разрез строго вертикальный, как… и у бабушки Бетрик. Всплывает миф о Фэйки: девушке, которая забеременела от графа, что привело в ярость его ведьму-жену, и, будучи брошенной за решетку, попросила помощи у Господа. Однако на помощь пришел совсем другой бог, языческий. По имени Молох. А Фэйки, умерев, стала настоящей героиней этой местности. Несмотря на такую сюжетную «подложку», мне почему-то чудится здесь отнюдь не артхаусная «Ведьма», а, скорее, удушающе атмосферная «Реинкарнация» или мало кому известная (но лично для меня – культовая) «Эпидемия одержимостей». Понравится далеко не всем. Но снято, сыграно великолепно, будто смотришь творение крайне маститого режиссера.
К счастью, совсем не «авторское» кино. Просто сильный, самобытный хоррор с отличным сюжетом, тщательно выписанными персонажами, их взаимоотношениями, диалогами. Мощнейшая атмосфера – и никакой мясобойни. Что в данном случае только плюс. Авторы подкачали только с CGI в финале, но на общем фоне это кажется недостатком совсем несущественным.
8/10
Оригинал публикации: https://stalhammar.livejournal.com/1008034.html