Найти в Дзене
Aнастасис Ανάσταση

Вопрос о допустимости фигуративного образа в церковном искусстве. В какой степени видимое может отразить невидимое?

Оглавление
Апостол Павел. Начало VI в. Фреска. Темпьетто-дель-Клитунно, Кампелло-суль-Клитунно, Умбрия, Италия
Апостол Павел. Начало VI в. Фреска. Темпьетто-дель-Клитунно, Кампелло-суль-Клитунно, Умбрия, Италия

Богословы и толкователи Священного Писания первых веков христианства поднимали в своих трудах непростые вопросы, касающиеся взаимоотношений Слова и Его художественного образа: допустима ли визуализация духовной реальности? каким способом изображать невидимое?в какой степени видимое может отразить невидимое?

С самого начала религиозные изображения являлись предметом полемики. Иконоборчество прослеживается на протяжении всей истории древней Церкви.

Идея трансцендентности Бога и опасение впасть в идолопоклонство были главными мотивами противления любому фигуративному художественному образу.

Христианство возникло в религиозном контексте иудаизма, поэтому первые христиане не могли не соблюдать запрет на изображения, унаследованный от ветхозаветной традиции. Вторая Заповедь Моисея гласит:

«Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли» (Исх 20, 4).

Фигуративные изображения противоречили закону, указывающему в категорической форме:

«Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на [горе] Хориве из среды огня, дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину, изображения какого-либо скота, который на земле, изображения какой-либо птицы крылатой, которая летает под небесами, изображения какого-либо [гада,] ползающего по земле, изображения какой-либо рыбы, которая в водах ниже земли» (Втор 4, 15–18);
«проклят, кто сделает изваянный или литой кумир, мерзость пред Господом, произведение рук художника, и поставит его в тайном месте!» (Втор 27, 15).

Таким образом, ветхозаветный Закон налагает строжайший запрет на создание любого образа.

Аниконизм еврейской культуры выводится из специфики иудейского религиозного сознания. Главный смысл этого запрета заключается в идее непостижимости Бога, который бесконечно возвышается над всем тварным миром.

Вслед за древнееврейской культурой христианство объявило непримиримую войну идолам. С именами таких христианских богословов, как Иустин Философ, Татиан, Ориген, Климент Александрийский и Тертуллиан, связан первый этап христианского иконоборчества. Христианский писатель-апологет Татиан Сириец (112–185), прибывший в Рим из Ассирии, называл непристойными статуи богов и богинь, которые в изобилии украшали город. Его призыв «Истребляйте памятники нечестия» (Татиан. Речь против эллинов / Tatian. Adv. Gr. 33–35) стал на многие столетия знаменем воинствующей христианской Церкви

До 313 года, как известно, Церковь вела по большей части «подпольное» существование, которое совсем не стимулировало развитие изобразительного искусства в сколько-нибудь значительных масштабах. Однако, опираясь на некоторые факты и тексты раннехристианских мыслителей, можно сделать вывод о том, что священные изображения существовали уже в первые века христианства.

В результате, не только нарушался ветхозаветный запрет на любые изображения, но и возникало очевидное противоречие между доктриной о невозможности изобразить Всевышнего и антропоморфными формами, в которых Он представлялся.

Первые христиане создавали изображения, пытаясь, с одной стороны, противостоять широкому образному ряду языческих богов и выдерживать конкуренцию, а с другой стороны, избежать смешивания с языческим образом и впасть в идолопоклонство. Нужно было в некотором смысле встать посередине. Необходимо было разработать такую систему художественных образов, которая, во-первых, имела бы законное на то основание, а, во-вторых, была бы понятна и близка современникам. Решить проблему нужно было сначала теологически.

Обоснование нашлось в словах апостола Павла, который в послании к Колоссянам сказал, что «Христос есть образ Бога невидимого» (Кол 1, 15), что образ этот — реальность зримая и постигаемая, «ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно» (Кол 2, 9). Поскольку Христос воплотился, вошел в непосредственное отношение с человеком, прежний Закон о неприкосновенности Божественной трансцендентности утрачивает свою силу. Ветхий Завет запрещает изображать Бога, так как Бог пребывает невидимым. Древний Израиль слышит Слово Божие, но не видит Его.

В Новом Завете Бог приходит во плоти, а, значит, становится видимым и описуемым.

В богословии апостола Павла тема образа выступает, как в библейском, так и в философском аспекте. Павел рассматривает Христа как образ Божий, а всех христиан как образ Христа. В посланиях к Коринфянам апостол говорит:

«И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного» (1 Кор 15, 49);
«мы же все открытым лицом, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» (2 Кор 3, 18).

Таким образом, человек уподобляется невидимому Отцу благодаря видимому Слову.

В Новом Завете присутствует прямое указание на то, что существуют два мира – видимый и невидимый, и что невидимый мир познается через мир видимый.

Апостол Павел в «Послании к Римлянам» говорит:

«Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы» (Рим. 1, 20).

Новая религиозно-философская система взглядов оказала существенное влияние на всю эстетическую сферу. Принятие фигуративных изображений и оправдание иконного образа в древней Церкви было связано в первую очередь с базовой христологической концепцией. С начала IV века в богословской мысли все возрастающую роль играет христианская идея Воплощения Сына Божия и концепция обожения человека. Диалектика материи и духа начинает освящаться умонепостигаемыми таинствами вочеловечивания Бога и одухотворения человека. Материя отныне рассматривается не как нечто враждебное, а как важнейший носитель духовного начала. Если перефразировать слова апостола Павла (Кол 1, 15; 2, 9; 1 Кор 15, 49; 2 Кор 3, 18; Рим. 1, 20), получается, что изображение Христа — это образ материальный, в котором осуществляется постоянное пребывание невидимого в видимом.

Человек, как образ и подобие Божие, становится важнейшим объектом христианского искусства.

 Христос на престоле в окружении ангелов. Начало VI в. Мозаика. Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово, Равенна
Христос на престоле в окружении ангелов. Начало VI в. Мозаика. Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово, Равенна

❤️ Благодарим за внимание! Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи и видео. Задавайте интересующие вас вопросы.