Найти тему
Блог Сапсанчика

Речные железные дороги

Да-да, дорогой читатель. Есть и такие дороги. Думаешь - это как???

Ответ очень прост - железнодорожные мосты через реки.

Поговорим о тех мостах, которые находятся по речному направлению - Нижний Новгород - Санкт-Петербург.

Почти каждое лето я с семьей стараюсь куда-нибудь сходить по реке. Самое пожалуй красивое и интересное направление - в сторону Санкт-Петербурга. Культурная столица России, город притяжения для нашей семьи. В этом городе приятно жить, интересно бывать.

По ходу теплохода встречаем несколько железнодорожных переправ.

Первая из переправ - Нижегородский Волжский железнодорожный мост или по другому их называют Борские мосты. Названы так, потому что названы в честь города-спутника г. Н.Новгорода - г. Бор.

Железнодорожный мост на перегоне Нижний Новгород-Московский — Толоконцево был построен в 1932—1935 гг.
Совмещённый мост (железная дорога в нижнем ярусе, автомобильная двухполосная в верхнем) построен ниже по течению в 1965 г.
В начале XXI века из-за низкой пропускной способности автомобильной части совмещённого моста (ширина — всего две полосы; плохое состояние проезжей части), периодически наводился дублирующий понтонный мост.
Но понтонный мост ушел в историю, т.к. был построен третий Борский мост - автомобильный. По две полосы в каждую сторону. Но работает в паре со совмещенным авто-железнодорожным мостом на "выезд" из города.

Железнодорожный, авто-железнодорожный и автомобильный мосты через р. Волга. Нижний Новгород.
Железнодорожный, авто-железнодорожный и автомобильный мосты через р. Волга. Нижний Новгород.
Железнодорожный мост через р. Волга. Нижний Новгород.
Железнодорожный мост через р. Волга. Нижний Новгород.

Второй железнодорожной переправой является железнодорожный мост в городе Кострома. Относится к Северной железной дороге. На русле реки расположено 3 фермы. Движение не очень интенсивное, т.к. мост однопутный.

Костромской железнодорожный мост.
Костромской железнодорожный мост.

В городе Ярославле - расположена третья по счету от Н.Новгорода железнодорожная переправа. Относится также к Северной железной дороге. Мост уже двух-путный. По нему проходит более интенсивный поток грузовых и пассажирских поездов и пригородных поездов.

Ярославский ж-д мост - один из немногих по интенсивности движения.
Ярославский ж-д мост - один из немногих по интенсивности движения.

Череповецкий железнодорожный мост появился благодаря появлению трассы Санкт-Петербург — Вологда, которая была проложена в 1905 году. В сентябре этого года было открыто временное движение поездов, а с 1 октября — постоянное. Мост двух-путный, одна русловая ферма, В месте перехода на реке Шексна - самое узкое место, - всего 250 метров.

Лодейнопольский мост — автомобильно-железнодорожный разводной мост через реку Свирь в Ленинградской области восточнее города Лодейное Поле. Средний пролёт моста подъёмный.

Мост имеет 6 пролётов, из которых правобережный и средний — судоходные.
Правобережный пролёт предназначен для судов, идущих вниз по течению (к Ладожскому озеру). Ширина судового хода в пролёте — 70 метров.
Средний пролёт — разводной, с поднимающейся вверх фермой. Ширина судового хода в пролёте — 50 метров. В наведённом состоянии предназначен для судов, идущих вверх по течению (к Онежскому озеру), в разведенном состоянии — для судов, идущих в оба направления.
Разводка моста заказывается при габаритной высоте судна более 15 метров. Заявки на разводку принимаются в ЦДС ФБУ «Администрация «Волго-Балт». Разводка производится ежедневно с 10:50 до 12:50 по предварительной заявке агента или судовладельца.

Железнодорожный мост на реке Свирь
Железнодорожный мост на реке Свирь

Поселок Подпорожье, в 40 км от Лодейного поля. Из интересного и немного грустного железнодорожного.

Железнодорожная станция Подпорожье расположена на линии Санкт-Петербург — Мурманск. Станция относится к Волховстроевскому отделению Октябрьской железной дороги. Через станцию ежедневно следует от 4 до 10 пар пассажирских поездов дальнего следования (интенсивность меняется в зависимости от сезона).
Пригородное сообщение через станцию малоинтенсивное: в сутки проходит две пары пригородных электропоездов - одна пара по маршруту Санкт-Петербург-Ладожский — Свирь, вторая пара по маршруту Волховстрой I — Свирь. Есть две ежедневных пары Лодейное Поле — Токари, один вагон под тепловозом, для технологических целей, без права проезда сторонних лиц (по 2009 год это были общедоступные пригородные поезда).

Железнодорожный мост на реке Свирь, поселок Подпорожье
Железнодорожный мост на реке Свирь, поселок Подпорожье

Кузьминский мост — однопутный железнодорожный разводной мост через реку Неву вертикально-подъёмного типа. По этому мосту проходит один путь двухпутной железнодорожной линии от ст. Санкт-Петербурга (Ладожский вокзал) на ст. Горы.
Мост через Неву предполагалось построить в рамках сооружения железной дороги Петроград — Рыбинск. Эту железную дорогу начали строить в 1916 году, тогда же был заложен и данный мост. После окончания Первой мировой и Гражданской войн завершение строительства моста было признано нецелесообразным. Строительство моста возобновилось во время Советско-финляндской войны и было завершено в 1940 году.
Мост получил название от находившийся поблизости деревни Кузьминка и является частью железнодорожной линии Заневский Пост — Горы. С тех пор Кузьминский мост стал вторым (после Финляндского) железнодорожным переходом через Неву.

Кузьминский мост через реку Неву.
Кузьминский мост через реку Неву.

Завершает нашу историю еще один железнодорожный мост. Расположен непосредственно в Санкт-Петербурге. Что известно о нем?

Финляндский железнодорожный мост — двухпутный разводной мост через Неву на Финляндской соединительной железнодорожной ветке, открытый в 1913 году. В 1983—1985 годах почти вплотную к нему был построен второй мост, в точности повторяющий конструкцию первого, и в настоящее время это фактически два моста под одним названием. Верховой мост предназначен для движения поездов в восточном направлении (в сторону Ладожского вокзала), низовой — для движения в западном направлении с выходом на московское направление. Мост является памятником истории и культуры регионального значения.

-8

В этом году мне дважды удалось проехать по этому интересному мосту - в августе, во время моего отпуска и буквально недавно, 15-го октября - ездил на экскурсию в метродепо ТЧ-6 "Выборгское" Петербургского метрополитена. Поезда из Нижнего Новгорода удобно по времени прибывают на Ладожский вокзал.

Спасибо за Внимание.