Путешествие в Дархатию. Июль 2022
Экспедиция - это когда ты не принадлежишь себе. Ты целиком и полностью принадлежишь целям и задачам экспедиции, организации быта, маршрута, решению возникающих здесь и сейчас вопросов во имя общей цели.
Если ты подчиняешься суровой воле неписанных законов Экспедиционной жизни, и в сложившейся команде таких больше 70%, Экспедиция обречена на успех. Автомобили чинятся в режиме "автосервис на коленке", прокладываются маршруты по не существующим дорогам, за пару часов в чистом поле воздвигается настоящий лагерь, с научной лабораторией и продуманными аспектами быта.
В этих условиях есть место и для мистического стечения обстоятельств.
Итак, приключения, пусть маленькие, но в такой концентрации, что в их случайность верится с трудом.
День 1. Выходные на границе.
Маршрут экспедиции начинался в Иркутске, откуда мы ехали в Монголию через Монды, затем вдоль Хубсугула в Мурен, и оттуда в Дархатскую впадину к озерам в поисках сигов.
Утром возле служебного входа Лимнологического института стоял уже загруженный УАЗ. Новый размер колес и усиленные рессоры показывали боевой настрой обновленной машины. Окончательная погрузка завершилась в 10 утра и около 11 часов мы выехали из Иркутска.
Несмотря на большую загрузку машина прошла култкуский тракт на твердую четверку, ни разу не обнаружив неисправностей. После дозаправки в Култуке мы начали нашу монгольскую Кругосветку ( тогда мы ещё об этом не знали ). Вторая машина шла следом с небольшим отставанием . Около 17 часов мы были в Мондах.
Уже подъезжая к Мондам, мы узнали, что сегодня пересечь границу мы не успеем, так что придется ночевать в Мондах и что погран переход будет закрыт в день нашего предполагаемого возвращения в связи с праздником Наадам в Монголии, и закрыт он будет 5 дней подряд. Поскольку продлить наше пребывание в Монголии у нас возможности не было, было принято решение возвращаться через Кяхту, хоть это и удлиняло наш маршрут почти на 1000 километров.
Жаркий день заканчивался красивым закатом над вершиной Мунку - Сардык. По прямой до нашей цели - озёра Цаган Нур оставалось около 80 км - как раз в сторону заката. Но, к сожалению, прямой дороги тура не существует. За день пройдено 330 км.
День 1. Ночь.
Звонок от коллег из Новосибирска, которые должны были присоединиться к экспедиции уже в Монголии. Они попали в овербукинг и не могли прилететь вовремя. Учитывая ограничения по времени экспедиции, дополнительные 1000 км пробега и то, что разрешение на вылов рыбы, изучение которой и являлось целью экспедиции, должны были привезти Монгольские коллеги вместе с ребятами из Новосибирска, эта новость выглядела достаточно фатально. К утру ими было принято решение добираться до Улан-Батора автобусом из Улан-Удэ, куда следующим рейсом удалось добраться Новосибирцам. Эти оперативные действия позволили сохранить запланированный тайминг поездки.
День 2. Воздухозаборник.
Утро в поселке Монды . переменная облачность без осадков. Солнце постепенно освещает Долину. Завтрак в гостинице. Мы выезжаем на час раньше запланированного времени около 7:30 утра и оказываемся вторыми перед воротами. Пока есть время, начали проверять контакт генератора, так как на нем в этой поездке ответственная миссия - работа холодильника в котором будут ехать пробы. Контакт, кстати, барахлил и нужно было немного доработать соединение.
Перед поездкой буханочка прошла мега расширенное сервисное обслуживание с пятизначным счетом. Эти действия вселяли в нас надежду, что машина готова к предстоящим испытаниям и встретит их достойно. Стоя у шлагбаума на въезде на погранпереход и глядя под капот, мы обнаружили, что гофра воздухозаборника двигателя зияет дырами и трещинами. Первой реакцией было удивление и праведный гнев. Но надо было что-то решать и довольно быстро. Гофра была снята и подлатана с помощью изолетны, целлофановых пакетов и скотча, весь процесс занял пару часов. Истинно русский подход к делу не помешал гофре в таком режиме проработать следующие 2500 километров.
Около 10 утра погран переход начал свою работу и за 2 часа мы прошли все процедуры.
До 15 часов дня мы кушали на базе СССР, решали вопрос с местными Сим картами и знакомились с обитателями поселка Турт (Ханх).
Около 15 часов мы выехали в сторону поселка Мурен по федеральной трассе. По дороге начался дождь, грозящий значительно усложнить перемещения по грязным долинам.
