Автор - Александр Плотников
Содержание
Введение
1. Общее состояние советского Черноморского флота накануне войны
2. Обзор боевых действий в ходе операции по обороне Севастополя 1941-1942 гг.
3. Подвиг подразделений советского Черноморского флота.
3.1. 35-я береговая батарея или «Бастион мужества».
3.2. Лидер «Ташкент».
3.3. Крейсер «Красный Кавказ».
Заключение
Введение
Российский флот - предмет гордости страны и зависти всех остальных держав.
Только выйдя к морям и укрепившись на них, Россия превратилась в великую державу, а также получила мощный импульс к промышленному возрождению. Речные и морские пути сообщения содействовали накоплению богатства, существенно влияли на обеспечение безопасности и способы ведения войн. В ходе сложной эволюции естественным образом возникла идея необходимости для России военного флота и стала создаваться морская сила государства. Развитие условий и постановка соответствующих государственных задач привели к овладению морями: Белым, Балтийским, Каспийским и Черным, — созданию первоначально Азовского, затем Балтийского и Черноморского флотов. Россия получила возможность единения с целым миром и стала проводить независимую государственную политику, активно участвуя в международных отношениях. Флот стал необходимым элементом жизни страны.
Начало созданию регулярного военного флота России положено в 1696, когда по указу Петра I в целях борьбы за выход к Азовскому и Чёрному морям на р. Воронеж была построена Азовская флотилия. В ходе Северной войны 1700–21 был создан Балтийский флот, выдвинувший Россию в число крупных морских держав. Уже в начале своего становления российский флот одержал первую победу над шведским флотом в Гангутском морском сражении 1714 и в последующем вписал много героических страниц в отечественную историю.
Во 2-й пол. 18 в. развитие промышленности, науки и техники позволило значительно улучшить конструкцию корпусов кораблей, их парусное и арт. вооружение. Водоизмещение линейных кораблей увеличилось с 1 до 4 тыс. т, число орудий возросло до 135, усовершенствовалась корабельная артиллерия (бронзовые орудия были заменены чугунными, скорострельность возросла до 1 выстрела в 3 мин, дальность стрельбы – с 300 до 600 м). Парусный флот достиг своей вершины.
В начале 19 в. появились первые паровые боевые корабли. После Крымской войны 1853–56 все государства перешли к строительству паровых броненосных кораблей. Переход к строительству парового флота совпал с внедрением нарезной корабельной артиллерии, обладавшей большей дальностью и точностью стрельбы. Появление в 1870-х гг. мин, а затем торпед привело к созданию минных заградителей и миноносцев. Бурный технический прогресс привёл к созданию на флоте трёх основных типов кораблей: эскадренных броненосцев для арт. боя; крейсеров для дозорной службы, разведки и уничтожения торговых судов; миноносцев для завершения боя минно-торпедной атакой повреждённых кораблей. Повышение роли ВМФ в конце 19 в. (теория «морской силы», основоположники – американский контр-адмирал А. Т. Мэхэн и британский вице-адмирал Ф. Х. Коломб) было связано с активной колониальной политикой ведущих государств мира.
В 1-ю мировую войну в боях на море участвовали сотни надводных кораблей, ПЛ, а на последнем её этапе – и самолёты. Линкоры использовались крайне ограниченно из-за резко возросшей минной опасности, угрозы от ПЛ и других боевых средств. Широкое применение нашли лёгкие крейсера, водоизмещение которых к концу войны выросло до 8 тыс. т, а скорость хода – до 30 уз (55,5 км/ч) и более. Кораблями универсального назначения показали себя эсминцы, которые стали наиболее многочисленными в составе флотов воевавших государств; их водоизмещение было доведено до 2 тыс. т, скорость хода – до 38 уз (70 км/ч). Дальнейшее развитие получили минные заградители. Появились специальные типы тральщиков: эскадренные (быстроходные), базовые и катера-тральщики. Важную роль в боевых действиях на море стали играть ПЛ, которые оформились в самостоятельный род сил ВМФ, способный успешно решать не только тактические, но и оперативные задачи. В ходе 1-й мировой войны появились авианосцы, сторожевые корабли, торпедные катера. Впервые стала использоваться морская авиация, самолёты которой вели разведку, наносили бомбовые удары по кораблям и базам флота, корректировали огонь корабельной артиллерии. Оружием самолётов морской авиации наряду с бомбами стали торпеды. ВМФ начал превращаться в вид ВС, объединяющий соединения и части надводных кораблей, ПЛ, авиации и морской пехоты, при доминирующем значении надводных кораблей.
Во 2-й мировой войне размах военных действий на море значительно возрос. В ходе войны линкоры уступили авианосцам роль главной ударной силы. Интенсивное развитие получила морская авиация (палубная и наземного базирования). Возросла роль ПЛ, которые использовались главным образом для борьбы с надводными кораблями. Для борьбы с вражескими ПЛ применялись авиация, ПЛ и минное оружие. В составе флотов стали использовать корабли ПВО. Война подтвердила вывод о том, что цели вооружённой борьбы на море достигаются объединёнными усилиями разнородных сил флота.
Совершенствовалась и тактика боевого применения флота.
Непосредственное назначение морской силы — сломить военную силу противника и посредством этого или защитить воды, омывающие берега государства, от покушений на завладение ими со стороны неприятельской морской силы, или завладеть водами, омывающими берега противника.
Уже давно установлено, что водная стихия не разъединяет, а соединяет участки суши. Во время же войны она соединяет все части суши только для владеющего этой стихией, а для противника его она именно не только их разъединяет, но и выдвигает неодолимые между ними пре- грады, да еще грозит противнику всюду, куда она проникает. Везде, где только имеется водная поверхность, доступная для морской силы в том или другом виде, там могут иметь место совместные действия армии и флота.
Военный флот представляет собой силу, предназначенную для овладения морем, обеспечения морских сообщений, уничтожения флотов противника и оказания содействия армии. В соответствии с главной целью морской войны — господство на море — перед флотом ставятся следующие задачи: 1) уничтожение или ослабление главных сил противника в ходе большой войны; 2) крейсерская война, то есть нападение на торговые суда противника и защита своих; 3) береговая война: блокада берегов, высадка на них войск, осада и бомбардировка крепостей, а равно и обратные действия. Только овладев морем, можно безопасно предпринимать действия против берегов противника, уничтожать его торговлю, угрожать сухопутной армии и т.д. Боевой флот обеспечивает страну от блокады, от стеснения ее внешней торговли и от ударов неприятельских войск, посаженных на транспорты. Он обезвреживает или уничтожает неприятельский флот во время войны, а также выполняет важные политические функции в мирное время: удерживает противника от нападения, занимает выгодные позиции, демонстрирует флаг, представляет страну вдали от ее берегов и т.д.
По опыту Второй мировой войны содержанием операций на море обычно являлись удары (артиллерией, торпедами, позже авиацией); минные и противоминные, десантные действия; поиск и уничтожение подводных лодок; проводка конвоев, а также маневр силами. При планировании операции предполагаемое противодействие противника учитывалось, как правило, в форме возможного нанесения ударов, и для их нейтрализации предусматривался целый ряд мероприятий. Поскольку до середины Второй мировой войны считалось, что разгромить морского противника можно только артиллерийским оружием, то предусматривались морские бои.
Бой всегда предусматривал огневое соприкосновение с противником, причем взаимное, в то время как для операции, в отличие от сражений прошлого, это было совсем не обязательно. Еще раз повторимся: при планировании операции мы расписываем действия своих сил, и противник присутствует как бы виртуально, то есть мы просто предполагаем, что он может нанести удар. При этом операция может пройти вообще без встречи с противником. Таким образом, бой наряду с ударом стал главным активно-огневым элементом операции, через который и осуществляется физическое уничтожение противника.
Уточнив для себя, что такое операция и бой, рассмотрим еще две часто встречающиеся в литературе формы применения сил — удар и атака.
В современном звучании атака — это сочетание стремительного маневра с решительным воздействием оружия по противнику в целях его поражения. Однако, учитывая, что атака — это всегда элемент боя, то есть вооруженного противоборства, более корректно следующее определение: атака — это сочетание стремительного маневра с решительным воздействием по противнику оружием в условиях его противодействия. Тут можно было бы добавить «с целью его уничтожения», но трудно представить себе «решительное воздействие оружия» с другими целями. Обратим внимание: факт противодействия противника крайне важен; если мы не будем его учитывать, то атака и удар сольются у нас в одну форму.
Удар — это спланированное одновременное поражение противника путем воздействия по нему оружием или войсками. Это очень многогранная форма применения сил — настолько многогранная, что в ней очень просто запутаться. Обычно это происходит при идентификации таких форм, как удар, атака и бой, а также применение оружия. В частности, залп — это одновременный выстрел нескольких артиллерийских орудий одного калибра или торпедных труб одного корабля с установленным темпом. В ударе может быть несколько залпов.
