Когда я планировал познакомиться с кинолентой «Агент Стрекоза» (2001), то предполагал увидеть нечто вроде «Остина Пауэрса» - незамысловатую комедию, активно спекулирующую на ретро. Однако опасения оказались излишними. Фильм был весьма качественным.
Многих он привлечет хотя бы по той причине, что в эпизодической роли там появляется ещё не обретшая мировую известность Наталья Водянова. Можно предположить, что на съемочную площадку её привела коллега по цеху, американская модель Анджела Линдвелл, которая как раз исполнила роль указанной в заглавии «Стрекозы».
Фильм вовсе не про шпионов, не про авантюры и даже не про роковых красоток с характерными для излета 60-ых прическами. Лента изящно, в некоторых местах даже по-доброму иронизирует по поводу «мятежной морали» второй половины 60-ых годов.
Это ведь не только студенческие бунты, охватившие многие города мира, но также переломные моменты в истории кинематографа. Появляются «Новый Голливуд», французская «новая волна», итальянское джалло, футуристические боевики, европейский нео-нуар, а также от привычных многим триллеров окончательно отпочковалось шпионское кино.
Собственно история, показанная в фильме, это кино о кино. Рассказ о создании одной злополучной ленты, в которой угадываются черты и «Барбареллы», и «Дьяволик», и ранних фильмов про Джеймса Бонда. Хотя съемки в определенный момент застряли. Режиссер хочет метафизику любви, а продюсер – побольше динамичного экшена.
В действующих лицах узнаются знаковые фигуры кинематографа того времени: Марио Бова (Джанкарло Джаннини), Роман Полански (Джейсон Шварцман). В то время как главный персонаж одновременно сочетает в себе и Жана-Люка Годара, который активно копается в себе, рефлексируя и переживая по поводу неуловимой истины, а также Стэнли Кубрика.
От последнего сюжету досталась «Лунная тема» (если вы понимаете, о чем мы). Тут ирония просто неиссякаемая. Чего только стоит фраза: «По поводу вашего космического проекта хотелось бы заметить, что на Луне не идёт снег». И не важно, бывают на спутнике Земли осадки или нет, но агент под кодовым именем «Стрекоза», окажется на лунной поверхности.
Зачем? Потому что там спрятана база революционных повстанцев, которые готовы изменить мироустройство «планеты-матери», то есть Земли. А поскольку сценарное действие происходит на фоне всевозможных культурных и субкультурных революций, то подобное намерение не кажется совсем преступным. Хотя подобной точки зрения придерживаются далеко не все.
В итоге многострадальная лента, в работе над которой режиссер сменяет режиссера, никак не может обрести достойный финал. Как результат - оный поручено создать простому монтажеру, кроме кинематографа тайно влюбленного в исполнительницу главной роли. А что? Он же знает, как снимает камера - значит, теоретически может снимать кино. По крайней мере, обязан создать эффектную концовку для кинокартины.