У буханки есть одна особенность - она короткая и очень мягкая. Это обстоятельство не даёт ей быстро ехать по ямам длиной примерно с колесо - она выскакивает всеми колесами в отличие от других машин. Учитывая ее перегруз, такие скачки опасны для подвески, поэтому двигались мы со средней скоростью около 16-20 км в час.
Достаточно успешно преодолевая перевалы мы добрались до очередного пляжа около 19 часов начали ставить лагерь и готовить ужин. Здесь позволили себе немного отдохнуть, хотя отдыхать было рано.
Красивый закат и невероятные виды вокруг дополнили финал дня.
День 3. Понижайка.
Ещё один ясный день начинался с холодного утра. Температура была около +3 градусов.
Быстрый завтрак, конденсат на всех доступных поверхностях, сборы, упаковка и старт.
(Вот именно здесь можно было бы обходя колеса заметить люфты в гайках на левом заднем … но знание это пришло позже)
Дорога имеет достаточно похожий рельеф. Вдоль берега, подъем по долине от озера, подъем в перевал, проход горной части, спуск, выход в следующую долину и выезд к берегу. Весь цикл примерно 1,5 часа. У каждого перевала есть название. Запомнить их почти невозможно.
Есть пара перевалов с очень сложными для буханки подъёмами - каменные бугры в подъёме.
На дороге вдоль Хубсугула достаточно много крутых подъемов, где перегруженному УАЗику пришлось включать пониженную передачу. Которую кстати заботливо привели в порядок в сервисе перед поездкой. Точнее мы так думали. На первом же крутом подъеме понижайка вылетела и мы чудом удержались на склоне. Все следующие подъемы штурману приходилось висеть на рычаге, чтобы скорость не вылетала. В таком режиме понижайкой мы и пользовались до самого возвращения, каждый раз вспоминая сервис, бурханя дрожащими руками после очередного подъёма.
День 3. Колесо.
Путь от Ханха до Хатгала вдоль берега Хубсугула занял около 15 часов и был полон красивых видов, булыжников на дороге, грязных бровдов и неприятных перевалов. В целом машины прошли путь достойно, нигде не застряли, если бы не одно но. После особо грязного участка мы услышали странный стук во время движения и остановились. В зеркало было видно биение колеса при вращении. Источником звука было левое заднее колесо. Выглядело оно следующим образом. Три гайки из пяти утрачены полностью, две оставшиеся откручены наполовину. Шпильки погнуты. Незакрепленное колесо повредилось само и немного шлифануло окружающие детали. Ситуация выглядела достаточно удручающе, диск на выброс.
Решение - Замена колеса. Бросились менять и оказалось, что шпилька крепления запаски переделана на сервисе, но , как и все остальное ' на отвали ' . Длинная шпилька не позволяет открутить гайку обычным балонным ключем, а рожкового ключа на 24 в инструментах у обоих машин не оказалось. Только благодаря встречному Уралу, которому пришлось ждать замены нашего колеса, ведь встали мы прямо на дороге, мы смогли добыть тот самый ключ и открутить запаску.
Поставили запаску и осторожненько двинулись в сторону Хадгала с намереньем устранить все повреждения в Мурене - точке, где мы должны были встретиться с коллегами из Новосибирска и Монголии.
На закате мы вышли в Хадгал на асфальтовую дорогу.
Здесь есть заправки и банк, где можно поменять деньги. Но в воскресенье вечером банк не работает. На поменяную 1000р на тугрики в Ханхе и 7 долларов сверху мы заправились и двинулись в Мурен.
Заселение в отель было поздно вечером. Отсутствие горячей воды, проливной дождь, течь с потолка - главное, что есть крыша над головой и пока что не надо никуда ехать. Общий трек от Ханха до Мурена составил 294 км.
День 4. Подполковник.
Утром после завтрака согласовали план действий. Нам предстоял ремонт колеса.
День прошел в ремонтных работах. Добыли и поставили новый диск на УАЗ,шпильки и гайки поменяли тоже. Вся работа и запчасти обошлась чуть больше 5000р.
Хозяйка сервиса помогла нам сориентироваться в Мурене. Сервис мы кстати очень рекомендуем.
В магазине на рынке пополнили запасы провизии и, уже вечером, пошли перекусить в местное кафе.
На подходе к заведению к одному из наших коллег подошел уставшего и потрепанного вида местный житель, желавший попрактиковаться в русском языке, которым он когда-то свободно владел. Первое впечатление сложилось такое, что пора скорее убегать. Однако товарищ нас покидать не собирался и присоединился к ужину. На деле он оказался подполковниклм местной полиции в отставке и авторитетно заявил, что у него есть трое детей и дочь.
День 5. Дорога в Дархатию.