1. Общее состояние советского Черноморского флота накануне войны
К началу Великой Отечественной войны организационно Черноморский флот включал: эскадру, две бригады подводных лодок, две бригады торпедных катеров, отряд учебных кораблей, охрану водного района Главной базы, береговую оборону Главной базы, ВВС флота с Крымским участком ПВО, Одесскую ВМБ с Очаковским сектором БО, Новороссийскую ВМБ с Керченским сектором БО, ВМБ Батуми, Николаевскую ВМБ, а также Дунайскую военную флотилию. Главная база Черноморского флота в Севастополе своего управления не имела и замыкалась непосредственно на Военный совет флота. Также в непосредственном подчинении Военного совета находились штаб флота, политуправление, организационно-строевое управление, тыл, а также отделы: разведывательный, командный (отдел кадров офицерского состава), медико-санитарный, финансовый, инженерный. Начальнику штаба флота, кроме собственно штаба, подчинялись не входившие в его состав управление связи и гидрографический отдел.
Эскадра кораблей базировалась на Севастополь, и в нее входили:
— линейный корабль «Парижская коммуна» (с 31.05.43 г. — «Севастополь»);
— бригада крейсеров в составе «Червона Украина», «Красный Крым» (в ремонте) и «Красный Кавказ»;
— 1-й дивизион эсминцев в составе «Фрунзе» (оперативно придан ВМБ Батуми), «Дзержинский» (оперативно придан ВМБ Батуми) и «Железняков» (в ремонте);
— 2-й дивизион эсминцев в составе «Ташкент» (ремонт в Николаеве), «Быстрый», «Бодрый», «Бойкий», «Безупречный», «Бдительный» (ремонт в Николаеве), «Беспощадный»;
— Отряд легких сил в составе крейсеров «Молотов» и «Ворошилов» и 3-го дивизиона эсминцев: «Москва», «Харьков», «Смышленый», «Сообразительный».
Кроме этого проходили ходовые испытания в районе Главной базы эсминцы «Способный» и «Совершенный», планируемые в 3-й дивизион.
Первая бригада подводных лодок базировалась на Севастополь, и в нее входили:
— 1-й дивизион в составе Л-4 (ремонт), Л-5, Л-6 (ремонт), Л-7;
— 2-й дивизион в составе Д-4 (ремонт), Д-5, Д-6 (ремонт), С-31, С-32, С-33, С-34;
— 3-й дивизион в составе Щ-204, Щ-205, Щ-206, Щ-207 (ремонт), Щ-208, Щ-209, Щ-210, плавбаза «Волга»;
— 4-й дивизион в составе Щ-211, а также ремонтирующихся в Николаеве Щ-212, Щ-213, Щ-214, Щ-215 и плавбазы «Эльбрус».
Кроме этого 1-й бригаде были приданы эсминец «Шаумян», сторожевой корабль «Шторм» (ремонт) и тральщик Т-402 (ремонт). В районе Главной базы проходила ходовые испытания Щ-216, планируемая в 4-й дивизион.
Вторая бригада подводных лодок базировалась на Севастополь, и в нее входили:
— 6-й дивизион в составе А-4 (в Поти, оперативно придан ВМБ Батуми), а также ремонтирующихся в Севастополе А-1, А-2, А-3, А-5;
— 7-й дивизион в составе М-31, М-32, М-33, М-34, М-58, М-62 и ремонтирующихся М-59, М-60;
— 8-й дивизион в составе М-35, М-36.
Кроме этого 2-й бригаде были приданы эсминец «Незаможник», сторожевой корабль «Шквал» (ремонт) и тральщик Т-401.
Первая бригада торпедных катеров базировалась на Севастополь и имела в своем составе 38 боевых и три учебные единицы.
Вторая бригада торпедных катеров базировалась на Очаков и находилась в оперативном подчинении командира Одесской ВМБ. Она имела в своем составе 23 боевых и пять учебных единиц.
Отряд учебных кораблей включал в себя учебный крейсер «Коминтерн» и учебные суда «Нева» и «Днепр».
Охрана водного района Главной базы включала в себя тральщики Т-404, Т-405, Т-406, Т-407, Т-408, Т-409, Т-410, Т-412, Т-413; минный заградитель «Островский»; сетевой заградитель «Сетевик» и 14 сторожевых катеров.
Кроме этого в Феодосии в распоряжении Научно-исследовательского минно-торпедного института находились тральщики Т-403, Т-411 и «Джалита».
Одесская военно-морская база включала:
— Отдельный дивизион канонерских лодок в составе «Красная Абхазия», «Красная Грузия», «Красная Армения», «Красный Аджаристан»;
— охрану водного района в составе четырех сторожевых катеров;
— 42-й отдельный артиллерийский дивизион в составе 411-й трехорудийной 180-мм батареи, 1-й трехорудийной 152-мм батареи, 39-й трехорудийной 130-мм батареи, 718-й трехорудийной 130-мм батареи;
— 44-й отдельный артиллерийский дивизион в составе 412-й 180-мм трехорудийной батареи, 21-й 203-мм трехорудийной батареи;
— 73-й зенитный артиллерийский полк в составе 16-го дивизиона (12 76-мм орудий) и 53-го дивизиона (12 76-мм орудий);
— пулеметный батальон;
— прожекторный батальон;
— химическая рота;
— отдельный стрелковый взвод;
— минная партия.
Кроме этого Одесской ВМБ была придана вторая бригада торпедных катеров, и в ее состав входил Очаковский сектор береговой обороны:
— 15-я отдельная 203-мм четырехорудийная батарея (Очаков);
— 22-я отдельная 203-мм четырехорудийная батарея (о. Первомайский);
— 7-я отдельная 75-мм четырехорудийная батарея (м. Очаковский);
— 2-й отдельный зенитный артиллерийский дивизион (12 76-мм орудий);
— пулеметный батальон;
— прожекторный батальон;
— саперная рота;
— отдельная местная стрелковая рота;
— взвод связи.
Новороссийская военно-морская база включала:
— учебный дивизион подводных лодок в составе Щ-201, Щ-202 (в Феодосии), Щ-203 (ремонт в Севастополе), М-51 (ремонт в Севастополе), М-52, М-54 (ремонт в Очакове), М-55 (ремонт в Севастополе), плавбаза «Очаков»;
— отряд торпедных катеров (6 ед.);
— 72-й отдельный артиллерийский дивизион в составе 16-й железнодорожной 180-мм четырехорудийной батареи (Туапсе), 23-й 152-мм четырехорудийной батареи (м. Кодош);
— 31-я 152-мм четырехорудийная батарея (м. Мысхако);
— 714-я 130-мм трехорудийная батарея (Геленджик, м. Тонкий)
— охрана рейдов (два катера);
— отдельная железнодорожная рота;
— стрелковый взвод;
— минная партия.
Кроме этого в ВМБ входил Керченский сектор береговой обороны:
— 29-я отдельная 180-мм четырехорудийная батарея (м. Тобочик);
— 33-я отдельная 203-мм трехорудийная батарея (м. Панагия);
— 48-я отдельная 152-мм четырехорудийная батарея (Керчь, Крепость);
— 54-й отдельный зенитный артиллерийский дивизион (12 76-мм орудий);
— пулеметная рота;
— прожекторная рота;
— отдельная местная стрелковая рота;
— минная партия.
Военно-морская база Батуми включала:
— отдельный дивизион торпедных катеров (в Поти, 12 ед.);
— охрана рейдов;
— 431-я 180-мм четырехорудийная батарея;
— 52-я 203-мм четырехорудийная батарея;
— 51-я 152-мм четырехорудийная батарея;
— 716-я 130-мм трехорудийная батарея (Поти);
— 57-й отдельный зенитный артиллерийский дивизион (16 76-мм орудий);
— пулеметная рота;
— прожекторная рота;
— отдельная местная стрелковая рота;
— минная партия.
Кроме этого ВМБ были приданы эскадренные миноносцы «Фрунзе» и «Дзержинский», подводная лодка А-4.
Николаевская военно-морская база включала:
— дивизион вновь строящихся и капитально ремонтирующихся подводных лодок в составе С-35 (на стапеле), Щ-216 (на ходовых испытаниях в районе Главной базы), М-111 (на заводских испытаниях), М-112 (на заводских испытаниях), М-113 (на заводских испытаниях), М-117 (на достройке), М-118 (на достройке), М-120 (на достройке), Л-23 (на заводских испытаниях), Л-24 (на достройке), Л-25 (на достройке);
— эскадренный миноносец «Свободный» (на достройке);
— 122-й зенитный артиллерийский полк (36 76-мм орудий);
— пулеметный батальон;
— прожекторный батальон;
— рота ВНОС;
— отдельная местная стрелковая рота;
— минная партия.
