Один из самых знаменитых русских монастырей, украшение Москвы, объект Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО - Новодевичий монастырь славен знаковыми событиями в нашей истории и хранит память о многих известных женщинах, которые прожили здесь драматические моменты своей судьбы.
В одной из прошлых публикаций я рассказывала о Соломонии Сабуровой, первой супруге великого князя Василия Третьего. Народная молва связывает её имя с основанием монастыря, хотя официальная версия говорит иное. Согласно официальной версии, Василий Третий дал обет основать монастырь в случае успеха своего похода на Смоленск в начале 16 века. Город этот называли "ключами от Москвы", потому что на этом направлении от него до самой Москвы больше не было никаких крепостей. И борьба за Смоленск с Польско-литовским королевством продолжалась десятилетиями. В 1514 году, в результате длительной осады, Василию Третьему удалось вернуть Смоленск.
Обет свой Василий Третий выполнил, но через 10 лет. Поэтому в народе и родилось предание о том, что Василий Третий таким образом хотел замолить грех развода с первой женой. Тем более что дата основания Новодевичьего монастыря (1524 год) как раз совпала с событиями развода.
Впрочем, Соломония в Новодевичьем монастыре никогда не жила. Зато в нём жили многие другие царственные особы.
Главный храм монастыря освящён в честь Смоленской иконы Божией Матери. Это икона греческого письма, попавшая на Русь в 11 веке. Обстоятельства её появления до конца не выяснены, есть много версий. В 13 веке икона оказалась в Смоленске и долгое время считалась защитницей Смоленска от бед. В самом начале 15 века икона была перенесена в Москву, но через несколько десятилетий смоляне взмолились о возвращении иконы. Великий князь Василий Второй Тёмный повелел икону вернуть, и в 1456 году состоялось торжественное прощание с ней на Девичьем поле, при большом стечении народа. Поэтому и монастырь был основан на Девичьем поле.
Первой женщиной из царской семьи в Новодевичьем стала вдова брата Ивана Четвёртого - Ульяна. Она похоронена в подклете главного Смоленского собора.
Первой девочкой, которую здесь крестили, была дочь Ивана Четвёртого Анна. В монастырском храме крестить было не положено, поэтому построили обыденную (то есть возведённую за один день) деревянную церковь. Царевна Анна прожила очень недолго и тоже похоронена здесь.
Здесь же жила вдова царевича Ивана, сына Ивана Четвёртого. Надо заметить, что царь о ней заботился и делал богатые вклады, чтобы она ни в чём не знала недостатка. Вообще, в большинстве случаев монастырская жизнь царственных особ не была заточением в том смысле слова, в каком мы его сейчас понимаем. Монастырь не был для них тюрьмой. Это было место проживания. И в бытовом плане царственные монастырские насельницы никаких лишений не испытывали. Ограничением свободы была невозможность выходить за пределы монастыря. Но принимать посетителей они могли. С особой строгостью содержалась только царевна Софья, но об этом чуть позже.
В самом конце 16 века в Новодевичьем монастыре поселилась Ирина Годунова.
Годуновы
Ирина Годунова удалилась сюда после смерти мужа - царя Фёдора Иоанновича, последнего из династии Рюриковичей. Фактически это означало отказ от трона, хотя некоторое время Ирина продолжала здесь принимать бояр и руководить государством.
Для Ирины были перестроены палаты прежних царственных вдов. При палатах имелась домовая церковь, в настоящее время это церковь Амвросия Медиоланского.
Вслед за Ириной в монастырь отправился её брат Борис Годунов. Здесь он трижды принимал депутацию Боярской Думы, приходившую с сообщением о его избрании на царство и с просьбой занять трон. В третий раз пришёл Патриарх с крестным ходом, и тогда Годунов согласился. Не то чтобы он всё это время колебался. Нет, конечно. Он готов был царствовать. Во всё время царствования Фёдора Иоанновича был его правой рукой, фактическим правителем страны. Однако таков был этикет. Нельзя было сразу принять предложение. На третий раз, по всей видимости, уже считалось пристойным.
Таким образом, Новодевичий монастырь оказался тем местом, где было окончательно принято решение о восшествии на русский престол первого избранного царя.
Женщины петровского семейства
Евдокия
Пётр Первый продолжил традицию удаления неугодных жён в монастырь, заложенную Василием Третьим. Правда, путь в Новодевичий монастырь Евдокии Лопухиной, первой жены Петра, был долгим. Сам Пётр Первый отправил её в места куда более удалённые. Сначала - в Суздальский Покровский монастырь. Потом, после раскрытия заговора противников реформ - в Александров, а затем ещё дальше - в Старую Ладогу. Екатерина Первая вообще заточила её в Шлиссельбургскую крепость. И только Пётр Второй оказал бабушке полагающиеся почести и перевёз её в Москву. Сначала ей был предложен кремлёвский Вознесенский монастырь, однако в Кремле Евдокии не понравилось, и она сама выбрала Новодевичий.
Лопухинские палаты находятся у нынешнего главного входа в монастырь, у Северных ворот.
Софья
С именем царевны Софьи, сводной сестры Петра Первого, связаны разные страницы истории монастыря.
Удивительной женщиной была Софья. Родилась рано, опередила время. Яркая, властная, умная, решительная. Циничная, готовая на всё ради власти. А родилась в 17 веке в России, когда сама идея женщины-правительницы не представлялась возможной.