Поздно вечером вторая часть нашей группы добралась до точки сбора и с утра мы отправились в путь, который занимал всего 220 Км, но по местным дорогам длительность прохождения маршрута оставалась загадкой. Мы рассчитывали на опыт монгольских
водителей, и, на всякий случай, скачали себе в телефоны карты местности с обозначенными дорогами.
Перед выездом во все 4 машины выдано по одной рации для оперативной связи и мы отправились в путь. Стоило нам отъехать от города, как что-то пошло не так - монгольские машины унеслись в закат и связаться с ними нам не удалось. Таким образом нам предстояло самостоятельно разбираться с хитросплетениями Монгольских дорог.
Мы выбрали на карте более менее главную дорогу, обозначенную желтым цветом на google roads, которая вела к нужному нам пункту. Казалось бы, ничего сложного здесь нет, однако приключения нас ждали буквально за поворотом.
Дорога шла через населенные пункты к туристическому центру Баянзурх. Здесь красивейшие скалы, реки и много туристов. Здесь внезапно начались разночтения между Гуглом и open street maps. Вобщем дороги было 2 и поехали мы по гугловской.
Главная дорога оказалась горной, извилистой, с множеством бродов и сильных боковых кренов. В ее защиту можно отметить, что места, по которым дорога нас вела, были безумно красивыми. Горные ущелья, скалы, реки, перевалы.. Одно сменяло другое, не оставляя нас равнодушными. Скорее всего, дорога была именно туристической.
Преодолев почти все отмеченные на карте броды, мы приблизились к Дархатской впадине. В какой-то момент дорога вывела нас в травянистую долину, где благополучно растворилась в окружающей местности. Несмотря на наличие трассы на карте, перед нами предстала практически нетронутая растительность и несколько юрт, к которым вели слабо прокатанные направления. Деваться было некуда, мы двинулись по намеченному на карте направлению и, в какой-то момент, попали в такие кочки, где можно было остаться весьма надолго. Потихоньку выбрались и дальше ориентировались уже на визуально проходимую целину, примерно по направлению цели. После того, как мы проехали Баянзурх за всю дальнейшую дорогу нам не встретилось ни одной машины. Это вызывало вопросы. Много вопросов.
Как оказалось позже, из Мурена в Дархатию вела нормальная грунтовая дорога, по которой неустанно ездят машины. Но мы, увы, об этом не знали. Заночевать нам пришлось в Улаан - Ууле, проехав за день 216 км, не добравшись до цели нашей экспедиции - озера Цаган нуур - каких-то 70 км.
День 6. Добраться до цели.
К 9 вечера мы прибыли к промежуточной цели - Улан Улу.
В Улаан-Ууле нас и ждали коллеги, которые добрались туда по нормальной дороге, на 4 часа раньше нас. Дальнейший путь мы проделали вместе. За 5 часов по Дархатии мы добрались до озера Цаган-Нур и одноименного поселка. Увы, связь от Gmobile там не ловила, поэтому три дня цифрового детокса было обеспечено.
Общими усилиями воздвигли лагерь на берегу, разобрали лабораторное оборудование и поставили сети. У нас было всего два с половиной дня в запасе, чтобы выловить и проанализировать необходимое количество сигов.
День 7. Рыбалка.
Озеро оказалось мега рыбным. В сети за ночь попало множество сорной рыбы и заветные сиги. Не так много, как хотелось, но начало было многообещающее.
Следом за лодкой с рыбой к лагерю подъехал незнакомый нам монгол, который оказался сотрудником нац парка и которого не устроило имеющееся у нас разрешение на вылов сигов. Разборки продолжались до обеда и удачно завершились в нашу пользу.
Поскольку образцы необходимо было хранить в холодильнике, мы взяли с собой маленький автомобильный холодильник и генератор для стационарного лагеря. И если в пути холодильник вполне бодро работал от машины, то от генератора он работал совсем недолго.
По всей видимости, из-за скачков напряжения, блок питания холодильника за пару часов вышел из строя и нам пришлось в срочном порядке договариваться с местным населением об аренде места в их холодильнике.
Помимо запланированных сигов, в озере были обнаружены пресноводные губки, которых мы тоже не преминули отобрать для исследований.
Еще одним аспектом знакомства с местной культурой был баран, которого мы купили и готовили из него различные блюда следующие три дня. Монголы угостили нас кровяной колбасой, вареными внутренностями и гуляшом, а мы, в свою очередь, готовили плов. Такая пища на природе великолепна, просто пальчики оближешь.
День 8. Рыбалка №2.
На следующий день мы довылавливали необходимое для исследования количество рыб, обрабатывали их и наслаждались хорошей погодой, вместо обещанного местным гидрометцентром проливного дождя. Разделывание барана не осталось незамеченным местными коршунами, которые кружили над лагерем весь день, иногда группой по 6 и более штук.
