Друзья, в этом материале я дам психологический анализ 10-му старшему аркану из уникальной колоды Юнгианского Таро и из колоды Марсельского Таро – карте Колесо Фортуны.
Отличие символики аркана в разных колодах
Обратив внимание на иллюстрации одного и того же аркана – Колесо Фортуны – в двух разных колодах, мы увидим, что их символика имеет значимые отличия.
В карте Марсельской колоды (см. рис. 1) акцент сделан на анималистичную символику.
Справа вверх по колесу бежит некий зверь золотистого цвета.
Кто он?
Исследователи символики Таро склоняются к версии, что «золотистое существо» является отсылкой к образу Анубиса (египетское божество, обладающее собачьей головой; см. рис. 2), роль которого заключалась во взвешивании душ усопших; он «страж весов» на суде Осириса в царстве мертвых, а также большой знаток целебных трав. Анубис представляет собой позитивный аспект фортуны.
А второй зверь, напоминающий обезьяну, уже не поднимающийся, а спускающийся вниз по колесу слева – это отсылка к Тифону (см. рис. 3), к страшному великану древнегреческой мифологемы, которого победил Зевс – он сокрушительный аспект фортуны.
Их движение и расположение не статично: однажды разрушитель и каратель Тифон сменит Анубиса, устремившись к вершине колеса, к его пьедесталу, к контролю судьбу своими силами, в то время как Анубис вынужден будет спуститься в самые низы, утратив свое благостное влияние на ход событий.
Важно отметить, что эти существа носят человеческие наряды, а значит, силы, которые они представляют, стремятся к развитию. Так бессознательные аспекты личности пытаются стать осознанными в структуре личности, стремятся интегрироваться с сознательной частью Я человека.
В этом и заключается основанная суть данного аркана – судьба может развернуться к нам любой из своих сторон, в любой момент, как в известной песне Булата Окуджавы: «Ваше благородие, госпожа удача, Для кого ты добрая, а кому иначе…», или как говорил Ницше «Все течет, все возвращается; вечно вращение колеса жизни…Путь вечности – кривая».
Но все ли реализуется лишь силами судьбы?
Мы, люди наделены свободой воли и можем осмысливать свой путь, осознавать его. Осознанное поддается куда большему контролю, чем то, что остается в «темных водах души» – человек вправе строить свою жизнь без делегации ответственности за свое благополучие силам судьбы.
Но что же руководит Колесом Фортуны? Кто сидит на самой его верхушке? У кого власть?
На вершине находится существо (опять же, анималистичное), напоминающее Сфинкса – у него тело зверя, а голова человека, есть и крылья (ассоциируемые с демонической природой его происхождения).
Оно короновано и при необходимости готово к атаке, черпая силы «свыше» за счет поднятого меча к небесам. Оно не контактирует с колесом. Данный зверь не подвластен влиянию фортуны. И, похоже, что другие существа дают ему свою энергию, реализуя ход колеса своим движением по нему вверх и вниз.
Он - правит.
Получается, что если мы хотим взять «руль» судьбы в свои руки, нам придется найти способ свергнуть Сфинкса с пьедестала. Но не слишком ли грубой будет такая сила? Да, тут стоит действовать предельно аккуратно.
Поэтому нужно не свергать прежнего хозяина колеса, а подружиться с этим странным и не очень приятным хранителем – в интропсихическом или личностном контексте это означает принятие своих собственных негативных сторон Я; воссоединение противоположностей в единую и целостную структуру; установление контакта с бессознательными содержаниями Я.
Также тут стоит быть готовым к тому, что договориться со Сфинксом получится не только ментальными силами. Отцовский дух олицетворяющий мышление, логос может быть тут бессилен, как он был бессилен, например, в случае с Эдипом, который разгадав загадку Сфинкса, являющегося его теневым фемининным аспектом, уничтожил его, но все равно не смог сокрушить волю своей судьбы (см. рис. 4).
Тут в работу над собой нужно подключать принятия своей человеческой инстинктивной природы (Материнского духа/фемининного) – не через разрушение, а просто за счет знакомства со своими хтоническими глубинами фемининного личностного принципа.
Эта задача на пути к возвращению контроля над своей жизнью одинакова значима и для мужской психе, и для женской психе (психе с др.греч. Ψυχή – «душа»/личность). Ведь человек интропсихически дуален – в нас реализовано торжество противоположностей посредством архетипических составляющих: у женщин – это Анимус, а у мужчин – Анима.
Совместный труд противоположных частей Я запустит необходимый процесс преобразования, открывающего возможности для реализации потенциала.