Береговая оборона Главной базы включала:
— 1-й отдельный артиллерийский дивизион в составе 30-й 305-мм четырехорудийной батареи (Северная сторона, р. Бельбек), 35-й 305-мм четырехорудийной батареи (Казачья бухта), 20-й 203-мм четырехорудийной батареи (Северная сторона, р. Кача);
— 2-й отдельный артиллерийский дивизион в составе 12-й 152-мм четырехорудийной батареи (к северу от Константиновского равелина), 13-й 120-мм четырехорудийной батареи (к югу от Константиновского равелина), 2-й 100-мм четырехорудийной батареи (к северу от Константиновского равелина), 8-й 45-мм четырехорудийной батареи (к югу от 13-й батареи);
— 3-й отдельный артиллерийский дивизион в составе 18-й 152-мм четырехорудийной батареи (мыс Фиолент), 19-я 152-мм четырехорудийной батарея (при входе в Балаклавскую бухту);
— 116-й отдельный артиллерийский дивизион в составе 26-й 130-мм трехорудийной батареи (м. Чауда), 32-й 130-мм трехорудийной батареи (м. Киик-Атлама);
— 28-я отдельная 152-мм трехорудийная батарея (Ак-Мечетъ);
— местный стрелковый полк;
— саперная рота;
— химическая рота;
— рота местной ПВО.
Военно-воздушные силы флота:
— 63-я авиационная бомбардировочная бригада в составе 40-го авиационного полка (Сарабуз, пять эскадрилий — 58 машин СБ), 2-го авиационного полка (Сарабуз и Карагоз, пять эскадрилий — 70 машин ДБ-3);
— 62-я истребительная авиационная бригада в составе 32-го истребительного авиационного полка (Евпатория и Бельбек, пять эскадрилий, МиГ-3 —12, И-16 — 50, И-153 — 31, И-15 бис — 3), 8-го истребительного авиационного полка (Евпатория, пять эскадрилий, МиГ-1 — 3, И-16 — 41, И-153 — 22, И-15бис—19), 9-го истребительного авиационного полка (Очаков, пять эскадрилий, И-16 — 40, И-153 — 16, И-15бис — 17);
— 119-й авиационный полк (Каборга, три эскадрильи — 30 МБР-2);
— авиационная группа (Севастополь, 60-я, 80-я эскадрильи и отряд корабельной авиации, ГСТ — И, МБР-2 — 26, КОР-1 — 5, КР-1 — 2);
— 16-я эскадрилья (Поти, МБР-2 — 19);
— 45-я эскадрилья (Керчь, МБР-2 — 17);
— 70-я эскадрилья (Одесса, учебная, СБ — 6);
— 78-я эскадрилья (Кульбакино, СБ — 10);
— 82-я эскадрилья (Гаджибеевский лиман, МБР-2 — 10);
— 83-я эскадрилья (Геленджик, МБР-2 — 9);
— 87-я эскадрилья (Водопой под Николаевым, И-153, И-16)
— 93-я эскадрилья (Керчь, И-15 — 15, И-16 — 1);
— 96-я эскадрилья (Измаил, И-153 — 3, И-15 — 13);
— 98-й отдельный отряд (Очаков, МБР-2 — 4).
Всего с учетом учебных и резервных подразделений на 1 июня 1941 г. в составе ВВС флота числилось:
— бомбардировщиков 143 (СБ — 70 и ДБ-3 — 37);
— торпедоносцев 36 (ДБ-Зф);
— истребителей 314 (МиГ-3 —16, И-153 — 74, И-16 — 144, И-15 бис — 76, И-5 — 4);
— гидросамолетов 162 (МБР-2 — 142, ГСТ — 11, КОР-1 — 5, КР-1 — 4);
— транспортных и учебных 172 (ТБ-3 — 5, Р-6 — 2, Р-5 — 2, У-2 — 78, УТ-1 — 32, УТ-2 — 22, УТМ-4 — 19, МП-1 — 3, ПС-84 — 3, С-2 — 6).
Кроме этого в состав ВВС флота входил Крымский участок ПВО:
— 61-й зенитно-артиллерийский полк в составе 4 дивизионов (район Севастополя, 44 76-мм орудия и 18 37-мм зенитных автоматов);
— 26-й отдельный зенитно-артиллерийский дивизион (Евпатория, 8 76-мм орудий);
— 56-й отдельный зенитно-артиллерийский дивизион (Феодосия, 8 76-мм орудий)
— зенитно-пулеметный батальон (М-4 — 12, М-1 — 18);
— прожекторный батальон;
— 11-й батальон ВНОС;
— отдельная радиорота ВНОС.
В районе Севастополя были развернуты по две радиолокационные станции воздушного обнаружения РУС-1 и РУС-2. Кроме этого на крейсере «Молотов» имелась единственная в стране корабельная РЛС воздушного обнаружения «Редут-К», аналог РУС-2.
Дунайская военная флотилия включала:
— дивизион мониторов («Ударный», «Мартынов», «Ростовцев», «Железняков», «Жемчужин»);
— дивизион бронекатеров (22 единицы пр. 1125);
— отряд катеров-тральщиков (типа Р — 5 ед., деревянных — 2 ед.);
— отряд полуглиссеров (6 ед.);
— минный заградитель «Колхозник»;
— штабной корабль «Буг»;
— плавучая мастерская ПМ-10;
— госпитальное судно «Советская Буковина»;
— два колесных буксира, а также 12 различных катеров и шхун;
— 96-ю истребительную авиаэскадрилью (Измаил, 3 И-153, 13 И-15);
— Дунайский сектор береговой обороны в составе 725-й подвижной 152-мм четырехорудийной батареи (Измаил), 724-й подвижной 152-мм четырехорудийной батареи (Джурджулешты), 717-й 130-мм трехорудийной батареи (Жебрияны), 7-й 75-мм четырехорудийной батареи (Вилково), 65-й 45-мм четырехорудийной батареи (Килия);
— 46-й отдельный зенитно-артиллерийский дивизион (Измаил, 12 76-мм орудий);
— прожекторную роту;
— 17-ю пулеметную роту;
— отдельную местную стрелковую роту;
— 7-ю роту морской пехоты;
— роту связи.
Авиация Военно-Морского Флота развивалась одновременно и в соответствии с Военно-воздушными силами страны, так как имела на вооружении такие же самолеты — бомбардировщики и истребители. Значительное количество бомбардировщиков, было переоборудовано под торпедоносцы и для постановки мин. Возникшая минно-торпедная авиация не имела самолетов специальной постройки. Но вместе с тем шло развитие и специальной морской авиации (гидроавиации), предназначавшейся для ведения разведки и борьбы с подводными лодками (РОМ-1, МБР-2, МДР-6).
Недостатком морской авиации вплоть до самой войны являлось то, что она в основном состояла из самолетов устаревших типов. Скоростных бомбардировщиков и истребителей на флотах было еще мало. Совсем отсутствовали пикировщики — наиболее эффективные в то время самолеты для нападения на корабли в море. Практические учения уже показывали, что бомбометание с горизонтального полета с больших высот по быстродвижущимся морским целям малоэффективно. Дальность действия ударной авиации, в особенности для таких обширных морских театров, как Северный и Тихоокеанский, была явно недостаточной.
В боевой и политической подготовке Военно-Морской Флот исходил из необходимости подчинения своих действий общей стратегической задаче вооруженных сил страны. Военно-морская теория предусматривала совместное использование в боевых действиях на море всех родов сил — кораблей, авиации и береговой обороны. По мере роста сил и средств на флотах изменялись их боевые возможности в решении типовых задач, менялся и характер боевой подготовки. Установка на использование разнородных сил в боевых действиях на море отразилась на организации сил. На флотах были созданы разнородные маневренные соединения: эскадры и отряды легких сил. Опыт второй мировой войны потом полностью подтвердил правильность формирования соединений не по классам кораблей, как было раньше, а по задачам, которые им предстояло выполнять в морских операциях. Но уже и до войны было ясно, что большинство задач должно выполняться смешанными, разнородными соединениями.
Наиболее успешно шла подготовка специалистов (механиков, артиллеристов, минеров, связистов и т. д.). Командирам кораблей приходилось очень много времени тратить на отработку организации службы, укрепление дисциплины и вообще на работу с личным составом, а их оперативно-тактическая подготовка отодвигалась на задний план. Теоретические познания и умение применять их на практике в случае войны в то время не особенно требовались от командиров в повседневной жизни. И получалось так, что самые важные для командиров кораблей и соединений оперативные вопросы отрабатывались в последнюю очередь. Но в 1940—1941 гг. этим вопросам стали уделять больше внимания. Кроме занятий и оперативных игр на картах на флотах стали проверять знания командиров всех степеней на практических учениях в море. В 1941 году все флоты стремились начать боевую подготовку как можно раньше. Даже на Балтике, где зима выдалась на редкость суровой и лед сковал главную базу — Таллин, флот начал свои плавания раньше обычного, В результате многие недостатки были устранены, Оперативно-тактическая подготовка к этому времени повысилась, но не достигала нужного уровня.
2. Обзор боевых действий в ходе операции по обороне Севастополя 1941-1942 гг.
