Ну что, оставим думы о былом и пройдёмся, попробуем своими подошвами почувствовать город. Знакомство со старым городом мы начали с осмотра крепостной стены – взобрались на неё и неспешно пошли вокруг.
Жирона, кстати, город, в котором нельзя увидеть его панораму, поскольку самое интересное – старый город - находятся на нескольких холмах.
Всё здесь дышит стариной, но воздух её отнюдь не пылен. Во всех этих старинных зданиях сейчас живут жители, по улочкам гуляют жизнелюбивые горожане. Современность и средневековье переплетены в Жироне в такой узел, что и дамоклов меч не поможет. Одно не отделимо от другого, как яркие домики набережной неразлучны с монохромной сердцевиной.
Жирона - даже старая её часть - живой город. Вот, например, один из домиков еврейского квартала (см фото ниже). Улочка такая узкая и такая милая Мадонна охраняет владельцев, что на этом уголочке всегда останавливается группа туристов, чтобы послушать рассказ. Так что жильцы, когда хотят выйти стучат в собственную дверь квартиры, чтобы толпа смогла расступиться и выпустить их на улицу.
Вот ещё типичный пример: в одном из первых готических зданий Каталонии – монастыре Сан-Доменек - расположен университет Жироны. Представляете себе студиозусов, пёстрых, разных, шумных и весёлых, которые грызут гранит науки в этой постройке?!
Конечно, здесь расположен не весь университет, а только архитектурный, исторический и ещё вроде бы археологический факультеты, но знаете, вот я даже не могу себе представить качество образования, которое получено в стенах XIII века! Это же сами стены помогают: рассказывают, нашёптывают, иногда ворчат, иногда строят из себя строгих монахов, но всё равно умиляются жизни, кипящей внутри них, благодаря которой они продолжают жить.
Мы приехали не в столь уж ранний час: около 11 утра, но город был пуст, практически ни одного прохожего.
Сужая спираль, через Алеманские сады (бывшие казармы немецких солдат) и часовню Св. Христофора) мы всё ближе подбирались к сердцу Жироны – её кафедральному собору и Епископскому дворцу.
Старинное искусство и чашечка кофе
Начать осмотр у нас нечаянно получилось именно со старинного Епископского дворца, в котором расположен музей искусств.
Само здание несколько мрачновато, в музее фотографировать нельзя.
Заглянув во внутренний дворик, мы были очарованы настолько, что решили посмотреть экспозицию, которая состояла из произведений искусства каталонских мастеров Х-ХХ вв. У меня остались самые приятные воспоминания от этого музея. Неторопливый, абсолютно пустынный и причудливо, но, тем не менее, удобно спланированный.
Экспозиция музея интересная и очень атмосферная. Представьте, что во всём огромном пространстве вы остаётесь наедине с огромными резными иконостасами, часто непонятными для современника предметами быта, вас окружают скульптуры из дерева и камня – простые и наивные, бесхитростные в своём исполнении, но трогательные и уютные.
У меня создалось впечатления, что каталонские мастера всё делали как для своего дома, наверно, они и воспринимали всю Каталонию как свой дом. И вот вы в гостях в этом доме, предоставленные сами себе. Как будто, вы с музеем один на один и можете беспрепятственно общаться с каждым его жителем. Кстати, именно в этом музее стоит оригинал знаменитой жиронской львицы – про неё будет рассказ в следующей части.
В некоторых залах напротив больших картин, мозаик, иконостасов стоят удобные мягкие диванчики – так что, устав бродить, можно присесть и дать отдых своим усталым ногам, не разлучаясь с прекрасным.
Стоит ещё упомянуть, что каменные стены Епископского дворца – надёжная защита от полуденного зноя. А ещё для удобства посетителей в музее есть небольшая зона отдыха. Прямо не покидая экспозицию, вы можете в автоматах купить воды или чашку кофе из автомата, посидеть на мягких диванчиках, съесть привезённые с собой булочки и бутерброды – словом подкрепить свои силы. Туалетная комната расположена тут же, за дверью – всё очень удобно, вроде бы и близко и в то же время отделено. Лично мне этот стакан кофе и возможность посидеть спокойно и поесть была очень кстати – ну прямо как второе рождение. А после можно было уже и осмотр продолжить.
Собор Святой Марии
Мы подошли к собору не с центрального фронтона, а немного сбоку – с площади 12-ти апостолов или её ещё назвают Площадью часов. Это какая-то площадь несуществующего.
Во-первых, площадь почти выстлана могильными плитами, под которыми никто не захоронен (так в старину пытались привлечь прихожан – чем большим количеством святых мощей и захоронений владеет собор, тем он более популярен).
Во-вторых, никаких апостолов нет – т.е. вот так – ниши для них есть, а апостолов нет – не хватило финансирования, а потом забыли. Практически обойдя собор по периметру, мы зашли внутрь.
Готический кафедральный собор Жироны построен на месте романского, который, в свою очередь, был воздвигнут над первобытной церковью, возведенной, предположительно, над римским храмом, и тот, возможно, над древним святым местом.
Жиронский кафедральный собор начали возводить еще в XI веке. Этот собор считается самым красивым памятником барочной архитектуры в Каталонии. Постройка собора требовала таких тонких расчетов, что в Жирону дважды съезжались совещаться все каталонские архитекторы. А ещё говорят (но это уже достоверно), что неф собора (23 метра в ширину и 35 — в высоту) — самый широкий в мире без использования опор.
