Найти в Дзене
Андрей Сталк

Каменный цветок

"Каменный цветок", СССР, 1946
"Каменный цветок", СССР, 1946

Старый сказ

Первое, что приходит на ум при упоминании «Каменного цветка» - это технологическое новаторство. Первый советский фильм, снятый на многослойной цветной пленке. Вероятно, трофейной AGFA. Повод к просмотру весомый, но не доминирующий. Например, пионера в цветной советской кинематографии «Груню Корнакову» Николая Экка ещё более весомая заявка ничуть не продвигает в шкале зрительских интересов. Но у «Каменного цветка» есть и дополнительные козыри. Это сказка. Это сказка Александра Птушко. Довод признают, но на торренты не кидаются. Мол, эту нишу целиком заполнила «Золушка» Шварца-Шапиро-Раневской с небольшими фигами в кармане, а чему лыбиться в экранизации Бажова, где дежурно поругивают царизм и воспевают творческую одержимость.

Вот и я добрался до «Каменного цветка» куда позже, чем до других произведений Роу, Кошеверовой, того же Птушко. В весьма зрелом зрительском возрасте. И это, наверное, к лучшему. Смотрел не ради сюжета – он прост, камнереза заманивает творчеством дух Медной горы. Не ради экшна – магия Бажова спокойная, без мечей и поединков. Интересовали два момента – расширение возможности комбинированных съемок (Советский Союз в этом плане уступал мировому кинематографу) и актерская игра сороковых (тут, наоборот, СССР местами диктовал моду). Получилось обратно пропорционально ожиданиям.

Визуально картина заслуживает самых высоких оценок. Самое главное, съемка шестидесятипятилетней давности не режет глаз старомодной наивностью, как, например, в более позднем насыщении «Вия» нечистью, за что тоже был ответственен Александр Птушко. Явление Хозяйки Медной Горы было снято аккуратно, а общая цветовая гамма насыщала колоритом по максимуму. Даже в чем-то завидую современникам «Каменного цветка» - для них, однозначно, было событие не меньшей значимости, чем «Аватар». Одни только павильоны «Рубиновый грот», «Синий грот», «Хрустальный грот», «Малахитовый грот» чего стоили. Плюс перебивка сценками русского фольклора, когда заводчане лихо выплясывали «Калинку-малинку» на свадьбе в звенящих шелком ярко насыщенных цветом рубахах. Плюс натурные сценки с разными белками да пичужками. Лепота.

А вот актерский хоровод не порадовал. То ли усиленный контроль госструктур в эпоху малофильмья тому причиной. То ли сам режиссер больше внимания уделял технике, нежели драматургии, но факт налицо. От статусной Тамары Макаровой (Хозяйка) мистической мощью не веяло – так, тогдашняя Надежда Кадышева. Владимир Дружников (Данило-мастер) выглядел комсомольцем с постановочного фото. Его невеста (Екатерина Деревщикова) и, согласно сценария, была безынициативной. А остальные персонажи – просто функции. Барин-самодур, немощный старик, шельмец приказчик, народ безмолвствует на заднем плане. Если сравнивать с «Золушкой», где каждый овощ был ещё тем фруктом, то причина отсутствия долголетней зрительской любви становится понятна. К любым техническим изыскам привыкаешь быстро, а катализатором успеха всегда остаются герои.

Автор «Уральских сказов» Павел Бажов был весьма почитаем Советской Властью. Фильмы, мультфильмы, балеты, даже первый в мире светомузыкальный фонтан на ВДНХ «Каменный цветок». Самый известный воспеватель минералов, самоцветов и природных мистических сил, их олицетворяющих, был и сам самоцветом. Но в народной памяти Бажов, как и фильм «Каменный цветок», вынесен с магистралей на проселочные тропы. Почему-то.

#Сказка #Бажов #Данило-мастер #Медная гора #цветное кино