В середине сентября 1941 г. немецко-румынские войска вышли к Перекопу, создав непосредственную угрозу вторжения в Крым. Для захвата Крымского полуострова в северной части Херсонской области сосредоточилась 11-я немецкая армия.
Оборона Крыма была возложена на 51-ю Отдельную армию, Черноморский флот и Азовскую военную флотилию, входившую в состав Черноморского флота. В составе 51-й армии, сформированной только в августе 1941 г., были еще малообученные бойцы и не имевшие боевого опыта офицеры.
Главный удар приняли на себя части 51-й армии, так как Приморская армия к этому времени еще не успела развернуться на назначенных ей рубежах. Части, прибывавшие из Одессы, вступали в бой буквально с ходу. Это были войска, получившие большой боевой опыт в многодневных и трудных боях за Одессу.
Было принято решение об организации обороны Крыма под единым командованием. К вечеру 23 октября Ставка произвела реорганизацию сил в Крыму. Командующим войсками Крыма был назначен вице-адмирал Г. И. Левченко. Генерал-лейтенант П. И. Батов стал его заместителем. Но к этому времени вопрос об обороне не только Перекопского перешейка, но и Ишуньских позиций был уже решен не в пользу советских войск. Еще к 22 октября, т. е. до назначения нового командования, противник вышел к р. Чатырлык — последнему рубежу Ишуньских позиций, а через шесть дней прорвался на степные просторы Крыма, где до горной полосы южного побережья не было никаких естественных рубежей, на которых можно было бы остановить врага.
В этих условиях войска Приморской армии получили приказ отойти на Севастополь для обороны главной базы флота, а войска 51-й армии — на Керченский полуостров, чтобы остановить врага на Ак-Монайских позициях. Отступая с тяжелыми боями на Керченский полуостров, 51-я армия пыталась задержать противника сначала на Ак-Монайских позициях, а затем у Керчи на рубеже Турецкого вала. Действия частей поддерживались огнем кораблей Азовской флотилии. Не имея возможности задержать стремительное наступление немцев, 51-я армия по приказу Верховного Главнокомандования оставила Керченский полуостров. В ночь на 16 ноября под прикрытием Азовской флотилии она была переправлена на Таманский полуостров.
Войска 11-й немецкой армии, прорвавшиеся в конце сентября 1941 в Крым, 30 октября предприняли попытку с ходу овладеть Севастополем, но были остановлены частями Севастопольского гарнизона, который к тому времени состоял из 8-й бригады морской пехоты, 2-го и 3-го Черноморских полков морской пехоты, пяти батальонов моряков Учебного отряда, двух батальонов, сформированных из курсантов Военно-морского училища береговой обороны, батальона морской пехоты ДуВФ (всего до 23 тыс. человек). Гарнизон имел до 150 береговых и полевых орудий. Огневую поддержку оказывал отряд кораблей, состоявший из 2 крейсеров, 4 эсминцев, нескольких тральщиков и сторожевых кораблей (впоследствии привлекались и другие корабли ЧФ — канонерские лодки, крейсера, лидеры, эсминцы). Велось строительство оборонительных рубежей — передового, главного и тылового. Оборону с моря осуществляли береговая артиллерия ЧФ под командованием генерал-майора П. А. Моргунова, ОВР главной базы под командованием контр-адмирала В. Г. Фадеева и корабли ЧФ.
29 октября 1941 года приказом заместителя командующего ЧФ по обороне главной базы контр-адмирала Г. В. Жукова город был объявлен на осадном положении.
1 ноября в бой вступила батарея № 30 (командир капитан Г. А. Александер). Она вела огонь по скоплению войск противника в районах г. Бахчисарай и с. Альма-Тархан. В 15 часов 28 минут 2 ноября огонь по врагу в селах Эфендикой и Карханы открыла батарея №10.
В районе Бахчисарая в боевом охранении на Симферопольском шоссе насмерть стоял батальон курсантов Севастопольского военно-морского училища береговой обороны имени Ленинского комсомола Украины. В районе опорного пункта Дуванкой героически сражались моряки 3-го полка морской пехоты и батальон курсантов. 7 ноября — в день 24-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции — пять героев-черноморцев: политрук Николай Дмитриевич Фильченков, морские пехотинцы Василий Цибулько, Иван Красносельский, Юрий Паршин и Даниил Одинцов — совершили бессмертный подвиг. Ценой жизни они остановили врага. Противник посылал все новые и новые танки. Когда все средства борьбы были исчерпаны, политрук Фильченков, обвязавшись гранатами, бросился под танк. Его примеру последовали краснофлотцы Одинцов и Паршин. Враг был остановлен, а затем подоспевшие бойцы отбили танковую атаку. В этом бою геройски погибли Цибулько и Красносельский.
Героический подвиг коммуниста Фильченкова и воинов, вдохновленных им, стал примером беззаветного служения Родине. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 октября 1942 г. политруку Н. Д. Фильченкову и краснофлотцам Ю. К. Паршину, Д. С. Одинцову, В. Г. Цибулько и И. М. Красносельскому посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. 7 ноября 1945 г. на высоте вблизи селения Дуванкой в торжественной обстановке был открыт памятник героям-воинам.
4 ноября приказом командующего войсками Крыма вице-адмирала Г. И. Левченко сухопутные войска и силы ЧФ, защищавшие Севастополь, были объединены в Севастопольский оборонительный район (СОР), в состав которого 9 ноября вошла Приморская армия (около 19 тыс. человек). Командующим СОР был назначен командующий ЧФ вице-адмирал Ф. С. Октябрьский, его заместителем по сухопутной обороне — командующий Приморской армией генерал-майор И. Е. Петров, по береговой обороне — генерал-майор П. А. Моргунов, по ВВС — генерал-майор авиации Н. А. Остряков, членом Военного совета был дивизионный комиссар Н. М. Кулаков.
С 9 ноября в составе СОР находилось около 55 тыс. человек, до 100 самолетов, 170 орудий, 60 зенитных орудий и 30 пулеметов.
Важную роль в обороне Севастополя играли корабли ЧФ, осуществлявшие артиллерийскую поддержку, обеспечивавшие морские коммуникации и оборону с моря. Активно действовал городской комитет обороны во главе с секретарем горкома ВКП(б) Б. А. Борисовым. Свыше 15 тыс. граждан добровольно вступили в народное ополчение. Все коммунисты и комсомольцы были мобилизованы. В городе было налажено военное производство, организована помощь раненым.
Первое наступление противника 11–21 ноября в составе 4 пехотных дивизий, усиленных моторизованными частями, было сорвано севастопольцами. Понеся большие потерн, немецко-фашистские войска перешли к планомерной обороне.
Не сумев сломить мужество наших войск, противник решил ослабить оборону сильными ударами с воздуха, и прежде всего по кораблям, артиллерия которых во многом способствовала срыву вражеских планов. 12 ноября полтора часа бомбили гитлеровцы главную базу флота. В одном из налетов участвовало 28 самолетов Ю-88, которым удалось попасть в крейсер «Червона Украина». Однако благодаря усилиям личного состава корабль оставался на плаву до следующего дня. Позже с него сняли артиллерию и использовали ее для усиления сухопутной обороны. В результате бомбардировок были повреждены также эскадренные миноносцы «Беспощадный» и «Совершенный». С 16 часов главная база была подвергнута бомбардировке 36 самолетами Ю-88 и Хе-111, сбросившими бомбы в черте города и его окрестностях.
Зенитная артиллерия и самолеты отражали атаки противника. В воздушных боях было сбито два немецких самолета, третий был таранен самолетом МиГ-3, а четвертый сбит зенитным огнем. Совершивший таран летчик Я. М. Иванов через несколько дней еще таранил самолет, но сам погиб. Я. М. Иванову первому из черноморцев было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Чтобы вынудить противника снизить активность авиации, в ночь на 13 ноября советская авиация произвела налет на немецкие аэродромы в Сарабузе, Симферополе и Саках. Были приняты также меры, направленные на уменьшение воздушной опасности для кораблей флота. Командирам военно-морских баз и соединений кораблей было приказано выходить из Севастополя в море лишь в темное время суток, а из портов Кавказского побережья выходить с таким расчетом, чтобы к Севастополю подходить на рассвете. Было дано распоряжение не допускать скопления в главной базе кораблей и транспортов.
19 ноября СОР был подчинен Ставке ВГК. Временное затишье было использовано командованием СОР для укрепления старых и строительства новых оборонительных рубежей. Было установлено 8 новых стационарных батарей. С 7 по 15 декабря в Севастополь были перевезены 388-я стрелковая дивизия (свыше 10 тыс. человек) и 9 маршевых батальонов (до 7,5 тыс. человек).
17 декабря противник предпринял второе наступление, в котором участвовали 6 пехотных дивизий, 2 румынские горнострелковые бригады, мотополк (1275 орудий и минометов, более 150 танков, до 300 самолетов). В СОР входили 5 стрелковых и 1 кавалерийская дивизии, 2 бригады, 4 полка морской пехоты (410 орудий, 120 минометов, 26 танков, авиагруппа из 90 самолетов). Имея двойное численное превосходство в живой силе и технике, противник стремился прорваться к Северной бухте.
