Проснувшись после ночной вахты я не поверил своим глазам - по левому борту нашего катера был город... Ну, как город - по меркам мегаполисов это просто большой поселок, но учитывая то, что за последние дни мы видели только несколько мертвых или еле живых деревень в окружении дикой природы берегов Лены, это был настоящий большой город.
Про то, что Усть-Кут оставляет не лучшее впечатление я промолчу. Город просто живет своей тихой провинциальной жизнью, местами ветшая, местами обрастая символами современности, но есть у него одна важная, если не сказать важнейшая характеристика, стирающая на нет все попытки понять, город это или поселок, живой он или скорее живой.
Отсюда - из Усть-Кута в сторону Ленска и Якутска начинается ленское судоходство. Точнее, начинается оно еще от Качуга, из окрестностей которого мы стартовали на нашем катере в "Ленский Поход", но там все судоходство ограничивается знаками судового хода, потому что проплыть по вездесущим отмелям не сможет уже ни одно более-менее крупное судно или катер. Мы, со своим смешным водоизмещением, сидели на мели раз дцать, периодически слезая всем экипажем в воду, чтобы как-то сдвинуть модифицированный Амур и пойти дальше.
Мы впервые с момента старта увидели автомобиль! Им оказался минивэн Тойота ХайАйс. Это местные "маршрутки", перевозящие людей и большие тюки груза на верхних багажниках. Удивительно, что в местах, где дороги чаще представляют собой полигон, эти Тойоты прижились. Пусть праворукие, зато частью полноприводные, комфортные и надежные. Все остальное здесь, вероятно, просто не живет, если это эксплуатировать на пассажирских маршрутах.
Впервые за последние дни мы увидели и большие многоквартирные дома. Опять же - это скромные пяти-девятиэтажки, но для нас они уже выглядели какими-то исполинами человеческой цивилизации. Означали, что мы вышли из "мертвой зоны" и вернулись в царство людей, продолжающих осваивать берега великой российской реки Лена.
Кстати, есть теория, что когда-то Лена вытекала из Байкала, но потом, после сдвига тектонических плит, из Байкала начал вытекать Енисей, а начало Лены превратилось в небольшой ручей, набирающий силу намного позже. Точнее, вытекает Ангара (тут меня справедливо пнули), но Иркутяне считают, что Ангара главнее по ряду причин, но уж точно можно сказать, что после слияния с Ангарой Енисей превращается в ту самую мощную реку. Выкрутился!? )))
Экипаж нашего катера, представляющий завод СТО22-Бийск, где родился проект "Великие реки России" и где был модифицирован и подготовлен наш катер, реки Енисей и Обь уже прошли. В этот же раз с моим участием трилогия "рек" заканчивалась Леной, с запланированным финишем в Тикси, до которого я еще дойду в своих повествованиях и путевых рассказах.
Любой город на нашем пути, которых на всю Лену практически нет, означает возможность пополнить запасы топлива, продовольствия или произвести какой-то ремонт катера. Первый же город, которым стал Усть-Кут, не стал исключением.
Мы причалили у городского причала и впервые с Качуга сошли на твердую землю прогуляться. Одной из задач было найти магазин электроники или автозапчастей и купит инвертор на 220В, так как наш приказал долго жить, а значит оставил нас без ноутбука и зарядки для квадрокоптера. Мы обошли весь город, несколько магазинов, и нашли только один маломощный инвертор. На нас везде смотрели так, словно мы спрашиваем континентальную ракету или запчасти для Теслы. Вот уж право не думал, что обычный инвертор будет такой проблемой.
Второй задачей было найти кафе с WiFi, чтобы слить отснятый материал, который представители СМИ или наши сухопутные помощники в Бийске могли бы использовать для публикации дневников путешествия. Надо ли говорить, что и кафе то мы нашли с трудом - пивнушку с шашлыком, в которой WiFi звучало как что-то враждебное, попахивающее шпионами из сытой Европы или Америки.
Наш экипаж, состоящий из Карагужина Хасана, Мазурова Петра и Елясова Олега решили отдать дань городу, сфотографировавшись на память у модного нынче знака. Я выполнял роль фотографа, а еще не очень люблю эти дурацкие знаки, понатыканные в каждой деревне, даже в тех, откуда люди мечтают сбежать, хоть через военкомат, хоть через похоронное бюро. Другое дело сфотографироваться с новыми друзьями!
Но и тут я оказался за кадром, потому что этот момент надо было снять. В Усть-Куте мы встретились и, как сейчас говорят, развиртуализировались с настоящим речным капитаном, благодаря которому у нас на борту оказались старые, добрые, проверенные милями маршрутов лоции Лены. Мы ими не пользовались постоянно, но часто открывали ради интереса или чтобы узнать название острова или места. А еще мы приобрели в городе автомобильное зеркало от УАЗ (УАЗ нас не отпускает даже на воде) и установили его на катер, чтобы было удобнее поглядывать по сторонам, если вдруг сзади появится "ракета" на подводных крыльях, которые где-то тут уже начинают ходить.
Покидали Усть-Кут мы в хорошем настроении: встретились с другом, нашли инвертор, поели шашлыка, отправили фото через мобильный интернет, пополнили запасы и получили компанию буксиров и барж, начавших сновать по реке перед нами, за нами, выстраиваясь в одну большую реку ленского речного пароходства.
Усть-Кут стал переломным моментом, когда закончилась философия и уныние пустых берегов и вод реки, а началась жизнь, пронизанная историями ночных расхождений с огромными баржами и, что самое главное, самые красивые места великой реки Лена нас ждали впереди.
Но об этом уже в следующих частях рассказа из серии #ленскийпоход
Подписывайтесь на мой канал "За Горизонт", ставьте лайки и делитесь в социальных сетях. Пусть это будет вашей маленькой благодарностью мне за рассказ и фотографии, а для меня стимул писать еще и еще, и делиться с вами фотографиями мест, в которых мы побывали.
Подборку публикаций из путешествия ищите в разделе "Ленский Поход"