Эта статья продолжает тему, начатую в обзоре знаменитой картины Карла Брюллова, где разобраны все секреты этого шедевра:
Итак, в 79 году нашей эры, в этот самый день, 24 августа (хотя по другим данным - в октябре) происходит извержение вулкана Везувий, в результате которого гибнет целый ряд городов, кроме собственно Помпей, это Геркуланум, Стабии, Оплонтис и другие.
Открывает нашу сегодняшнюю подборку картина самого известного русского мариниста Ивана Айвазовского. В отличие от картины Брюллова, которого маринист лично знал и входил в ближний круг его так называемой "братии", главными героями на картине Айвазовского является не люди, а безудержная стихия, от которой им приходится спасаться. При этом мы видим противопоставление огня и воды, а также вулканический пепел, сыплющийся с небес повсюду.
На полотне французского пейзажиста Пьера-Анри де Валансьена, главная роль выделена именно вулкану, который и погубил города на побережье Неаполитанского залива. Люди и достижения их цивилизации (корабли, городские постройки) кажутся ничтожными по сравнению с неумолимой природной стихией, которая поглотит большинство из них и не заметит. Возможно на полотне Валансьен изобразил гибель Плиния старшего, автора знаменитой "Естественной истории", который действительно погиб во время извержения Везувия, вероятнее всего отравившись серными испарениями. Его племянника Брюллов изобразил на своей картине в образе сына, который отказывается бросать свою мать.
На картине американского художника с ирландскими корнями Джеймса Гамильтона мы тоже видим главенство стихии над человечеством и плодами его трудов. Гамильтон пробовал свои силы в торговле до того как стать учителем рисования в Филадельфии. Более всего известен как иллюстратор - так, его работы есть в "Исследованиях Арктики" американского полярного исследователя Кейна. Его вариант последних дней жизни города, на мой взгляд, как раз таки больше напоминает иллюстрацию к книге, чем картину.
Следующую картину написал по заказу герцога английский художник Джон Мартин, известный своими эпическими полотнами на религиозно-апокалиптические сюжеты. Любопытно, что эта картина Мартина, как я уже упоминал в одной из своих статей, считалась не подлежащей восстановлению после наводнения Темзы, но была найдена в 1973 году свернутой внутри другой картины - "Казнь Джейн Грей". В итоге обе картины нуждались в реставрации в силу долгого неподобающего хранения, но восстановление картины Джона Мартина закончилось только в 2011 году (примерно пятая часть полотна была практически стерта водой), после чего она снова была выставлена на обозрение публике.
На картине Мартина Геркуланум виден вдалеке слева, а гибнущие Помпеи в центре полотна. Спасенные же выбираются на сушу в районе Стабии (неподалеку от современной Кастелламмаре-ди-Стабии) - древнего города, находящегося на противоположной стороне Неаполитанского залива. Надо сказать, что выбросы вулкана достигли и Стабии, но разрушения были не такие сильные, и город ожил через несколько десятков лет.
Но не только изображения разрушения городов и извержения Везувия интересовали художников. Мирная жизнь Помпей до катастрофы также запечатлена на полотнах. Так итальянский живописец Доменико Морелли, известный своими полотнами на исторические и христианские сюжеты, запечатлел романтизированный образ купальни римских Помпей:
А следующая картина малоизвестного художника Александра Сведомского показывает нам улицу в древних Помпеях до катастрофического извержения. Большую часть сознательной жизни художник прожил в Риме вместе с братом Павлом, а обучался он в Дюссельдорфской академии художеств. На картине мы видим рабов, которые тащат тяжелые телеги по узким, мощённым камнем улицам древнеримского города:
Вот такие картины, посвященные самому известному погибшему в результате извержения вулкана древнеримскому городу, мы сегодня посмотрели вместе с вами. Надеюсь, что из этой статьи вы узнали что-то новое для себя. Если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь, если есть вопросы - пишите в комментариях, обязательно постараюсь ответить.