Наступление противник начал на рассвете 17 декабря с расчетом захватить Севастополь через четыре дня. На этот раз главный удар нанесли 22, 132 и 24-я пехотные дивизии на северном участке фронта из района Дуванкой вдоль долины Бельбек и на Камышлы к северо-восточной оконечности Северной бухты, вспомогательный же удар — 50-я дивизия вдоль долины р. Черная в направлении Верхний Чоргунь, Инкерман. Левее этой дивизии до берега моря действовали 72-я немецкая пехотная дивизия и две румынские бригады с задачей сковать наши войска 1-го сектора.
В тяжелых боях 17–20 декабря гитлеровцы несли огромные потери, но, вводя в бой новые резервы, продолжали рваться к городу. Стремясь во что бы то ни стало выполнить приказ, они предприняли ожесточенные атаки одновременно во 2, 3 и 4-м секторах, нанося главный удар в направлении Камышлы, Инкерман. Мужественно, насмерть стояли герои Севастополя. Отдельные пункты по нескольку раз переходили из рук в руки.
Путь противнику через Мекензиевы горы в районе д. Камышлы преграждал небольшой дзот № 11, расположенный в 18 км от Севастополя на пологом северном склоне горы.
Бой начался на рассвете 16 декабря. Бойцы дзота Сергей Раенко, Алексей Калюжный, Дмитрий Погорелое, Иван Четвертаков, Василий Мудрик, Григорий Доля, Владимир Радченко, Михаил Потапенко, Петр Корж, Константин Король, Иван Еремко поклялись драться с врагом до последней капли крови. В течение трех суток герои-моряки пулеметным огнем и гранатами отражали яростный натиск противника. Но силы были неравны. Один за другим падали сраженные пулями защитники дзота №11. Последним, заколов штыком четырех гитлеровцев, пал Владимир Радченко. В записке, найденной отбившими дзот моряками, Алексей Калюжный писал: «Родина моя! Земля русская! Я сын Ленинского комсомола, его воспитанник, дрался так, как подсказывало мне сердце... Я умираю, но знаю, что мы победим. Моряки-черноморцы! Деритесь крепче, уничтожайте фашистских бешеных собак! Клятву воина я сдержал».
7 ноября 1945 г. на 18-м километре от Севастополя близ села Дальнего был открыт памятник героям — защитникам дзота № 11.
Ценой огромных потерь противнику удалось потеснить наши части на ряде участков. В результате ожесточенных пятидневных боев наши войска понесли значительные потери в живой силе и технике. Часть батарей береговой обороны либо была подавлена, либо орудия их имели большой расстрел, не хватало снарядов. Обо всем этом член Военного совета Черноморского флота дивизионный комиссар Н. М. Кулаков и заместитель командующего СОР контр-адмирал Г. В. Жуков 20 декабря доложили Народному комиссару ВМФ адмиралу Н. Г. Кузнецову, а затем и в Ставку Верховного Главнокомандования. В тот же день начальник Генерального штаба Красной Армии Маршал Советского Союза Б. М. Шапошников передал директиву Ставки, предусматривавшую ряд мероприятий по усилению Севастопольской обороны.
Ставка ВГК приняла срочные меры. 21 декабря на крейсерах «Красный Кавказ» и «Красный Крым», лидере «Харьков», а также эсминцах «Бодрый» и «Незаможник» в Севастополь из Новороссийска была доставлена 79-я морская стрелковая бригада. 23–28 декабря на кораблях и судах из Поти и Туапсе прибыли 345-я и 386-я стрелковая дивизии, 81-й отдельный танковый батальон. Войска СОР, поддержанные огнем кораблей и авиацией, нанесли контрудар и отбросили противника, ликвидировав угрозу прорыва. Большую роль в срыве наступления врага сыграла Керченско-Феодосийская десантная операция (25.12.1941–2.01 1942), вынудившая его оттянуть значительные силы от осажденного Севастополя.
Флот играл огромную роль в обороне города. В ноябре — декабре корабли произвели 276 стрельб, а морская авиация совершила более 2200 самолетовылетов. В блокированный Севастополь морем непрерывно доставлялись пополнение, вооружение, боеприпасы и продовольствие. Транспорты совершили 339 рейсов в город и из города. За это время корабли и транспорты доставили около 33.5 тыс. войск, около 5 тыс. т боеприпасов, более 4 тыс. т жидкого топлива, 178 автомашин, 26 танков, 346 орудий и минометов и другие грузы. Из Севастополя было вывезено более 17 тыс. гражданского населения, свыше 15 тыс. раненых, около 12,5 тыс. т промышленных грузов. Особенно отличились линкор «Парижская коммуна», крейсеры «Красный Кавказ» и «Красный Крым», лидер «Ташкент», эсминец «Сообразительный», ПЛ «М-32» и другие корабли.
В конце мая 1942 года, после того как части и соединения Красной Армии оставили Керченский п-ов, положение защитников города резко ухудшилось. К началу июня немецко-фашистское командование сосредоточило под Севастополем почти все части и соединения, находившиеся в Крыму (около 204 тыс. войск, 450 танков, 2000 орудий и минометов, 600 самолетов). Противник имел двойное превосходство в людях, тройное — в артиллерии, десятикратное — в танках и самолетах. Кроме того, авиация, мощная осадная артиллерия, катера и подводные лодки противника блокировали Севастополь с моря.
2–7 июня противник провел мощную артиллерийскую и авиационную подготовку и перешел в наступление на главном и вспомогательном направлениях. Севастопольцы героически оборонялись, отражая ежедневно по 15–20 вражеских атак. Авиация противника совершала по 1000–1500 самолето-вылетов в сутки. Вражеская артиллерия ежедневно обрушивала на Севастополь около 126 тыс. снарядов различных калибров. Только 18 июня ценой больших потерь противнику удалось выйти к Северной бухте, Инкерману, Сапун-горе.
В это же период экипажи боевых кораблей Черноморского флота проявляли образцы невиданного героизма.
21 июня, погрузив мины, патроны и бензин, подводная лодка М-32 под командованием капитан-лейтенанта Н. А. Колтыпина направилась в Севастополь, где произвела разгрузку. Утром 23 июня, когда лодка находилась под водой, неожиданно произошел взрыв паров бензина в центральном посту. Несколько моряков получили ожоги, но, превозмогая боль, самоотверженно выполняли свой долг. Так как в светлое время суток подводная лодка не могла выйти из бухты, она лежала на грунте, где ей предстояло пробыть в течение 16 часов. Кроме экипажа на ней находились раненые и пассажиры, в том числе две женщины. Воздух был сильно насыщен парами бензина, большинство личного состава и пассажиров были в обморочном состоянии. Продолжали бодрствовать только три человека: командир подводной лодки Н. А. Колтыпин, старшина группы Н. К. Пустовойтенко и краснофлотец С. К. Сидоров. Командир оставался на посту до 17 часов, затем приказал Пустовойтенко, который чувствовал себя несколько лучше, разбудить его в 21 час. Пустовойтенко продержался до назначенного времени, но разбудить командира не смог: тот был в обморочном состоянии. Тогда Пустовойтенко решил сам продуть балласт, всплыть и вынести командира наверх. Однако, когда лодка всплыла под рубку, Пустовойтенко, открыв люк и глотнув свежего воздуха, почувствовал, что теряет сознание. Последним усилием воли он снова задраил люк.
В течение двух часов лодка оставалась неуправляемой. Ее несло на каменистый берег к Херсонесскому маяку. Гибель казалась неизбежной. В это время Пустовойтенко пришел в сознание. Первое, что он сделал, — открыл рубочный люк и вынес командира наверх. К Колтыпину медленно возвращалось сознание.
Подводная лодка стояла носом к берегу. Командир дал команду «Задний ход», но электрик, который был приведен в чувство Пустовойтенко и еще находился в тяжелом состоянии, ошибочно дал ход вперед. Тогда командир приказал Пустовойтенко встать у станции главных электромоторов и обеспечивать правильное исполнение команд. Лодку в это время понесло на камни, от удара был поврежден вертикальный руль. Батарея разрядилась, и сняться с камней не удавалось. Командир принял решение продуть главный балласт дизелями. Моторист В. К. Щелкунов и старшина группы Пустовойтенко приготовили дизель — лодка всплыла из позиционного положения в надводное и взяла курс на Новороссийск, куда благополучно прибыла 25 июня.
Подводная лодка М-60, которой командовал капитан-лейтенант Б. В. Кудрявцев, в Новороссийске приняла на борт груз для Севастополя (мины, противотанковые патроны, мясные консервы и бензин). Когда приемка подходила к концу, в лодке произошел взрыв, из рубочного люка вырвался большой столб пламени с густым черным дымом. Во время взрыва часть команды, находившаяся в центральном посту, получила очень сильные ожоги. По приказу командира пострадавшие бросились в воду. В этот момент объятый пламенем командир отделения А. А. Власенко крикнул: «Закройте судовую вентиляцию, внизу горят мины!»
