Найти тему
38,4K подписчиков

Инвестирование в России сегодня: игра стоит свеч?

1,4K прочитали

В последнее время подписчикам могло показаться, что я стал меньше и реже писать об инвестировании. Если же выходят статьи или видео - то это переводы лекций для общего развития разумного мышления при инвестировании, либо же основы финансовой грамотности.

Дело в том, что вкладывая сегодня очередную сумму на фондовый рынок (а как вы знаете, я инвестирую в 95% случаев в зарубежные бумаги в долларах США) - я мысленно уже готов с этой суммой распрощаться. Ведь никто не знает, когда будет введен следующий пакет санкций, какие активы на этот раз будут заморожены, а какие бумаги будет разрешено или запрещено покупать.

Ситуация в целом не армагедецная, но точно неопределенная. И сказать наверняка, что вкладывая сегодня деньги в акции зарубежных перспективных компаний - будет лучшей идеей я не могу. Как и не могу сказать, что это будет совсем уж плохой идеей. Поэтому сегодня вкратце расскажу вам о том, что я делаю со своими финансами в это неспокойное время.

Конечно же, это не инвестиционная рекомендация. У каждого из нас ситуация различная: разные капиталы, доходы, обязательства - поэтому буду рад, если и вы поделитесь своими решениями сегодня в комментариях.

Аккуратные пополнения

Несмотря на всю эту неопределенность ситуации, я продолжаю постепенно вносить деньги на брокерский счет. Тем более что совпали такие две вещи как коррекция на рынке США и укрепление рубля.

Я смог приобрести доллар и по 65р, и по 60р, и даже по 54р на недавних снижениях, и на полученную сумму приобрел несколько просевших компаний в портфель (в основном большая часть была потрачена на Intel, Netflix и на Berkshire).

Единственное отличие в том, что если во время мартовской просадки 2020-го года я пополнял портфель почти на всю сумму, что мне удавалось заработать и сохранить, то сейчас, я делаю это не на всю котлету. Постепенно, аккуратно, небольшими суммами. Потому что 12000$ в Открытии у меня уже заблокированы (банк попал под санкции) и около 4000$ зависли в ETF от FinEx - когда я увижу эти деньги вопрос хороший, но ответа на него нет ни у кого. Держу в уме 5 лет, а дальше - посмотрим.

В Финам у меня пока все по прежнему работает, портфель слегка потрепан коррекцией SP500, плюс китайские акции все никак не выберутся со дна, но в целом, ситуация на сегодняшний день выглядит вот так:

Здесь даже можно увидеть первые крупные позиции в портфеле, которые составляют больше половины портфеля
Здесь даже можно увидеть первые крупные позиции в портфеле, которые составляют больше половины портфеля

Кстати, с прошлой недели, мой портфель стал абсолютно прозрачным и публичным. Сделки по нему, доходность, бумаги в портфеле и даже убытки по некоторым позициям видны по этой ссылке:

Буду обновлять информацию по сделкам раз в квартал, чтобы состав был более менее актуальным.

Кстати там же можно и отследить движение портфеля в зависимости от пополнений. Можно увидеть, что первые два года доходы были минимальными и внесенная сумма и стоимость портфеля были практически наравне. Только во второй половине 2018-го года ситуация начала менять и появился первый намек на кривую сложного процента:

Сейчас ситуация на рынке не самая приятная, но есть еще хороший запас в доходности, если портфель выстоит эту бурю, уверен, и дальше будет двигаться вверх. Главное - не мешать сложному проценту и не выводить раньше времени заработанные деньги (тем более, что вывод сегодня возможен только в рублях по невыгодному курсу)
Сейчас ситуация на рынке не самая приятная, но есть еще хороший запас в доходности, если портфель выстоит эту бурю, уверен, и дальше будет двигаться вверх. Главное - не мешать сложному проценту и не выводить раньше времени заработанные деньги (тем более, что вывод сегодня возможен только в рублях по невыгодному курсу)

Активы, которые противостоят инфляции и которые никто не сможет у вас отнять

Суммы, которые сохраняются и не идут на фондовый рынок - теперь направлены в другое русло. Я выделяю три направления:

  1. Образование;
  2. Здоровье;
  3. Впечатления и отдых.

Сегодня я делаю акцент на самообразование (не только мое, но и супруги) - ведь знания, это то, что останется с вами, даже если у вас заберут все деньги. Конечно же, такие вложения нужно также делать разумно.

Здоровье - всегда было номером один в моем инвестиционном портфеле. И к примеру в прошлом году, когда рынок был на пике, я вместо пополнений портфеля, вкладывался в услуги стоматолога. Сегодня - это траты на поддержание хорошей физической формы - тренажерный зал, бассейн, хорошие продукты питания, плюс ежегодная проверка (обычно это комплекс анализов, если все в норме, то нет причин для беспокойств, если есть отклонения от нормы - визит к врачу). Как сказал один мой хороший друг: "После 30 - гарантия слетает". Поэтому нужно относиться к себе и своему телу с заботой - так, у вас будет больше времени для того, чтобы отследить работу сложного процента.

Ну и третье в списке, но вероятно, одно из самых интересных вложений - это впечатления и отдых. Уверен, что вам не нужно объяснять, как на самом деле влияет отдых на человека, его способности рационально и трезво мыслить, а также на его здоровье.

Сегодня, когда все не так определенно, и вылеты в другие страны становятся не такими частыми - я не жалею денег на путешествия. Ведь понимаю, что деньги можно будет заработать снова, а вот впечатления - останутся с нами навсегда.

_________________________________________________________________

◈ Моя книга для детей и взрослых: "Виктория и магия сложного процента"

◈ Обо мне и моей стратегии инвестирования

◈ Финансграмм в Телеграм и на Youtube

Навигатор по финансовой грамотности