И ты, Брук
Валентин Плучек долгие годы был бессменным руководителем Театра Сатиры. Он собрал под своим началом блестящую труппу - в его театре играли Анатолий Папанов, Андрей Миронов, Татьяна Пельтцер, Георгий Менглет, Вера Васильева, Александр Ширвиндт.
Двоюродным братом Плучека был известный британский режиссер Питер Брук. В пятидесятые годы он приехал В Москву с "Гамлетом". Главную роль в спектакле играл Пол Скофилд. Для московских артистов приезд режиссера и его спектакли стали откровением и новым словом в театральной жизни.
Питер Брук приглашал двоюродного брата к себе в гости. Все, что Плучек увидел в Лондоне, произвело на него потрясающее впечатление.
Вернувшись в Москву, он не совсем вежливо стал выговаривать своим артистам:
- Какая у Брука бесподобная труппа, какие артисты? Могут сыграть абсолютно все! А я тут с вами мучаюсь!
Тут Папанов не выдержал и сказал режиссеру все, что думал:
- Да может, у Брука и мы бы все поняли и с удовольствием с ним поработали, а нам приходится с вами работать.
Так он вернул Плучека на грешную землю и ничего ему за это не было, так как режиссер Папанова ценил.
К нам едет Хлестаков
Даже самые последние двоечники знают, как звучит первая фраза в комедии "Ревизор" :
— Я пригласил вас, господа, чтобы сообщить пренеприятное известие: к нам едет ревизор! Из Петербурга! Инкогнито!
В Театре сатиры городничего играл Анатолий Папанов.
Но однажды он вышел на сцену и сказал:
— Я пригласил вас, господа, чтобы сообщить пренеприятное известие: к нам едет Хлестаков!
Скорее всего, это была простая оговорка: ревизор - Хлестаков. Но актёры обомлели - что же теперь делать? Фамилия известна, интрига разрушена.
Но Папанов сам и исправил положение. Он немного постоял в задумчивости и добавил:
— Да-а, едет… Но не просто так!
— Как это?! — тут же подыграли коллеги.
— А инкогнито!
Артисты изобразили изумление и возмущение коварством властей и дальше продолжали играть как ни в чем не бывало. А зрители, как всегда, не обратили внимания.
Трубач как яблоко раздора
В 1971 году молодой режиссер Сергей Соловьев снял фильм "Егор Булычов и другие" по одноименной пьесе Горького. Главную роль исполнял Михаил Ульянов.
Соловьеву пришла идея пригласить на роль трубача (эпизод) Иннокентия Смоктуновского. Ни с кем не посоветовавшись, Соловьев махнул в Ленинград договариваться с артистом. И хотя Иннокентий Михайлович считался уже не просто известным, а почти официально признанным гениальным актером, он был не против сняться у начинающего режиссера в эпизодической роли.
Соловьев был на седьмом небе от счастья. Он уже предвкушал, как обрадуется Ульянов, когда узнает об этом.
Но Ульянов просто посерел, когда услышал новость. И неожиданно поставил режиссеру ультиматум - или он, или Смоктуновский!
Соловьев растерялся - он никак не ожидал, что Ульянов так отреагирует, и только спросил - а в чем дело?
— Я столько времени работал над этим Булычовым, а придет Кеша, улыбнется, дунет в трубу — и меня нет!
От Ульянова Соловьев не мог отказаться - на нем держалась вся картина. Но перед Смоктуновским ему было очень неудобно - приходилось выкручиваться, придумывать какие-то причины для якобы переноса съемок, всячески оттягивать и отменять встречу.
Роль трубача досталась Льву Дурову. Роль эта маленькая, но непростая, к тому же с символическим подтекстом. Трубач - обычный мошенник: зарабатывает тем, что якобы лечит людей, оздоровляя воздух игрой на трубе. Но при этом трубач - человек простодушный и одновременно себе на уме: считает, что кто-то ведь и излечился при помощи этого средства. По мнению Булычова, трубач - фигура апокалиптическая, он возвещает конец мира. Думается, эта роль как раз идеально подходит Дурову.
А Смоктуновский сыграл своего трубача спустя три года в фильме А. Кончаловского "Романс о влюбленных".