Найти в Дзене

Что такое образовательные круги?

Не так давно, а если быть точнее, то пару лет назад в дошколке многое поменялось. Кто-то скажет, что по факту ничего не поменялось, но на мой взгляд, это не так!

Основной общеобразовательной программой по дошкольному образованию считается "От рождения до школы". Есть и другие (мир открытий, тропинка к школе, радуга), но эта взята за основу и чаще всего используется именно она. В 2019 или даже в 2020 году вышло новое издание. Конечно, же оно отличается тем, что теперь всё не по областям, как было в 16 году, а по возрасту, хотя по возрастным группам было представлено и в более поздней версии данной программы. что же изменилось ещё? Были введены круги! Утренний круг, образовательный круг и вечерний круг. Сейчас буду рассказывать всё подробнее. Само название слова круг говорит, по факту за себя: дети совместно с воспитателем проводят деятельность в кругу. Ранее столы в детских садах ставились, как парты в школе, воспитатель стоял у доски, дети сидели по двое за столами (партами). Всё, как в школе, никакой взаимосвязи друг с другом, воспитатель главный, дети подчинённые. Посчитали, что это неправильно. Дошкольный возраст- это время игры, взаимодействия со взрослыми на равных! Дети должны друг друга видеть, общаться между собой. И вот были придуманы круги. Воспитатель уже не стоит над детьми, позиция сверху, а стоит либо с детьми, либо сидит с ними, позиция "на равных". С точки зрения психологии это очень важно. Пока не проверено, наверняка, как эта система будет работать далее и будет ли от неё толк или же мы вернёмся опять к "партам" и воспитателю у доски, но в данный момент вводится активно эта система...

Почему вводится, если есть уже программа? К сожалению, закон не писан, программа есть, а вот выполнять её никто не выполняет, да и следить за тем, чтобы её выполняли некому. Ну и самое главное, это вариативная программа, в саду может быть и не одна программа , по которой они работают и пойди докажи, что ты что-то делаешь не так. Да и не все готовы принять эти новшества. Одно дело молодое поколение, а другое дело бабули лет за 60, которые уже 40 лет в саду, у доски, а дети сидят за столами)

Утренний круг. Чаще всего проводится утром, во время приёма детей или же сразу после завтрака. Дети вместе с воспитателем встают в круг. У каждого могут быть свои ритуалы, мы обычно с детьми здоровались по кругу, пели приветственную песню, делали зарядку, далее садились на корточки и обсуждали планы на день. Вообще данный вид круга существует как раз с целью того, чтобы собрать внимание детей и рассказать им о предстоящих планах на день. Например, ребята, я сегодня, когда шла в сад увидела нашего дворника, он нас просит о помощи: посадить цветы у нас на участке. Как вариант события на день или же: сегодня мы с Вами будем готовиться к медовому спасу, узнаем с Вами что это за праздник, нарисуем медовую бочку и слепим весёлых пчёлок на пасеки. Если у кого-то из воспитанников день рождение, тоже можно обозначить это на утреннем кругу, каждый из воспитанников пожелает что-либо, при желании, можно обменяться подарками или же оставить это занятия ребятам в течении дня, а уже завтра или на вечернем кругу осуществить обмен подарками. Видела ещё, что на утреннем кругу в качестве разминки дети после весёлой песенки-приветствия по-разному садятся на корточки: каждый второй садится, 1 и 3 садиться, садятся дети, чьё число по порядку делиться на 2. кратно трём. Уже в старшей группе это реально сделать с марта месяца, не удивляйтесь. Если приучать делать детей это каждый день, то возможно и не такое:). Можно садиться парами, тройками и так далее. Обсуждения на утреннем кругу происходят тоже не просто так, кто захотел, те и галдят. Говорить может только тот, у кого в руках есть какой-то предмет, если у кого-то остались вопросы, то можно по поднятой руке спросить. Воспитатель изредка помогает в этих действиях детям, но сам старается придерживаться тех же правил, много не говорит, руку поднимает, если хочет спросить. Опять же напоминаю про позицию "на равных". Видела ещё, что в некоторых садах дети, произвольно, без помощи взрослых, без подсказок, приносят вещи из дома, по одной-две и на утреннем кругу у них есть возможность поделиться с ними, рассказать, что это за вещь. Необязательно это может быть игрушка, как нам с вами кажется, возможно, это мамины бусы, отвёртка папы, варежка, шарф и многое другое. И уже в конце утреннего круга- слово воспитателю с тем, чем все вместе займутся в течении дня.

Образовательный круг. Тут мне сложнее объяснить, потому что я, как молодой специалист и то не совсем понимаю эту систему. Полностью проводить занятие в кругу у меня лично не получается. Говорят, что в кругу объединяется несколько областей образовательных, на обычном же занятии у меня тоже:)

Дети собираются в круг, обсуждается, чем они займутся на занятии, вспоминают правила поведения на занятии и, в принципе, всё, начинается самое занятие. Если это развитие речи, то его я провести в кругу могу, а вот изодеятельность... уже нет. Тут уже нужно сажать детей за столы и неудобно сидеть с ними за этими столами, ведь нужно подписывать рисунки, помогать детям открывать краски, помогать рисовать и так далее. Математику... какие-то моменты можно в кругу, какие-то нет. Есть моменты, когда на каждом занятии у меня дети работают самостоятельно или в парах. На столах лежат задания и они их выполняют, складывают фигуры, находят нужные фигуры и числа, рисуют узоры, пишут числа и многое другое. Аппликация и лепка тоже если только в начале занятия и в конце собрать их в круг, провести рефлексию подготовить к занятию.

Вечерний круг- дети уже готовятся уходить домой, воспитатель совместно с детьми подводит итоги уходящего дня. Опять же можно ввести ритуалы, какие-нибудь песни петь