Найти в Дзене
Эпос Клио

10 обычных сегодня вещей, которые на Руси считались постыдными

Оглавление

В некоторых северных деревнях «Русью» до сих пор называют светлое место. Что для современного человека — норма жизни, древнерусскому могло показаться отталкивающим и даже постыдным.

Коса до пояса

Волосы на Руси значили много. Именно в них заключалась жизненная сила. Чем длиннее шевелюра, тем больше энергии в человеке. Считалось оскорблением дёрнуть девушку за косу. А если девушку подозревали в колдовстве или непотребном поведении — косу ей срезали. Даже современное «каре на ножке» или стрижка в стиле «паж» вызвали бы на Руси культурный дискомфорт. И это мягко сказано. А выбритые виски точно повергли бы общество в замешательство!

Филипп Осипович Будкин «Девушка перед зеркалом», 1848 г.
Филипп Осипович Будкин «Девушка перед зеркалом», 1848 г.

Преступление и наказание

Оплошности свершались во все времена, и за многие из них полагалось наказание. Но народ на Руси был настолько высоконравственным, что испытывал угрызения совести, если ему по какой-то причине удалось избежать кары. Да, история не отрицает существования особой прослойки людей на Руси, которые могли скрыть злостные деяния. Но в наши дни подобные вещи стали встречаться гораздо чаще и даже получили своё название — «отмазаться».

Василий Максимович Максимов «Деревня», 1882 г.
Василий Максимович Максимов «Деревня», 1882 г.

Молчи, женщина!

Протопоп Сильвестр написал «Домострой», где был заключён свод правил поведения в семье. Отсюда же становится понятно положение женщины в обществе. Подавать на стол, но не принимать участия в разговоре с гостями. Советоваться с мужем по любым хозяйственным делам, и поступать согласно его речам. Смотрит в глаза собеседнику — «не знает стыда», много болтает — бесстыжая. И для сравнения самостоятельность современных дам. В то время — стыд и срам!

Константин Егорович Маковский «Чарка мёду», 1890 г.
Константин Егорович Маковский «Чарка мёду», 1890 г.

Вон порог!

Любой гость в доме древнерусского хозяина был в почёте. Ему полагался кров, еда и баня. Готовы были к этому визиту или нет — не имеет значения. Но работало это лишь в том случае, когда посетитель принимал правила конкретного дома и беспрекословно исполнял их. Свой устав жизни оставался за пределами дома гостеприимных хозяев. Если бы мужик того времени увидел, как в наше время относятся к гостям, долго бы не верил своим глазам. Кофе и кров на полчаса.

Константин Егорович Маковский «После базара», 1876 г.
Константин Егорович Маковский «После базара», 1876 г.

Не смотри на меня!

Сейчас практически любой человек, заходящий в помещение, подвергается пристальному сканированию со стороны присутствующих. Оценивается буквально всё: причёска, одежда, поведение. На Руси же подобное было не принято. Особенно в отношении слабого пола. Как можно? Девица же засмущаться может! Того, кто допустил неловкость, осуждали и порицали. Доходило до того, что этикет возбранял смотреть незнакомцам в глаза. Для чего, собственно?

Иван Николаевич Крамской «Полесовщик», 1874 г.
Иван Николаевич Крамской «Полесовщик», 1874 г.

Только после вас

На Руси не садились трапезничать, пока в доме не появлялся «большак». Глава семьи, если по-современному. Количество детей и их голод — не играли никакой роли. Пока большак не садился за стол, никто не ел. Да и вставать раньше него было не положено. Обедали все до тех пор, пока ел владыка дома. Кажется, что сейчас традиция сохранилась лишь в одной семье на сотню. Современные домочадцы обедают тогда, когда проголодались. Чаще всего в одиночку и в разное время.

Иван Алексеевич Еремеев «Крестьянский обед», 1774 г.
Иван Алексеевич Еремеев «Крестьянский обед», 1774 г.

Драгоценный хлеб

Купить хлеб? А как же душа, в него вложенная? На Руси так почитали этот продукт, что во время его создания соблюдали уйму ритуалов. Его и крестным знаменем осеняли, и печь по-особому готовили, и секреты рецептуры у каждого были свои. Кто молитвы нашёптывал, кто заговоры. Хлеб не зря «головой» называли. Сейчас душа и настроение пекаря не интересует ровным счётом никого. А домашний хлеб от горчичного отличается только ценником!

Николай Алексеевич Богатов «Жатва», 1896 г.
Николай Алексеевич Богатов «Жатва», 1896 г.

Мир вашему дому

Древнерусский человек свято чтил традиции приветствия. Чтобы к девушке кто-то потянулся для поцелуя? Да за это и чести можно было лишиться. А сейчас подобное практикуется даже с малознакомыми девицами. Чтобы старший первым поприветствовал младшего? Это было позволительно только с князьями. А сейчас приходится окликать молодёжь, ведь те вид делают, что не видят. А матери с батюшкой вовсе в пол кланялись. Теперь достаточно крикнуть «Я дома!».

Лемох Кирилл Викентьевич «Где болтались?», 1897 г.
Лемох Кирилл Викентьевич «Где болтались?», 1897 г.

Суды и пересуды

На Руси было не принято прислушиваться к детям. Непокорность детворы расценивалась, как непочтение к мнению старших. Послушание — было прямой обязанностью детей, и закреплялось это на законодательном уровне. Если малый проявлял непослушание, родители вполне могли подать на него в волостной суд. «Яжмать» и «яжребёнок» своим «уважительным» отношением друг к другу вполне могли спровоцировать нервный приступ у древнерусской женщины.

Алексей Гаврилович Венецианов «Крестьянские дети в поле», 1810 г.
Алексей Гаврилович Венецианов «Крестьянские дети в поле», 1810 г.

Жить — не строить!

Место для строительства жилища было особенным. Чтобы его выбрать, проводилась масса ритуалов. Кто-то запускал корову на участок, а дом начинал строить там, где Бурёнка ложилась отдыхать. А кто-то чугунок с пауком ставил. Плетёт паутину, значит можно строить.

Василий Иванович Суриков «Старик-огородник», 1882 г.
Василий Иванович Суриков «Старик-огородник», 1882 г.

Обережные заговоры на новоселье и соблюдение громадного количества примет. Сейчас даже поиск подходящей квартиры поручают риелторам. Покупают там, где комфортно или ближе к работе.

———
С вами был «
Эпос Клио».