Достаточно широко известна картина французского художника Ораса Верне «Польский Прометей» - аллегория на поражение Польского восстания 1830-31 гг.
Польша традиционно имела тесные дипломатические связи с Францией, а в период наполеоновских войн поляки дольше всех – до самого конца оставались наиболее преданными иностранными союзниками французского императора. Поэтому неудивительно, что их попытка добиться национальной независимости и поражение, которым эта попытка закончилась, вызвали живейший отклик во Франции. Вот и Верне написал свою, прямо скажем, достаточно пафосную и прямолинейную картину по горячим следам – в 1831 г.
Но я бесконечно далек от того, чтобы обсуждать обоснованность или необоснованность выражаемых картиной эмоций или разбираться, кто был прав, а кто виноват в событиях почти двухсотлетней давности. Тем более, что полностью убежден, что это и невозможно – установить однозначно правую и однозначно неправую стороны.
Меня гораздо больше интересуют исторические, а в данном случае - предметно-бытовые детали. Посвященная произведению статья в русскоязычной Википедии в целом верно трактует сюжет картины, но оставляет пространство для некоторых уточнений.
Ниже я приведу сначала фрагмент текста из Википедии, а затем кое-какие свои комментарии.
«В центре полотна на переднем плане лежит одетый в белый китель поляк, зажавший в мёртвой руке эфес своего бессильного оружия — обломок солдатского палаша. Он был участником ноябрьского восстания, подавленного русской армией, и символизирует жертву, понесённую польским народом в борьбе за свободу своей родины. На груди поверженного повстанца распростёр крылья чёрный орел с цепью регалий на шее, воплощающий Российскую империю, растоптавшую независимость Польши. Задний фон полотна делится на две части. На левой стороне трагическое настоящее: пожарище, разрушения, вызванные боевыми действиями против повстанцев, бегущие от всадников люди, олицетворяющие поражение поляков. На правой стороне — пышущее верой и надеждой мирное голубое небо, на фоне которого видны польские кавалеристы, одетые так же, как их убитый товарищ, и символизирующие что борьба ещё не окончена и Польша добьётся независимости в будущем».
«Одетый в белый китель» - ранее я уже рассказывал, какой предмет одежды назывался в XVIII-XIX вв. «кителем» - длинная, похожая по покрою на офицерский сюртук, куртка из грубой ткани, которую нижние чины использовали для различных видов «грязных» работ, кавалеристы – на конюшне, саперы – во время работ, например, по сооружению фортификационных сооружений. Это не тот случай. На поверженном повстанце надет белый сукман (он же – сукна) – польский вариант кафтана или чекменя.
«лежит… поляк» - утверждение авторов статьи в Википедии о том, что главный герой произведения является поляком, разумеется, совершенно верно, и не требует исправления. Но мы можем уточнить это определение. Персонаж является кракусом – представителем одного из видов польской легкой кавалерии. Изначально кракусы появились в конце 1812 г. в ответ на призывы Наполеона к полякам выставить кавалерию, способную эффективно противодействовать русским казакам. Поэтому данный вид кавалерии иногда называли «польскими казаками». Но закрепилось за ним все-таки другое название – «кракусы», связанное с тем, что изначально такие части были сформированы в Краковском воводстве. После ноябрьского восстания 1830 г. в ходе увеличения армии для предстоящей войны с Россией было сформировано несколько частей кракусов, наиболее крупными и известными из которых стали 1-й и 2-й полки «краковской кавалерии». Оба они были обмундированы в белые сукманы (с газырями!), имевшие кармазиновую отделку. Кармазиновый - темно-красный, насыщенно-красный цвет. (Впрочем, стоит отметить, что в других источниках приборный цвет сукманов кракусов называется амарантовым, это еще один красно-розовый оттенок.) Судя по серым рейтузам с кармазиновыми лампасами – перед нами кракус 1-го полка. 2-ой полк носил кармазиноые рейтузы с белыми лампасами.
Полки кракусов в значительной степени воспринимались в армии повстанцев как элитные части. Эскадрон 1-го полка краковской кавалерии служил почетным эскортом Главной квартиры польского командования. Таким образом, перед нами лежит поверженными не просто «поляк», рядовой участник восстания, а военнослужащий одной из наиболее активных, мотивированных и боеспособных частей повстанческой армии.
Ниже изображенный Ю.Коссаком офицер 1-го полка кракусов Ф.Л. Водзицкий, сын президента г. Кракова
«обломок солдатского палаша» - сложно сказать, почему в переломленном оружии автор статьи в Википедии увидел остатки именно палаша – оружия с прямым клинком, которым вооружались обычно чины тяжелой кавалерии. На вооружении кракусов состояли пики, сабли и пистолеты. Обломок именно сабли (то есть оружия с изогнутым клинком) сжимает поверженный повстанец на картине Верне.
«чёрный орел с цепью регалий на шее, воплощающий Российскую империю» - на шее орла (кстати, интересно, почему не двуглавого?) по идее изображена не просто абстрактная «регалия», а цепь российского ордена Св. Андрея Первозванного. Вот только, по-видимому, Верне не имел перед глазами образца оной, поэтому изобразил ее весьма непохоже – двойной, как у некоторых западноевропейских наград, да и сам висящий на цепи знак практически не опознается.
«пожарище, разрушения, вызванные боевыми действиями против повстанцев» - судя по фигуре казака (?) преследующего, по-видимому, женщину, Верне изображены разрушения, вызванные не военными действиями, а скорее репрессалии в отношении мирного населения. Что должно было придавать картине больший пафос и вызывать более оживленный эмоциональный отклик зрителя.
«голубое небо, на фоне которого видны польские кавалеристы, одетые так же, как их убитый товарищ» - сложно сказать, возможно, Верне действительно задумывал всадников на заднем плане картины справа как олицетворение кракусов «будущей свободной Польши». Но в контексте композиции эти силуэты прочитываются, скорее, как часть того же казачьего отряда, сжигающего деревню слева.
И напоследок – изображение офицера (?) 2-го полка кракусов 1830-31 гг.
Все использованные в материале изображения взяты из открытых источников и по первому требованию правообладателей могут быть удалены.