Найти тему
ПиПси

Колесо Фортуны: психологический анализ карты в колоде Юнгианского и Марсельского Таро

Друзья, в этом материале я дам психологический анализ 10-му старшему аркану из уникальной колоды Юнгианского Таро и из колоды Марсельского Таро – карте Колесо Фортуны.

Отличие символики аркана в разных колодах

Обратив внимание на иллюстрации одного и того же аркана – Колесо Фортуны – в двух разных колодах, мы увидим, что их символика имеет значимые отличия.

В карте Марсельской колоды (см. рис. 1) акцент сделан на анималистичную символику.

рис. 1
рис. 1

Справа вверх по колесу бежит некий зверь золотистого цвета.
Кто он?
Исследователи символики Таро склоняются к версии, что «золотистое существо» является отсылкой к образу Анубиса (египетское божество, обладающее собачьей головой; см. рис. 2), роль которого заключалась во взвешивании душ усопших; он «страж весов» на суде Осириса в царстве мертвых, а также большой знаток целебных трав. Анубис представляет собой позитивный аспект фортуны.

рис. 2
рис. 2


А второй зверь, напоминающий обезьяну, уже не поднимающийся, а спускающийся вниз по колесу слева – это отсылка к Тифону (см. рис. 3), к страшному великану древнегреческой мифологемы, которого победил Зевс – он сокрушительный аспект фортуны.

рис. 3
рис. 3

Их движение и расположение не статично: однажды разрушитель и каратель Тифон сменит Анубиса, устремившись к вершине колеса, к его пьедесталу, к контролю судьбу своими силами, в то время как Анубис вынужден будет спуститься в самые низы, утратив свое благостное влияние на ход событий.

Важно отметить, что эти существа носят человеческие наряды, а значит, силы, которые они представляют, стремятся к развитию. Так бессознательные аспекты личности пытаются стать осознанными в структуре личности, стремятся интегрироваться с сознательной частью Я человека.

В этом и заключается основанная суть данного аркана – судьба может развернуться к нам любой из своих сторон, в любой момент, как в известной песне Булата Окуджавы: «Ваше благородие, госпожа удача, Для кого ты добрая, а кому иначе…», или как говорил Ницше «Все течет, все возвращается; вечно вращение колеса жизни…Путь вечности – кривая».

Но все ли реализуется лишь силами судьбы?

Мы, люди наделены свободой воли и можем осмысливать свой путь, осознавать его. Осознанное поддается куда большему контролю, чем то, что остается в «темных водах души» – человек вправе строить свою жизнь без делегации ответственности за свое благополучие силам судьбы.

Но что же руководит Колесом Фортуны? Кто сидит на самой его верхушке? У кого власть?

На вершине находится существо (опять же, анималистичное), напоминающее Сфинкса – у него тело зверя, а голова человека, есть и крылья (ассоциируемые с демонической природой его происхождения).
Оно короновано и при необходимости готово к атаке, черпая силы «свыше» за счет поднятого меча к небесам. Оно не контактирует с колесом. Данный зверь не подвластен влиянию фортуны. И, похоже, что другие существа дают ему свою энергию, реализуя ход колеса своим движением по нему вверх и вниз.

Он - правит.

Получается, что если мы хотим взять «руль» судьбы в свои руки, нам придется найти способ свергнуть Сфинкса с пьедестала. Но не слишком ли грубой будет такая сила? Да, тут стоит действовать предельно аккуратно.
Поэтому нужно не свергать прежнего хозяина колеса, а подружиться с этим странным и не очень приятным хранителем – в интропсихическом или личностном контексте это означает принятие своих собственных негативных сторон Я; воссоединение противоположностей в единую и целостную структуру; установление контакта с бессознательными содержаниями Я.

Также тут стоит быть готовым к тому, что договориться со Сфинксом получится не только ментальными силами. Отцовский дух олицетворяющий мышление, логос может быть тут бессилен, как он был бессилен, например, в случае с Эдипом, который разгадав загадку Сфинкса, являющегося его теневым фемининным аспектом, уничтожил его, но все равно не смог сокрушить волю своей судьбы (см. рис. 4).

рис. 4
рис. 4


Тут в работу над собой нужно подключать принятия своей человеческой инстинктивной природы (Материнского духа/фемининного) – не через разрушение, а просто за счет знакомства со своими хтоническими глубинами фемининного личностного принципа.
Эта задача на пути к возвращению контроля над своей жизнью одинакова значима и для мужской психе, и для женской психе (психе с др.греч. Ψυχή – «душа»/личность). Ведь человек интропсихически дуален – в нас реализовано торжество противоположностей посредством архетипических составляющих: у женщин – это Анимус, а у мужчин – Анима.

