На днях была в Егорьевском историко-художественном музее, вероятно, богатейшем музее Подмосковья.
В 2010-м году он вошел в число тридцати лучших музеев Европы, это один из первых отечественных музеев, создавший современное интерактивное пространство для своих экспонатов.
Сейчас там проходит выставка ростовской финифти, экспозицией поделились музеи народного промысла города Ростова, где финифть с 18-го века стала традиционным ремеслом.
Финифть – вид художественной эмали, когда на металлическое основание наносится огнеупорными красками сложный многослойный полноцветный рисунок, который потом в несколько этапов обжигается в печи.
Художественная эмаль – достаточно древнее искусство, известное еще с Древнего мира, но традиционная эмаль представляла собой не краску, а стеклообразный порошок, который насыпался на металлическое основание и запекался. А вот прозрачная огнеупорная краска для росписи была изобретена только в 17-м веке во Франции, после чего быстро распространилась по миру.
В России собственные изделия с художественной эмалью появились еще при Рюриках, поэтому новая техника расписной эмали (финифти) была принята с большим интересом, ведь она давала совершенно новые возможности в творчестве.
Конечно, изготовление финифти было ориентировано в первую очередь на церковные нужды, мастерские выполняли на заказ церковную утварь, оклады книг, элементы облачения священников. Двумя главными центрами производства финифти стали Ростов и Вологда, где сложились уникальные стили, однако по количеству мастеров, объему и разнообразию изделий ростовчане однозначно лидировали.
Из традиционных изображений святых постепенно развивался портретный жанр, а из изображений православных святынь и кремлей – пейзажный. В 19-м веке творчество мастеров уже практически ничем не ограничивалось, очень популярными стали финифти на исторические и былинные темы, а также украшения с цветочными натюрмортами.
В советское время ростовская финифть была признана важным народным промыслом, конечно, согласно требованиям времени, появились новые сюжеты и новые стили. В финифть проникли модерн, авангард и соцреализм, но и традиционные техники тоже не запрещались, хотя вместо икон ростовские мастера освоили больше сказочных мотивов.
Современная ростовская финифть это, с одной стороны, массовое производство популярных украшений с симпатичной и незамысловатой цветочной росписью, которая пользуется неослабевающей популярностью. А с другой – это эксперименты творческих коллективов с современными материалами и оборудованием, которые позволяют делать объемные мазки, эмали на сложных поверхностях, комбинацию эмалей с керамиком и стеклом.
Текущая выставка в Егорьевском музее занимает всего два зала, хотя включает не одну сотню экспонатов – они большей частью миниатюрные.
Еще по теме:
Из чего состоят шапки-венцы русских царей