Такое единство может привести к истинной дружбе со своим внутриличностным зверем, который уже не сможет крутить то самое колесо туда-сюда, подвергая человека риску столкнуться с роком.
Если мы рассмотрим иллюстрацию десятого аркана уже в колоде Юнгианского Таро (см. рис. 5), то увидим, что акцент смещен в пользу иной символики – здесь нет анималистичных образов.
Тут представлена уже антропоморфная и алхимическая символика. Алхимические идеи в контексте аналитической психологии Карла Густава Юнга во многом объясняют процесс индивидуации человека, его специфику, то есть, процесс достижения Самости, обретение личностной целостности.
Колесо Судьбы тут тоже, естественно, присутствует, но им управляет уже не анималистичное пугающее существо, неразвитое до антропоморфного, а образ женщины, как олицетворение инстинктивных сил, материнского, материалистичного начала.
Данная сила – снаружи колеса. Она – властвует.
А противоположный отцовский принцип мы можем наблюдать внутри колеса – образ мужчины, как отсылка к отцовскому принципу, маскулинному, к логосу, к рациональной сфере личности человека.
Кроме того, расположение мужского образа внутри круга ассоциируется с Витрувианским человеком Да Винчи, который символизирует целостность «человеческой архитектуры», гармонию его «строения». Думаю, не будет ошибкой, если данный символ понимать, и как психическую целостность в контексте человеческой природы.
Как и в карте Марсельской колоды, тут тоже «балом правит» фемининное, женское начало – архетипическая Великая Мать: в первом случае – в образе Сфинкса на вершине колеса, а во втором – в образе женщины, управляющей им, крепко удерживая власть судьбы в своих руках.
Таким образом, оба эти символа в обеих колодах демонстрируют первичную главенствующую низменную природу. Доминанту, показывающую точку старта в развитии сознания человека на его пути к Самости.
Эта точка – всегда – наше «животное», примитивное начало. От него может отталкиваться человек, созревая личностно, знакомясь с собой Истинным:
"Если у нас нет глубин, какие у нас могут быть высоты?", — говорил Карл Юнг.
И с этим сложно поспорить.
Интеграция инстинктивного/фемининного принципа с логосом/маскулинным принципом, словно воссоединение духа и материи, позволит прийти к искомому контролю над своей жизнью.
Эта идея выражена в иллюстрации аркана Колесо Фортуны Юнгианской колоды Таро в изображении контакта через руки образа мужчины и женщины: будто перед нами богиня Тиамат и великий океан Абзу, которым вместе предстоит создать целый Мир.
12 разноцветных сегментов колеса – отсылка к 12 стадиям Великого Делания, где 4 равные части круга являются символикой 4 фаз создания Философского Камня (в психологии он и олицетворяет Самость).
Колесо также – это мандала, которая помогает найти человеку его исходный «центр» – источник силы, внутренних ресурсов.
Поэтому взаимодействие с мандалой всегда полезно как для общей гармонизации личности, так и для осознания конкретных причин, препятствующих достижению жизненных целей, для успешного преодоления барьеров и блоков.
Подобно сплетению нитей судьбы, мандала отражает все возможные пути к центру «Я» – к истине, которая нередко скрыта из-за недостаточного внимания к себе, из-за бешеного ритма жизни или банальной рутины, бытовой суеты и усталости.
И эта дорога не к тому «Я», к которому мы привыкли, которое мы знаем и показываем людям каждый день на работе и дома, в кругу друзей и незнакомцев. Это путь к настоящему «Я», то есть к тому, которое мы часто подавляем в силу жизненных обстоятельств, различных внешних и внутренних причин.
Мандала, своего рода, карта к себе.
Изображенные глаза на сегментах колеса/мандалы – всевидящее око (см. рис. 6), или лучезарная дельта; масонский символ, символизирующий Великого Архитектора Вселенной, наблюдающего за трудами вольных каменщиков. Открытый глаз символизирует сокрытую истину, призывает к мудрости и обращается к совести человека. Он символизирует собой первопричину всего сущего, олицетворяет собой совершенное добро и победу над злом.
С каждым поворотом Колеса Фортуны может происходить трансформация – и человек останавливается на вершине колеса, чтобы созерцать ход своей судьбы, замирая от негодования и трепета.
Занимая место на пьедестале вместо Сфинкса, он осознает себя, находит смысл; понимает, что он не может быть только частью природы или частью нечто возвышенного. Он и то, и другое. Одновременно.
И тогда он по праву становится воплощением единства противоположных сил.
Становится носителем венца бытия человеческого.