Найти тему
История живописи

Пейзажи Дикого Запада в исполнении американского немца Альберта Бирштадта

Сегодня мы с вами, дорогие читатели, посмотрим на замечательные виды "коренной" Америки, такой, какой она была до ее окончательной колонизации переселенцами из самых разных уголков света. На мой взгляд, это действительно любопытное зрелище, интересно ведь представлять как выглядела эта земля до того, как "белый человек" изменил ее, отобрав у законных хозяев.

Семья американского художника, родившегося в Германии (в те времена Пруссии) в 1830 году, через год переехала в молодое американское государство, которое через какую-то сотню лет станет известно каждому - США. Однако учиться живописи Бирштадт в возрасте 22 лет поедет на родину, в Дюссельдорфскую академию художеств, вернувшись из которой он некоторое время будет преподавать рисунок и живопись на своей новой родине.

Далее он будет участвовать в экспедиции инженерного корпуса американской армии, в составе которой посетит Скалистые горы (часть Кордильер, крупной американской горной системы), где сделает не только множество рисунков, которые станут основой для последующих картин, но и дагерротипных изображений - ранних фотографий. В этом ему помог его старший брат, занимавшийся фотографией Эдвард Бирштадт, который впоследствии откроет свою фотостудию в Нью-Йорке. Там же, в своей студии, Альберт и напишет многие из тех полотен, что представлены ниже:

"Вид с гор Уинд-Ривер, штат Вайоминг", 1860. Бостонский музей изящных искусств. Любопытно, что в те далекие времена находились люди, которые критиковали художника за изображение индейцев на фоне величественной американской природы: мол, они "портят впечатление уединенного величия".
"Вид с гор Уинд-Ривер, штат Вайоминг", 1860. Бостонский музей изящных искусств. Любопытно, что в те далекие времена находились люди, которые критиковали художника за изображение индейцев на фоне величественной американской природы: мол, они "портят впечатление уединенного величия".
"Скалистые горы, пик Ландера", 1863. Музей Фогга, Гарвардский университет.
"Скалистые горы, пик Ландера", 1863. Музей Фогга, Гарвардский университет.
"Скалистые горы, пик Ландера", 1863. Метрополитен-музей, Нью-Йорк. В 1865 году эта картина была продана за 25 тысяч $, что в 2020 году было эквивалентно почти 400 тысячам
"Скалистые горы, пик Ландера", 1863. Метрополитен-музей, Нью-Йорк. В 1865 году эта картина была продана за 25 тысяч $, что в 2020 году было эквивалентно почти 400 тысячам
"Йосемитская долина, Калифорния", 1864. Бостонский музей изящных искусств.
"Йосемитская долина, Калифорния", 1864. Бостонский музей изящных искусств.
"Река Мерсед, долина Йосемити", 1866. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
"Река Мерсед, долина Йосемити", 1866. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
"Долина Йосемити", 1866. Музей изящных искусств, Кливленд.
"Долина Йосемити", 1866. Музей изящных искусств, Кливленд.
"Озеро Тахо, Калифорния", 1867. Бостонский музей изящных искусств.
"Озеро Тахо, Калифорния", 1867. Бостонский музей изящных искусств.
"Среди гор Сьерра-Невада, Калифорния", 1868. Смитсоновский музей, Вашингтон.
"Среди гор Сьерра-Невада, Калифорния", 1868. Смитсоновский музей, Вашингтон.
"Скалистый горный пейзаж", 1870. Эта картина интересна прежде всего тем, что экспонируется в самом "сердце" США - Белом доме.
"Скалистый горный пейзаж", 1870. Эта картина интересна прежде всего тем, что экспонируется в самом "сердце" США - Белом доме.

Позднее он, вместе с официальным геодезистом правительства, будет первым покорителем одной из Скалистых гор в штате Колорадо, которой дадут имя его жены Розали (затем ее, правда, переименуют в гору Эванс). А пик поменьше (4287 метров) и до сих пор носит его имя - Mount Bierstadt, как и озеро, находящееся неподалеку от горы.

"Гора Розали", 1860-е. Художественный музей Мида, Амхерст. Та самая гора, изначально названная в честь жены художника.
"Гора Розали", 1860-е. Художественный музей Мида, Амхерст. Та самая гора, изначально названная в честь жены художника.
"Озеро Эмералд, Аляска", 1870. Художественный музей Крайслер, Норфолк. Территория Аляски была продана Российской империей за три года до написания этой картины.
"Озеро Эмералд, Аляска", 1870. Художественный музей Крайслер, Норфолк. Территория Аляски была продана Российской империей за три года до написания этой картины.
"Водопад Невада, парк Йосемити", 1875. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
"Водопад Невада, парк Йосемити", 1875. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
"Гигантские секвойи Калифорнии", 1874. Музей Беркшира, Питтсфилд, США.
"Гигантские секвойи Калифорнии", 1874. Музей Беркшира, Питтсфилд, США.
"Кинг-Лейк, Калифорния", 1875. Музей искусства, Колумбус.
"Кинг-Лейк, Калифорния", 1875. Музей искусства, Колумбус.
"Гора Коркоран", 1877. Национальная галерея искусства, Вашингтон.
"Гора Коркоран", 1877. Национальная галерея искусства, Вашингтон.

Любопытно, что во время Гражданской войны в США он был призван в армию (разумеется в армию Севера, ведь он проживал в Нью-Йорке) и был вынужден заплатить за то, чтобы за него служил другой человек, благо финансовое состояние это позволяло - его картины в то время набирали популярность. Одну картину на тему этой войны, он, однако, успел создать:

"Партизанская война, Гражданская война", 1862. Ассоциация века, Нью-Йорк.
"Партизанская война, Гражданская война", 1862. Ассоциация века, Нью-Йорк.

Надо отметить, что только американским континентом поездки Бирштадта не ограничились - он также путешествовал и по Европе, после чего в его портфолио появились и европейские пейзажи, конечно же с его главной любовью - горами.

"Вид Веттерхорна из долины Гриндельвальда", 1870-е. Художественный музей Сан-Диего. Здесь изображена местность, находящаяся в швейцарских Альпах.
"Вид Веттерхорна из долины Гриндельвальда", 1870-е. Художественный музей Сан-Диего. Здесь изображена местность, находящаяся в швейцарских Альпах.
"Восход солнца на Маттерхорне", 1875. Метрополитен-музей, Нью-Йорк. Изображенная на данной картине гора находится на границе Швейцарии и Италии.
"Восход солнца на Маттерхорне", 1875. Метрополитен-музей, Нью-Йорк. Изображенная на данной картине гора находится на границе Швейцарии и Италии.

После высокой популярности в 60-х и 70-х годах XIX века, публика и, в особенности, критики стали охладевать к его работам. Его стали все больше критиковать за неоромантизм (выходивший из моды), вычурность и излишнюю театральность сюжетов картин. Вдобавок ко всему, пожар в его студии в 1882 году уничтожил многие из его работ. Через двадцать лет, к моменту смерти художника он был практически позабыт публикой, занимался в основном изготовлением копий собственных картин.

Заново "открыли" его творчество только в 1960-х годах, однако до сих пор мнения о его работах различны: кто-то считает их безвкусицей, а кто-то - что они положили начало природоохранной деятельности в США и созданию известного Йеллоустонского национального парка. Напишите в комментариях какого мнения придерживаетесь вы. Надеюсь, из этой статьи вы узнали и увидели что-то новое и интересное. Если понравилось - ставьте лайки, подписывайтесь и ждите новых статей.