Стоило к ним приблизиться, коршуны меняли дислокацию, поэтому портретных фотографий не получилось. Поздно вечером к нашему лагерю подъехали участники другой, геологической, экспедиции, также из Иркутска. Вечер в приятной компании завершил рабочую часть нашей поездки. Осталось довезти отобранный материал в целости и сохранности до лаборатории и добраться домой самим.
Сборы начались ещё вечером.
День 9. Дорога.
Планы у нас были на этот день наполеоновские, добраться от Цаган Нура до Мурена. Мы рассчитывали, что по известной монголам дороге мы сможем пройти этот маршрут куда быстрее, чем в первый раз. Чтобы обеспечить себе максимальный световой день, подъем был назначен на 5 утра.
Стоило нам отъехать от поселка, как при переходе через небольшой, но грязный брод мы посадили уазик по самые уши. Вытаскивать его пришлось остальными тремя машинами.
Как только Буханочку вытянули на берег, оказалось, что у нее лопнул ремень генератора, а у другого УАЗа оторвался тормозной шланг. Так как запасной ремень был в наличии, немедленно приступили к замене. С тормозным шлангом сложнее, дополнительный с собой никто не взял и мы решили попытать счастья в поселке. На удивление, первые же встретившиеся нам монголы изъявили желание помочь и нашли где-то у себя дома потрепанный жизнью, но вполне рабочий нужный нам шланг. Эти приключения отняли у нас три часа ходового времени, так что, на то чтобы добраться засветло расчитывать не приходилось.
Неплохая по монгольским меркам дорога и умопомрачительные виды тянулись до самого вечера, пока в какой-то момент на развилке проводники не выбрали левый путь. Дорога начала потихоньку портиться и проходила через довольно узкое ущелье. В спину нам светил малиновый закат, а впереди ждала ухабистая монгольская неизвестность. Уже стемнело, когда на одном из подъемов мы почувствовали резкий удар справа и характерный свист.
Пробили колесо, что, само по себе, хоть и досадная, но обыденная ситуация. Каково же было наше удивление, когда мы, выйдя из машины, обнаружили, что с этой же проблемой столкнулись и два ехавших за нами УАЗа. Причем, последняя машина не успела заскочить на подъем. Такое уже сложно назвать простым совпадением, а какого-то еще хорошего объяснения случившемуся мы не нашли. Вот и не верь после такого в мистику. Заменив поврежденные колеса и оставшись с одной запаской от крузака на 3 УАЗа мы отправились дальше в темноту. Дорога по ущелью в какой-то момент превратилась в непролазное болото и только объезжающие его по верху встречные машины указали нам путь, по которому можно было добраться до асфальтовой трассы. В районе 2 часов ночи мы добрались до Мурена, где весь следующий день чинили колеса и другие мелкие повреждения автомобилей и просто отдыхали.
Время в пути 17 часов. Трек длиной 270 км.
День 10. Ремонт.
Мелкими повреждениями называются разрушенные листы правой задней рессоры буханки и пережеванные резинки в соединениях у патриота.
Отдельным квестом можно назвать поиск и подбор нужных листов в Мурене. Кстати листы там были в большом разнообразии на специальном рынке.
Ремонт шел почти весь день.
День 11. Граница.
От Мурена до границы с Россией идет асфальтовая дорога длиной 760 Км. Изначально мы планировали переночевать в Дархане, а за следующий день перейти границу и доехать до Иркутска. Но ранний выезд в 6 утра, хорошая погода (дождь и ветер) и круглосуточный погран переход повлиял на наше решение и в Россию мы вернулись в тот же день в районе 23 часов.
Лил дождь, и оказалось, что в Кяхте свободных мест гостиницах нет. Это был такой себе сюрприз. Ближайшим доступным нам вариантом оказалась гостиница Невская в Гусиноозерске. Таким образом, в пути мы провели около 20 часов. Трек 824 км (рекордный за эту экспедицию)
У буханочки в этот день случился юбилей
День 12. Дом, милый дом.
Оставшиеся до дома 560 километров мы преодолели без приключений. По дороге заехали в поселок Бабушкин, в котором на берегу Байкала стоит старый, но не бесполезный маяк. Сейчас он никем не охраняется, но мог бы стать ценным памятником ушедшей эпохи. Заботливо привязанный к маяку канат позволяет подняться на постамент и забраться по винтовой лестнице на самый верх, откуда открывается панорамный вид на озеро.
В Иркутск мы добрались к 22 часам, тепло попрощались и разъехались по домам в предвкушении теплой кровати и будущих приключений.
Общей трек поездки составил 2532 км.