И всё же ей удалось прийти к власти. Как раз и помогли решительность и цинизм. Умер царь Фёдор Алексеевич, сын Алексея Михайловича и Марии Милославской, родной брат Софьи и Иоанна, сводный брат Петра. Иоанн старше, но болезненный и неспособный к управлению. Пётр маленький, 10-летний, но смышлёный. Бояре решили ставить царём Петра, и тогда вмешалась Софья. Воспользовавшись зревшим ещё в правление Фёдора недовольством среди стрельцов, она и её сторонники спровоцировали бунт. Возмущение было вызвано с помощью сфабрикованного слуха о ещё больших притеснениях, якобы ожидающих стрельцов в случае прихода к власти клана Нарышкиных, сторонников Натальи Кирилловны Нарышкиной - второй жены царя Алексея Михайловича и матери Петра. Это привело к кровавым последствиям, и в результате было принято решение поставить царями одновременно обоих мальчиков: и 15-летнего Иоанна, и 10-летнего Петра, а Софью назначить при них регентом.
Таким образом, первый стрелецкий бунт 1682 года фактически сделал Софью Алексеевну правительницей России.
Софья любила Новодевичий монастырь и в период своего правления стала одной из главных в его истории благоустроительниц. При ней монастырь приобрёл тот облик, который дошёл до наших дней. Именно тогда в ансамбль монастыря была привнесена господствовавшая в те годы архитектура московского барокко, с его яркой декоративностью. Стены и башни приобрели привычные нашему глазу нарядные кружевные завершения. Была построена красавица-колокольня.
Родные сёстры Софьи, Екатерина и Мария, тоже очень любили приходить в монастырь на богомолье. Для царевны Марии были построены палаты у Южного входа, которые носят название Мариинские.
Палаты находятся рядом с надвратной Покровской церковью. Она тоже построена в период правления Софьи Алексеевны, как и надвратная Преображенская церковь над Северными вратами.
Могла ли Софья предположить, когда так любовно обустраивала монастырь, что он станет местом её заточения?
7 лет продолжалось правление Софьи, а Пётр тем временем повзрослел в Преображенском, где жил вместе с матерью. И Софья как-то пропустила этот момент его взросления. А вчерашний мальчик вдруг проявил твёрдость и заявил претензии на полновластие. Шёл 1689 год, Петру было 17 лет.
Он предъявил ультиматум и уехал в Преображенское. Петру стали нашёптывать, что Софья готовит новый мятеж. Софья действительно пыталась организовать стрельцов на активные действия. Стрельцы слушали, но помалкивали.
Однажды ночью Петра в Преображенском всполошили, будто стрельцы строятся и собираются идти его убивать. Пётр вскочил и поскакал с приближёнными в Лавру. За ним туда отправились жена, мать, придворные - весь двор, всё его малое правительство. Послом к нему Софья отправила Патриарха. Патриарх поехал в Лавру - и там остался. Софья отправила брата Иоанна - и тот остался в Лавре. Все выбрали сторону силы.
А что же стрельцы? Как они отнеслись к происходящему? Хотя инициатором первого стрелецкого бунта была Софья и её сторонники, но присягнули-то в 1682 году стрельцы царям Иоанну и Петру. И оказались не готовы играть игру Софьи Алексеевны. Первым решение принял стрелецкий полк Сухарева - того самого, в честь которого названа Сухаревская площадь, где полк квартировал. За Сухаревским полком весь город двинул в Лавру. Софья осталась одна.
И она сама едет к Петру. Но с позиции силы теперь уже разговаривает Пётр. Он отправляет навстречу Софье посла, который объявляет, что в Кремль ей дорога заказана, а жить ей надо в монастыре. Будет всё, в чём она нуждается и к чему привыкла. Но выходить за пределы монастыря нельзя. Встречаться ни с кем нельзя. И всем сёстрам Пётр запретил посещать монастырь.
Итак, Софья поселилась в монастырских палатах. Точнее, не в палатах, а в бывшей стрелецкой караульной. Готовила ли она там стрелецкий бунт 1698 года? Неизвестно. Историки предполагают, что скорее это было стихийное недовольство 4 стрелецких полков, которых после Азовских походов не вернули в Москву, оставили на поселении. Им обещали заменить их в этом поселении через полгода, но не заменили. И они пошли на Москву. Но на подходах к столице их встретили, допросили, выяснили, что они командиров поубивали - и арестовали. А у них оказались письма на имя Софьи (видимо, помнилось, что первый бунт затевала она).
Вернувшийся из-за границы Пётр зачинщиков в количестве 23 человек казнит показательно на Красной площади, остальных бунтовщиков вешает на столбах вокруг монастыря, чтобы Софья видела. Её насильно постригают в монахини, лишают палат и всех царских привилегий, всего штата, оставляют только несколько помощников, помещают в Напрудную башню. И это уже больше не место проживания, а настоящая тюрьма. Так она прожила ещё шесть лет, умерла и похоронена в Смоленском соборе. Несмотря на опалу и опасность навлечь гнев Петра, в монастыре Софью всегда почитали и помнили её вклад в строительство и благоустройство. В игуменских кельях, несмотря на царский запрет, висел портрет Софьи.
А построенный во многом трудами Софьи Алексеевны Новодевичий монастырь и сегодня радует глаз. Сейчас Смоленский собор и Успенская трапезная церковь находятся на реставрации, монастырь готовится к празднованию 500-летия в 2024 году. Из храмов доступна для посещения только церковь Амвросия Медиоланского. Но снаружи Смоленский собор уже освобождён от строительных лесов и выглядит прекрасно.
И вообще, на территории очень красиво, особенно когда цветёт сирень. Я успела сделать несколько снимков, пока она ещё не совсем отцвела.
Перечень моих пешеходных экскурсий смотрите здесь.
#прогулкипомоскве##монастыри#