Совместный труд противоположных частей Я запустит необходимый процесс преобразования, открывающего возможности для реализации потенциала.
Такое единство может привести к истинной дружбе со своим внутриличностным зверем, который уже не сможет крутить то самое колесо туда-сюда, подвергая человека риску столкнуться с роком.

Если мы рассмотрим иллюстрацию десятого аркана уже в колоде Юнгианского Таро (см. рис. 5), то увидим, что акцент смещен в пользу иной символики – здесь нет анималистичных образов.
Тут представлена уже антропоморфная и алхимическая символика. Алхимические идеи
в контексте аналитической психологии Карла Густава Юнга во многом объясняют процесс индивидуации человека, его специфику, то есть, процесс достижения Самости, обретение личностной целостности.

рис. 5
рис. 5

Колесо Судьбы тут тоже, естественно, присутствует, но им управляет уже не анималистичное пугающее существо, неразвитое до антропоморфного, а образ женщины, как олицетворение инстинктивных сил, материнского, материалистичного начала.
Данная сила – снаружи колеса. Она – властвует.
А противоположный отцовский принцип мы можем наблюдать внутри колеса – образ мужчины, как отсылка к отцовскому принципу, маскулинному, к логосу, к рациональной сфере личности человека.
Кроме того, расположение мужского образа внутри круга ассоциируется с Витрувианским человеком Да Винчи, который символизирует целостность «человеческой архитектуры», гармонию его «строения». Думаю, не будет ошибкой, если данный символ понимать, и как психическую целостность в контексте человеческой природы.

Как и в карте Марсельской колоды, тут тоже «балом правит» фемининное, женское начало – архетипическая Великая Мать: в первом случае – в образе Сфинкса на вершине колеса, а во втором – в образе женщины, управляющей им, крепко удерживая власть судьбы в своих руках.
Таким образом, оба эти символа в обеих колодах демонстрируют первичную главенствующую низменную природу. Доминанту, показывающую точку старта в развитии сознания человека на его пути к Самости.
Эта точка – всегда – наше «животное», примитивное начало. От него может отталкиваться человек, созревая личностно, знакомясь с собой Истинным:

"Если у нас нет глубин, какие у нас могут быть высоты?", — говорил Карл Юнг.
И с этим сложно поспорить.

Интеграция инстинктивного/фемининного принципа с логосом/маскулинным принципом, словно воссоединение духа и материи, позволит прийти к искомому контролю над своей жизнью.
Эта идея выражена в иллюстрации аркана Колесо Фортуны Юнгианской колоды Таро в изображении контакта через руки образа мужчины и женщины: будто перед нами богиня Тиамат и великий океан Абзу, которым вместе предстоит создать целый Мир.

12 разноцветных сегментов колеса – отсылка к 12 стадиям Великого Делания, где 4 равные части круга являются символикой
4 фаз создания Философского Камня (в психологии он и олицетворяет Самость).
Колесо также –
это мандала, которая помогает найти человеку его исходный «центр» – источник силы, внутренних ресурсов.

Поэтому взаимодействие с мандалой всегда полезно как для общей гармонизации личности, так и для осознания конкретных причин, препятствующих достижению жизненных целей, для успешного преодоления барьеров и блоков.

Подобно сплетению нитей судьбы, мандала отражает все возможные пути к центру «Я» – к истине, которая нередко скрыта из-за недостаточного внимания к себе, из-за бешеного ритма жизни или банальной рутины, бытовой суеты и усталости.

И эта дорога не к тому «Я», к которому мы привыкли, которое мы знаем и показываем людям каждый день на работе и дома, в кругу друзей и незнакомцев. Это путь к настоящему «Я», то есть к тому, которое мы часто подавляем в силу жизненных обстоятельств, различных внешних и внутренних причин.

Мандала, своего рода, карта к себе.

Изображенные глаза на сегментах колеса/мандалы – всевидящее око (см. рис. 6), или лучезарная дельта; масонский символ, символизирующий Великого Архитектора Вселенной, наблюдающего за трудами вольных каменщиков. Открытый глаз символизирует сокрытую истину, призывает к мудрости и обращается к совести человека. Он символизирует собой первопричину всего сущего, олицетворяет собой совершенное добро и победу над злом.

рис. 6
рис. 6

С каждым поворотом Колеса Фортуны может происходить трансформация – и человек останавливается на вершине колеса, чтобы созерцать ход своей судьбы, замирая от негодования и трепета.
Занимая место на пьедестале вместо Сфинкса, он осознает себя, находит смысл; понимает, что он не может быть только частью природы или частью нечто возвышенного. Он и то, и другое. Одновременно.
И тогда он по праву становится воплощением единства противоположных сил.

Становится носителем венца бытия человеческого.