Многолетние старания увенчались успехом -
музей встал на своём месте.
И. В. Цветаев
31 мая 1912 года в солнечный полдень у здания Музея изящных искусств (так назывался музей до 1932 года) собралась многочисленная публика. На торжественную церемонию открытия пришли учёные, студенты, профессора Московского университета.
Для первых зрителей двери нового музея открылись под звуки пения семисотголосого московских музыкальных училищ, исполнивших кантату, специально написанную к этому случаю композитором М. М. Ипполитовым-Ивановым. Это событие было снято на пленку известной в дореволюционной России кинофирмой Пате - видео с церемонии.
Мысль об организации музея классического искусства в Москве родилась ещё в середине XVIII века. Колыбелью идей и планов был первый крупный центр науки и культуры в России – Московский университет. Знаменитый Баженов изъявил желание создать архитектурный проект, призывал собирать средства на его возведение, но этому не суждено было сбыться.
Наиболее серьезным из всех планов был проект так называемого Эстетического музея, составленный профессорами Московского университета С. П. Шеверевым и М. П. Погодиным. Они опубликовали в журнале "Телескоп" в ноябре 1831 года полный текст этого проекта, который предусматривал создание при Московском университете большого музея, состоящего из девяти отделов. Он должен был начаться древними памятниками египетского и этрусского искусства, затем представить сокровища античного ваяния, которые были продолжены, как указывали авторы, образцами скульптуры эпохи Возрождения, "воскресшими под чудесным резцом Микеланджело", завершался музей скульптурами XIX века - работами Кановы и Торвальдсена.
Проект подписала известная русская меценатка и любительница искусств княгиня Зинаида Александровна Волконская (1798-1862). Эта просвещенная женщина принимала участие не только в его составлении, но и изъявила заказать на свои средства в Италии "слепки и модели" с наиболее выдающихся памятников классической скульптуры.
Однако после разгрома декабристов все новшества, направленные на просвещение народа, оказывались обречены на провал.
Шли годы. Москва оставалась без музея. Между тем подспудно, незаметно собирался музейный материал. В стены Московского университета с первых лет его существования стали стекаться различные старинные предметы из археологических раскопок и кладов, редкие монеты и медали.
Только в самом преддверии XX столетия профессору Московского университета Ивану Владимировичу Цветаеву (1847-1913) удается осуществить замыслы своих предшественников. Он сумел наконец пробудить общественный интерес к созданию музея классического искусства, собрать средства, добиться постройки музейного здания в центре города и подобрать для него нужные коллекции.
Двадцать пять лет жизни отдал замечательный русский учёный этому благородному делу. Сын бедного сельского священника, бывший семинарист, он уже в двадцатидевятилетнем возрасте получил профессорское звание. Быстрой учёной карьере способствовали не только его природные данные, но и неутомимое трудолюбие, энергия и стремление к знаниям.
Его дочь, талантливая поэтесса Марина Ивановна Цветаева, очень верно и тонко сказала об отце:
Мечта о музее началась... в те времена, когда мой отец, сын бедного сельского священника села Талицы...двадцатишестилетним филологом впервые вступил ногой на римский камень. Но я ошибаюсь: в эту секунду создалось решение к бытию такого музея, мечта о музее началась, конечно, до Рима - ещё в разливанных садах Киева, а может быть, ещё в глухих Талицах Шуйского уезда, где он за лучиной изучал латынь и греческий. "Вот бы глазами взглянуть!"
Иван Владимирович считал, что наше "я" не стоит ничего, а музей будет приносить благо на протяжении многих лет. Добрый и по-русски простодушный в будничной жизни, он проявил блестящий талант организатора и дипломата и оказался подлинным энтузиастом великого дела, которое выдвинуло его в выдающиеся деятели русской культуры.
Буду благодарна за подписку на канал и комментарий. Спасибо!
#литература #пушкин #классика #россия #культура #история #москва #музей #маринацветаева