Находившийся на верхней палубе секретарь партийной организации воентехник 1 ранга А. П. Кокин бросился вниз и вместе со старшим матросом Н. П. Глебовым вынесли наверх горящие ящики с минами. Следуя примеру Кокина и Глебова, личный состав лодки, пренебрегая опасностью, быстро потушил пожар.
Подводная лодка Л-23 под командованием капитан-лейтенанта И. Ф. Фартушного (военком батальонный комиссар А. Ф. Селезнев), совершившая шесть рейсов, неоднократно подвергалась вражеским атакам. Только за один день 1 июля на нее было сброшено 442 бомбы. Подводная лодка С-31 под командованием капитан-лейтенанта Н. П. Белорукова (военком старший политрук П. Н. Замятин) совершила пять рейсов, неоднократно подвергаясь атакам с воздуха и обстрелу с берега.
Матросы, старшины и офицеры подводных лодок, и в первую очередь коммунисты и комсомольцы, проявили исключительный героизм в борьбе с врагом. Мичман Иван Степанович Перов, боцман подводной лодки Л-4, участвовал в 7 боевых походах. В одном из боевых походов была обнаружена неисправность рулей. Лодка всплыла, чтобы произвести срочный ремонт. Боцман Перов проник в балластную цистерну и приступил к работе. Он знал, что при появлении вражеских кораблей или авиации лодка должна будет экстренно погрузиться. В этом случае ему грозила гибель в затопленной цистерне. Однако опасность не остановила отважного моряка. Он отлично справился с заданием, и лодка продолжала свой путь. В этом походе Л-4 потопила фашистский транспорт водоизмещением 5 тыс. тонн. 22 июля 1944 г. мичману И. С. Перову было присвоено звание Героя Советского Союза.
Ночью 27 июня 1942 года в Севастополь прибыл лидер «Ташкент» (командир капитан 3 ранга В. Н. Ерошенко), который доставил 1264 бойца морской пехоты, боеприпасы и топливо. Это был последний надводный корабль, прорвавшийся в город. На следующий день «Ташкент», приняв на борт 2300 человек и полотно панорамы «Оборона Севастополя в 1854–1855 гг.», снова вышел в море. По пути в Новороссийск вражеские самолеты сбросили на корабль более 300 бомб, но, несмотря на большие повреждения, он прибыл к месту назначения. За мужество и героизм личный состав корабля был награжден орденами и медалями.
С 27 июня 1942 года перевозки для Севастополя осуществляли только подводные лодки и самолеты.
В ночь на 29 июня противник переправился на южный берег Северной бухты и на рассвете предпринял новое наступление. 30 июня ему удалось прорваться к городу. В тот же день было объявлено решение Ставки ВГК об эвакуации защитников Севастополя. Несмотря на тяжелое положение, севастопольцы продолжали сражаться. Оборонительные бои в районе м. Херсонес длились до 10 июля пока не иссякли боеприпасы, продовольствие и питьевая вода. Часть севастопольцев была эвакуирована, часть пробилась в горы к партизанам. Героическая оборона Севастополя была завершена.
1. Подвиг подразделений советского Черноморского флота.
1.1. 35-я береговая батарея или «Бастион мужества»
К началу Великой Отечественной войны Береговая оборона Главной базы Черноморского Флота располагала развитой системой береговых батарей с орудиями калибром от 305 до 45 мм. К 30 октября 1941 года в городе насчитывалось 45 орудий, в декабре дополнительно было установлено 16 орудий, к концу мая 1942 года на рубежах обороны уже действовало 151 орудие. 305-мм бронебашенные батареи, как наиболее мощные, защищенные и современные, стали основой всей системы артиллерийского огневого поражения противника, ее главной составной частью.
Во время обороны Севастополя батарея №35 входила в состав 1-го отдельного артиллерийского дивизиона Береговой обороны Главной базы Черноморского флота, вместе с башенной батареей №30, открытыми 203-мм батареей №10 и 102-мм батареей №54. Батареей №35 командовали старший лейтенант А.Я. Лещенко и старший политрук А.М. Сунгурьян (с 15 мая 1942 года политрук В.Е. Иванов).
Первую стрельбу по противнику батарея №35 произвела 7 ноября, выпустив 21 фугасный снаряд по площади по хутору Макензия. Всего во время отражения первого и второго штурмов Севастополя батарея №35 «провела 59 стрельб, из них 43 стрельбы по площади и разным точкам. Израсходовано 458 выстрелов. 11 стрельб проведено с корректировкой, 48 без корректировки (81%), 2 стрельбы проведены на дистанции 87 каб, остальные на дистанции более 100 каб (130–144 каб). Результат: разбито до 10 автомашин, уничтожено до 6 артиллерийских и минометных батарей и до 800 человек пехоты». Между вторым и третьим штурмами Севастополя батарея №35 вела огонь по пехоте и артиллерийским батареям противника. В период с 23 февраля по 20 марта 1942 года батарея №35 вела огонь по батареям и огневым точкам противника, выпустив 111 фугасных снарядов по селениям Мамашай, Алсу, Черкез-Кермену, по площади. В результате стрельб была уничтожена минометная батарея, подавлено несколько огневых точек, в районе Языковой балки уничтожен склад боеприпасов. В период с 20 марта по 20 апреля 1942 года батарея №35 выпустила 23 снаряда по тыловым узлам противника в районах Алсу и Кучук-Мускомья.
Со стороны противника береговые батареи подвергались непрерывным бомбардировкам с воздуха и обстрелам из тяжелых и сверхтяжелых орудий. По воспоминаниям командующего немецкой армией в Крыму Э. Манштейна, «в целом во второй мировой войне немцы никогда не достигали такого массированного применения артиллерии, как в наступлении на Севастополь». По его свидетельству, под Севастополем, не зря именуемом «самой неприступной крепостью в мире», «среди батарей большой мощности имелись пушечные батареи с системами калибра до 190 мм, а также несколько батарей гаубиц и мортир калибра 305, 350 и 420 мм. Кроме того, было два специальных орудия калибра 600 мм (мортиры типа «Карл») и знаменитая пушка «Дора» калибра 800 мм». Только с 2 по 7 июня 1942 года гитлеровская авиация сделала более 9 тыс. самолетовылетов, сбросив до 45 тыс. авиабомб, а артиллерия выпустила 126 тыс. снарядов крупного калибра. На каждый квадратный метр первого рубежа обороны противник израсходовал до 1,5 т снарядов, мин, авиабомб. За последние 25 дней осады Севастополя немецко-фашистская авиация сбросила столько авиабомб, сколько, по мнению французского генерала Л. Шассена, английский воздушный флот сбросил к этому времени на Германию с начала войны. Всего за время июньских боев противник выпустил по линии обороны и городу 446 тыс. снарядов, 740 тыс. мин и сбросил 106 тыс. авиабомб. Значительная их часть пришлась на орудия береговых батарей. Так 10 июня во время стрельбы батареи №35 на неё совершили налет 12 бомбардировщиков и несколько истребителей. С началом третьего штурма противником по батарее было выпущено 177 снарядов и сброшено около 120 авиабомб.
Во время третьего штурма Севастополя батарея №35 вела интенсивный огонь по противнику, поддерживая героически оборонявшиеся войска. С 7 по 11 июня батарея провела 31 стрельбу, выпустив 211 снарядов. Большинство стрельб было на поддержку войск четвертого сектора – район деревни Бельбек и станции Макензиевы Горы по пехоте и танкам противника. 16 июня батарея израсходовала 20 фугасных, 21 шрапнельный и 21 бронебойный снарядов. Артиллерийская стрельба велась частично по площади, частично с корректировкой. В течение 23–27 июня батарея уничтожила до двух взводов пехоты, подавила огонь вражеской батареи.
Ночью 29 июня на батарею №35 прибыл Военный совет флота, во главе с вице-адмиралом Ф.С. Октябрьским. Несколько позже туда же перебралось командование и штабы Приморской армии и Береговой обороны Черноморского флота. Вечером 30 июня в каземате батареи №35 состоялось последнее заседание Военных советов флота и Приморской армии, на котором было принято решение об эвакуации командования Севастопольского оборонительного района, Военных советов флота и Приморской армии. Комендант Береговой обороны Главной базы Черноморского флота генерал-майор береговой службы П.А. Моргунов приказал командиру батареи №35 капитану А.Я. Лещенко подорвать батарею, после израсходования боезапаса. Расстреляв полностью боезапас и выпустив до 50 практических снарядом батарея №35 в ночь с 1 на 2 июля была взорвана. Приказом Народного комиссара Военно-морского флота от четвертого декабря 1943 года башенная батарея №35 была исключена из состава Военно-морского флота, как погибшая при выполнении боевых заданий.
