На самом деле, поразительно, насколько сильно изменилось отношение у людей к тому, что их окружает за какую-то сотню лет. В наше время даже у среднестатистического человека столько вещей, мебели, предметов интерьера, аксессуаров, домашней утвари и одежды, сколько не было даже у очень богатых людей в не столь отдалённые времена.
Ну а нынешние богатые окружают себя домами-дворцами, мрамором, машинами, конюшнями и прочим-прочим-прочим.
Тем удивительнее побывать в доме очень уважаемого человека и зажиточного по начала прошлого века человека, который сохранился практически неизменным до нашего времени.
И ощутить настоящий, если хотите, шок. От той разницы, что окружало в доме уважаемых и успешных людей в 1910-х и что окружает сейчас.
Вот как выглядит дом зажиточного кабардинца из начала прошлого века. Никаких нескольких этаже, веранд, террас с креслами и огромного двора для дилижансов и размещения большого количества гостей во время вечеринок.
Наоборот: дом скромный и лишь незначительно выделяющийся от более бедных соседних (бОльшей площадью и побелкой).
Но, на самом деле, в те времена хорошая каменная сакля — была настоящим пределом мечтаний для любой кавказской семьи. А большая сакля, в которой могли жить и родители, и дети со своими семьями, действительно была признаком зажиточности.
Хотя для строительства такого дома и не нужно было пригонять вереницы бетономешалок, бригады гастарбейтеров и обносить отделы с отделочными материалами в Леруа Марлен: дома просто складывали из местного камня. Но складывали хорошо, раз они переживали и природные катаклизмы, и войны, сохранившись до нашего времени.
Но больше всего ты удивляешься даже не от внешнего вида дома и подворья, а войдя внутрь, в гости.
Здесь всего три комнаты: одна главная посредине и две небольшие по обе стороны. Главная комната прямо напротив входа (без никаких сеней или прихожей) являлась одновременно и гостиной, и кухней, и столовой. В ней вся большая семья проводила основное время.
Рядом со входом располагался большой открытый очаг, в котором готовили пищу, кипятили воду для чая и с помощью которого обогревали жилище в холодное время года.
Напротив очага располагался стол и что-то наподобие дивана. Стол служил и рабочей поверхностью для приготовления пищи, и обеденным столом.
Во время приема пищи вокруг него располагали коврики с подушками, формируя что-то типа дастархана. Стульев в доме попросту не было.
Две комнаты по бокам кухни-гостиной — жилые, для главы дома с женой и семье его старшего сына.
Убранство этих жилых комнат аскетично настолько, что несравнимо даже с нынешними комнатами в рабочих общежитиях. Но сто лет назад людям этого было достаточно...
Для понимания, это спальня.
Кровать в те времена была просто непозволительной роскошью.
Посуда либо из глины, либо из дерева, и лишь кастрюли, чайники, казаны и кувшины — из металла.
Наверняка у вас на языке крутится два вопроса: почему я решил, что это зажиточный дом и если так жили богатые, то как жили бедняки?
Дело в том, что это аул Эль-Тюбю и дом, в котором родился и вырос один из наиболее почитаемых в Кабардино-Балакарии людей — советский поэт Кайсын Кулиев (известно, что его семья была зажиточная).
Что касается отличия от домов обычных людей, то их жилища были меньшего размера, они не были побеленными ни снаружи, ни внутри, утварь в них была беднее, а мебели и ковров не было вовсе никакой...
——————————
Это небольшой сериал о круизе на поезде «Жемчужина Кавказа» по Северному Кавказу.
Не забудьте ПОСТАВИТЬ ЛАЙК и следите за очерками и видеосюжетами.