Если вы будете в Жироне обязательно зайдите в собор – там очень интересно. На входе вам вручают аудиогид, который на хорошем английском (русского, понятно, что нет) рассказывает про собор. Полумрак, готические своды, ряд капелл (кстати, рядом с каждой капеллой есть большая кнопка. Нажимаешь, включается свет в капелле, чтобы можно было всё рассмотреть, горит достаточное количество времени и выключается).
Больше всего поразила капелла Св. Христофора с его статуей во главе иконостаса. Свет освещал ровно столько, чтобы возникло желание и естественное движение души – молиться и благоговеть. Плавно, будто паря над землёй, я отходила от решётки, отделяющих неподвижных людей от живых, одухотворённых статуй. И медленно, величественно надо мной всплывало озарённое торжество и буйство барокко, обрамлённое средневековыми стенами готики. И завершающим аккордом Святой Христофор, покровитель путешественников, взирал со своей высоты на приходящих к нему паломников. И всего несколько минут у него было, чтобы запомнить очередного подошедшего.
Внутри храма, позади главного алтаря, стоит трон Карла Великого, вырезанный из цельного куска мрамора. Трон принадлежит XI веку и является одним из важнейших образцов епископского престола в европейской римской архитектуре. Согласно традиции, если влюбленные сядут возле трона, в течение одного года они поженятся, но, если сядет только мужчина, он никогда не женится.
Уютный клуатр, выставка богатых одежд священников, и довольно интересная сокровищница с золотыми и серебряными изделиями Средневековья.
Вот на что уж я не люблю такого рода выставки, а тем не менее очень понравилось. Но особо музей собора гордится своим знаменитым экспонатом «Гобелен Мироздания» (XII век). Он висит в отдельной комнатке, освещенный специально тускло – чтобы ещё больше не выцвел.
Но, пожалуй, хватит бродить в тени готики, давайте выйдем и посмотрим на неё снаружи.
К главному западному фасаду собора ведёт гигантская лестница из 90 ступеней. Во время ее постройки - в XVII веке - она была самой большой в Испании. Есть поверье, что восходя по этим ступеням, человек отмаливает свои грехи – по одному на каждой. И ещё говорят, будто глядя на этот фасад, Вагнер обрёл вдохновение для одного из своих самых известных произведений.
Не знаю, что там давящего увидел великий композитор, лично мне не показалось, что фасад довлеет над человеком, не показалось, что своим возвышением он принижает дух. Наоборот, по-моему, он светлый и радостный - белый мрамор на фоне синего неба. Как будто иконостас, вынесенный наружу.
Собор Св. Нарцисса и Феликса
В Жироне есть ещё один большой собор помимо кафедрального. Это церковь Св. Нарцисса и Св. Феликса. В III в. Нарцисс и Феликс были первыми проповедниками христианства в этом районе, впоследствии они причислены к лику святых. Церковь, посвященную им, строилась с XIII по XVII вв. Внутри находится шесть первохристианских саркофагов (IV век), в т.ч. и могила Св. Нарцисса. Этот собор сами жиронцы любят гораздо меньше, чем Санта Марию. Да и действительно, столько всего понамешано в нём.
Двойственность этой церкви проявляется уже в самом её внешнем виде – основная часть выполнена в романском стиле, одна из башен – в стиле готики, а фасад – барочный. Далее храм посвящён двум святым. А кроме этого сам Св.Феликс – это некий собирательный образ двух святых – Феликса Африканского и собственно Феликса, дьякона Св. Нарцисса.
Далее приходит на ум, что Нарцисс – вообще не христианское имя, а можно сказать языческое. И последним стало то, что собор очень долго не могли достроить, а когда он был достроен, то произошёл несчастный случай и с его колокольни упал и разбился насмерть один из строителей. Потом в колокольню попала молния. В общем, сплошные несчастья, несмотря на которые, собор всё-таки освятили. Однако жиронцы до сих пор думают, что лишний раз его лучше не трогать. Так собор сейчас закрыт на реставрацию. Самого Святого Нарцисса жители Жироны очень любят и считают своим покровителем.
Святой был настолько популярен среди земляков, что те выбрали его епископом, ему приписывали заступничество от бурь, исцеление болезней и пр. чудеса. Даже после своей мученической смерти от руки римских воинов прямо во время проповеди, Св. Нарцисс оберегает свой город. Существует легенда, основанная на реальном историческом эпизоде. В XIII в., во время осады французскими войсками, когда у обороняющихся жиронцев не осталось больше сил к сопротивлению и завоеватели вторглись в город. Французы ворвались в собор и возжелав осквернить могилу патрона города, приподняли крышку саркофага Св. Нарцисса.
В тот же момент из гроба вылетел рой гигантских мух, каждая из которых была величиной с жёлудь. Эти мухи напали на захватчиков, смертельно жаля воинов и лошадей. При этом ни одного жителя Жироны мухи не тронули, зато во французском лагере началась эпидемия. А сделав свою работу мухи вновь вернулись в саркофаг Св. Нарцисса. Говорят, что когда опасность вновь угрожала городу Св. Нарцисс вновь посылал своих мух на помощь к защитникам Жироны.
Праздник, посвящённый Св. Нарциссу, Жирона отмечает в конце октября.
Продолжение следует...