Батарея №35 сыграла важную роль в героической обороне Севастополя. В составе 1-го отдельного артиллерийского дивизиона Главной базы Черноморского флота вместе с башенной батареей №30 она являлась своеобразным «костяком» системы артиллерийской обороны крепости и нанесла противнику серьезный урон в живой силе и технике. Результат боевой деятельности батареи №35 был отражен в политдонесении Политуправления Черноморского флота от 22 июля 1942 года об итогах июньских боев и эвакуации Севастополя: «В наиболее напряженный период, когда противник большими группами танков прорывался из района хутора Кальфа и Николаевки, большинство средств береговой обороны было разбито, основной удар по прорвавшейся группе нанесла батарея №35, которая начиная с 30 июня 1942 года являлась последним наиболее устойчивым узлом сопротивления на подступах к Херсонесскому полуострову. Личный состав подошедших частей, под прикрытием огня батареи последние три дня отбивал многочисленные атаки противника, обеспечивая эвакуацию морем и воздухом».
3.2 Лидер «Ташкент»
В годы Великой Отечественной войны «Ташкент» принял активное участие в героической обороне Одессы и Севастополя. Лидер осуществлял воинские перевозки, эвакуировал раненых и мирное население приморских городов, конвоировал транспорты с войсками и грузами для фронта. Он неоднократно поддерживал действия сухопутных войск артиллерийским огнем, провел около ста стрельб по позициям противника под Одессой и Севастополем, у Судака, Феодосии и Евпатории, уничтожил шесть береговых батарей, большое количество боевой техники и живой силы врага.
Свой первый бой лидер принял под Одессой 22 августа 1941 года. В тот день им было уничтожено и рассеяно несколько механизированных колонн противника. Неделю спустя за отличную стрельбу по вражеской береговой батарее экипаж корабля получил первую благодарность командования. Через несколько дней лидер был атакован авиацией и получил тяжелые повреждения. Всего полтора месяца, вместо пяти по нормативам, потребовалось рабочим Севастополя, чтобы вернуть корабль в строй и усилить его зенитное вооружение.
В конце ноября 1941 года «Ташкент» вместе с эсминцами «Сообразительный» и «Способный» обеспечивал переход от Батуми к Босфору ледокола «Анастас Микоян» и трех танкеров, направлявшихся на Дальний Восток. Поход проходил в тяжелых условиях девятибалльного шторма. Крен корабля зачастую доходил до 40 градусов. От ударов волн треснула верхняя палуба, создалась аварийная ситуация. Опасность была очень большой, но, как всегда, ташкентцы справились с заданием успешно.
Интересно, что “Ташкент” создавался для эскадренного боя. Быстроходный “аристократ моря”, имевший большую дальность плавания и мощное вооружение, удачно сочетавший в себе быстроту и силу, необходимые для активных действий, он был бы незаменим в боях с кораблями противника. Однако в его боевой биографии был всего один бой с надводным кораблем — итальянским торпедным катером, который был быстро уничтожен. В основном же «Ташкент» действовал в одиночку, стрелял по береговым целям, а его главным противником была авиация.
В декабре 1941 года командование решило использовать «Ташкент» для оказания помощи Севастополю. “Голубой крейсер” помнят и бойцы морской пехоты, которых он доставлял в Севастополь, и воины Приморской армии, не раз ощущавшие могучую поддержку артиллерии лидера, и раненые бойцы, эвакуированные на нем в госпитали Новороссийска. «Ташкент» мог принимать на борт до 2500 бойцов. Каждый раз он оставлял Севастополю большое количество горючего, а в одном из рейсов в кубриках корабля разместили около тридцати (!) железнодорожных вагонов боеприпасов.
Ночью 27 июня 1942 года, приняв на борт свыше 2100 раненых и жителей города, а также 86 уцелевших частей панорамы «Оборона Севастополя 1854—1855 гг.» лидер последним из надводных кораблей флота покинул Севастополь. Моряки понимали, что возвращение будет очень трудным, поэтому на боевых постах все были в «первом сроке». Экипаж «Ташкента» отдавал дань вековой традиции русских моряков — идя в решительный бой, одеваться, как на парад.
Восемьдесят шесть гитлеровских самолетов преследовали корабль в течение четырех с лишним часов, сбросив на него более 300 авиабомб. Умелыми маневрами командиру «Ташкента» удалось избежать прямых попаданий, но от близких взрывов возникли трещины и разрывы корпуса, внутрь корабля поступило свыше 1700 тонн воды. Находившиеся в первом котельном отделении моряки, пожертвовав собой, предотвратили взрыв котла и спасли корабль от неминуемой гибели. Никакой пересказ не передаст реальное напряжение этого боя. Есть вещи, которые нельзя ни изобразить, ни передать словами, — это и есть тот бой, который принял тогда «Ташкент».
Израненный, но непобежденный корабль был встречен нашими самолетами и кораблями. С их помощью он пришел в Новороссийск. Подвиг «Ташкента» восхитил советских людей даже в те героические дни, когда они уже, казалось, перестали удивляться мужеству наших моряков. Девизом и клятвой ташкентцев было всего несколько слов: «Мы прорвемся в Севастополь, чего бы нам это ни стоило». За массовый героизм, проявленный в этом походе, весь личный состав лидера был удостоен высоких правительственных наград, а корабль был представлен к гвардейскому званию.
3.2 Крейсер «Красный Кавказ»
О нем тоже упоминалось выше. Разберем более подробно его действия.
С 23 июня 1941 г. крейсер включился в постановку оборонительных минных заграждений. Мины выставлялись в районах Севастополя, Одессы, Керченского пролива, Новороссийска, Туапсе и Батуми.
11-12 сентября 1941 г. обстреливал наземные силы противника под Одессой, израсходовано 85 снарядов главного калибра.
22 сентября 1941 г. во главе отряда кораблей высаживал десант под Одессой. В 01.14 часов десантный отряд стал на якоря в 15 кабельтовых от берега. По сигналу с флагмана в 01.21 крейсер «Красный Крым» и эсминцы начали артиллерийскую подготовку, в 02.37 к ним присоединились 180-мм пушки «Красного Кавказа». Высадку десанта с 01.30 пришлось вести плавсредствами самих кораблей, поскольку назначенный для этой операции отряд высадочных средств задержался. К 02.40 этот отряд (канонерская лодка «Красная Грузия», десять малых охотников, двенадцать малых катеров КМ, десять моторных баркасов и буксир) подошёл к месту высадки, принял с боевых кораблей оставшихся десантников и высадил их на берег, после чего крейсера «Красный Кавказ» и «Красный Крым» получили приказ возвращаться на базу.
14-16 октября 1941 г. принял участие в эвакуации войск Одесского оборонительного района. Утром 14 октября боевые корабли, рассредоточившись, стали на якорь в Одесском заливе, а транспорта вошли в порт. Корабли в море несколько раз подвергались налётам авиации, но успешно их отражали зенитным огнём. В 21.30 «Красный Кавказ» открыл огонь главным калибром по целеуказанию от наземного корректировочного поста; до 22.25 было выпущено 25 снарядов. 15 октября с 20.30 по 21.20 крейсер ещё раз обстреливал живую силу противника, израсходовав 27 снарядов главного калибра. С 02.00 16 октября крейсера «Красный Кавказ» и «Червона Украина» начали принимать на борт арьергардные батальоны и отряды заграждения: эвакуация заканчивалась. В 05.57 16 октября контр-адмирал Л. А. Владимирский приказал крейсерам и эсминцам охранения сниматься с якоря. По пути к Севастополю крейсера нагнали и вступили в охранение конвоя с эвакуированными войсками; на переходе зенитным огнём было успешно отражено несколько атак вражеской авиации.
С 23 по 30 октября 1941 г. участвовал в переброске войск и припасов между Севастополем и базами на побережье Кавказа.
3-4 ноября 1941 г. "Красный Кавказ" отбуксировал из Новороссийска в Туапсе повреждённый накануне двумя бомбами крейсер "Ворошилов". На переходе корабли подверглись нескольким авианалётам, но успешно их отразили (при отражении атак на "Красном Кавказе" было израсходовано свыше 600 зенитных снарядов 100-мм и 45-мм калибра).
7-9 ноября 1941 года "Красный Кавказ" доставил из Севастополя в Новороссийск зенитную часть и свыше 500 человек эвакуируемых.
В ночь на 12 ноября 1941 года крейсер вновь швартуется в Севастополе. В течение дня порт и находящиеся в нём корабли подвергались массированным авианалётам, окончившимся гибелью крейсера "Червона Украина".
"Красному Кавказу", пришвартованному для погрузки войск и техники (то есть лишённому возможности уклоняться), пришлось отразить 12 налётов. Плотный зенитный огонь (израсходовано 258 100-мм, 684 45-мм и более 7500 патронов к пулемётам) защитил крейсер от прямых попаданий бомб. В 20.49 "Красный Кавказ" вышел из базы в море.
2-4 декабря и 7-10 декабря 1941 года "Красный Кавказ" доставлял в Севастополь подкрепления, боеприпасы и провизию. Оба раза прямо от причальной стенки крейсер открывал огонь по наступающим вражеским войскам.
20 декабря 1941 г. во главе крупного отряда кораблей ЧФ (флаг командующего флотом Ф. С. Октябрьского) "Красный Кавказ" вновь вышел с подкреплениями для Севастополя. Плохая погода и туман помешали отряду войти в порт до рассвета, поэтому на входе в бухту корабли были атакованы вражеской авиацией. Плотный заградительный огонь успешно прикрыл соединение, корабли вошли в порт и приступили к выгрузке войск и боевой техники под продолжающимися авианалётами. Окончив выгрузку, корабли отходили от причалов и сразу же открывали огонь с назначенных им огневых позиций. Крейсер "Красный Кавказ" подавлял дальнобойные батареи противника и обстреливал железнодорожные станции Сирень и Бахчисарай (расход - 39 снарядов главного калибра). В 00.05 23 декабря крейсер уже в одиночку покинул Севастополь.
С 25 по 31 декабря 1941 г. "Красный Кавказ" принимал участие в Керченско-Феодосийской десантной операции. На первом этапе, 25 декабря 1941 года, "Красный Кавказ" с эсминцем "Незаможник" вышли в море, имея задачей с 05.00 26 декабря поддержать своим огнём десант у горы Опук. В виду отмены десанта корабли ограничились обстрелом занятого противником побережья. 28 декабря 1941 года "Красный Кавказ", приняв на борт свыше 1500 человек личного состава и боевую технику, во главе крупного отряда кораблей вышел из Новороссийска курсом на Феодосию. На переходе погода резко ухудшилась, ветер усилился до 6-7 баллов, волнение моря увеличилось до 4-5 баллов. В этих условиях катера МО уже не могли удерживать назначенную скорость, пришлось сбавить ход с 18 до 14 узлов, что привело к задержке с началом высадки 29 декабря. С 03.48 по 04.03 крейсера и эсминцы провели артподготовку, потом прозвучал приказ "Катерам следовать в порт!"
Внезапность была полной - боновое заграждение порта оказалось открытым, отсутствовали дозорные катера противника. Примерно через полчаса после начала высадки по причалам и внутренней акватории открыли огонь береговые батареи противника. В 05.02 "Красный Кавказ", не прекращая огня по вражеским позициям, начал швартовку левым бортом с внешней стороны Широкого мола. Замысел предусматривал предельно сжатое время швартовки, чтобы пребывание крейсера под огнём свести к минимуму. Однако юго-западный ветер силой до 6 баллов отжимал крейсер от мола, не давая пришвартоваться - пришлось дать задний ход и выйти в исходную точку. В 05.08 в крейсер попали две мины. Взрывом было убито несколько человек, находившихся на верхней палубе, в районе первой трубы начался пожар. В 05.17 вражеский снаряд взорвался у фок-мачты и вызвал пожар в штурманской рубке (через 7 мин ликвидирован). В 5 ч 23 мин очередной артиллерийский снаряд, пробив броню, взорвался внутри боевого отделения второй башни. Большинство краснофлотцев орудийного расчета было убито, других контузило и обожгло газами. Находившиеся на лотке и в элеваторе боевые заряды загорелись, и создалась угроза взрыва артиллерийского погреба. Только благодаря решительным действиям экипажа удалось выбросить горящие заряды за борт и ликвидировать пожар, грозящий гибелью кораблю . Через два часа повреждённая башня вступила в строй и снова открыла огонь по врагу.
Когда не удалась и вторая попытка швартовки, было решено швартоваться правым бортом. В 07.15 швартовка была окончена, на мол подали сходни. В 08.15, только закончив высадку десанта, "Красный Кавказ" экстренно отошёл от мола (пришлось расклепать якорь-цепь и обрубить швартовы).
Выйдя в Феодосийский залив, "Красный Кавказ" занял огневую позицию в 8-10 милях к юго-востоку от Феодосии и открыл огонь по данным от корректировочных постов на берегу, поддерживая продолжавшееся наступление. Около 12.00 29 декабря на корабли вышли в атаку четырнадцать бомбардировщиков Ju-88. Благодаря зенитному огню и маневрированию, советские корабли избежали повреждений. 30 декабря с 11.51 по 12.30 крейсер вёл огонь главным калибром по вражеским позициям с Феодосийского рейда, продолжая подвергаться авианалётам противника. В 01.30 31 декабря командующий высадкой Н. Е. Басистый перешёл со своим штабом на эсминец "Сообразительный", а крейсер "Красный Кавказ" ушёл в Туапсе для пополнения боезапаса и устранения повреждений. Всего за время операции "Красным Кавказом" было расстреляно 70 180-мм снарядов, 429 100-мм и 475 45-мм, корабль получил попадания 12 снарядов и 5 мин, потери составили 27 убитых и 66 раненых.
3-4 января 1942 г. "Красный Кавказ" доставлял подкрепления в Феодосию. 4 января в 09.23 крейсер, стоящий у причала Феодосии под разгрузкой, атаковали шесть пикировщиков Ju-87. В 09.28 две бомбы упали в непосредственной близости от корабля и разорвались на мелководье. От гидроудара в районе кормовой части образовалось две подводные пробоины общей площадью около 3 кв. м, деформировалась палуба, вышло из строя рулевое управление, были повреждены большой и малый рули, разбит ахтерштевень, оторван гребной вал правой кормовой турбины вместе с винтом и кронштейном, перебит кронштейн гребного вала левой кормовой турбины, выведено из строя кормовое шпилевое устройство. Корабль сразу же принял около 1700 т воды, и корма погрузилась по верхнюю палубу. Оказались затопленными помещения погребов третьей и четвертой башен, кают-компания офицеров, буфет, помещения дизелей и кормовые каюты. Работало лишь 8 из 10 котлов и две носовые главные машины. На борту не работала телефонная связь, оба руля и гирокомпас. Несмотря на тяжёлые повреждения, крейсер смог дать ход и выйти в море - шли, управляясь машинами, по магнитному компасу. Перекачка жидких грузов и осушение кормовых помещений позволили значительно уменьшить дифферент на корму. В открытом море волнение достигало шести баллов. Под двумя носовыми турбинами крейсер не мог развить скорость более 7,5 уз, поэтому переход от Феодосии до Туапсе занял более суток. В 05.50 5 января повреждённый "Красный Кавказ" отдал якорь на рейде Туапсе.
Заключение
250-дневная оборона Севастополя является примером массового героизма и самопожертвования советских людей. Она имела важное стратегическое и военно-политическое значение. Сковав крупную группировку немецко-румынских войск, севастопольцы сорвали планы наступления противника на южном фланге фронта. Враг потерял здесь до 300 тыс. убитыми и ранеными.
С первых дней обороны Севастополя все перевозки людей, продовольствия, оружия и различных средств материально-технического обеспечения осуществлял Черноморский флот. Так, за ноябрь — декабрь 1941 г. на боевых кораблях и транспортах было перевезено в Севастополь 33 992 военнослужащих, 4763 тонны боеприпасов, 3963 тонны продовольствия, 9096 тонн жидкого топлива, 178 автомобилей, 26 танков, 78 орудий и 5408 тонн других грузов. Начиная с января 1942 г. темп перевозок в Севастополь значительно снизился в связи с большими перевозками на Керченский полуостров и с изменением обстановки на театре. Постоянное патрулирование немецких торпедных катеров, морской и сухопутной авиации и обстрел дальнобойной артиллерии с берега сделали невозможным проход наших транспортов в Севастополь. В создавшихся условиях вся тяжесть перевозок легла на боевые корабли, проход которых в Севастополь и разгрузка в порту становились все более и более затруднительными.
Подвиги моряков Черноморского флота в Севастополе на суше и на море стали образцом для воинов Советской армии и флота.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22.12 1942 была учреждена медаль «За оборону Севастополя», которой награждено около 50 тыс. человек. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8.5 1965 город-герой Севастополь награжден орденом Ленина и медалью «Золотая Звезда».
Литература:
Аммон Г.А. Морские памятные даты. М., 1987.
Боевой путь Советского Военно-Морского Флота/В. И. Ачкасов, А. В. Басов, А. И. Сумин и др. М., 1988.
Военно-морская идея России: Духовное наследие Императорского флота. М., 1999.
Гладышев Ю.П. Военно-морской флот
https://bigenc.ru/military_science/text/1923464
http://35batery.ru/index.php/ru/museum-history/history.html
Додонов В. Судьбы кораблей: Лидер «Ташкент». М.,1984.
«Красный Кавказ»
Кузнецов Н.А. Военно-морской флот накануне Великой Отечественной войны.Военно-исторический журнал. 1965., №9.
Платонов А. Борьба за господство на Черном море. М.,2010.
Чалый М. 35-я батарея: бастион мужества. Часть 1 // В мире TEL. - 2009. - №1 (12) .
Чалый М. 35-я батарея: бастион мужества. Часть 2 // В мире TEL. - 2009. - №2 (13).