Найти в Дзене
VK Play

Как взламывали консоли: Sony PlayStation и Sega Dreamcast

Оглавление

Чипы, кастомные расширения и подмена дисков

Пожалуй, сколько существуют коммерческие компьютерные и видеоигры — почти столько их пытаются «спиратить». Для одних пиратство стало способом экономии и доступа к проектам, не выпущенным в конкретном регионе, для других это вариант неплохо заработать, для третьих — вообще нечто вроде спорта. Мы уже рассказывали о самых оригинальных способах защиты игр, теперь же коснемся другой темы — истории взлома консолей. Причем история эта настолько многообразна, полна побед и поражений, что раскрыть ее получится лишь в серии статей.

И начнем мы эту серию с рассказа о борьбе пиратов с двумя легендарными консолями более чем 20-летней давности: Sony PlayStation и Sega Dreamcast.

Sony PlayStation (1994-1996)

-2

Оригинальная PlayStation — это вообще кладезь удивительных историй. Ее прототип должен был стать SNES-CD, но Nintendo без предупреждения отменила заказ и ушла к Philips. Sony «в отместку» сделала собственную консоль с модным тогда CD-приводом, которая затмила эпическое противостояние Sega и Nintendo своими продажами.

-3

Вопреки расхожим мифам (которые распространяла сама Sony), оригинальные черные диски никак не помогали защите от пиратства. Этот черный пластик прозрачен для инфракрасного лазера, поэтому не мешает даже бытовым CD-приводам.

Однако обратной стороной использования стандартных CD-дисков стало пиратство. Картриджи нельзя просто скопировать или записать. По сути, это был кастомный SSD, с которого можно только читать (ROM — read only memory). Чтобы сделать пиратскую копию, надо не только иметь образ игры, надо иметь специальное оборудование для записи на картриджи и сами пустые картриджи. Для организованных групп все это не было проблемой, а вот для простого игрока, который хотел сделать запасную копию своей любимой игры — практически непреодолимым препятствием. А обычные CD можно было считать и потом записать при помощи бытового CD-R привода на болванку за 10 рублей.

В Sony, конечно, все это знали. На внутреннем радиусе CD расположена полоса, на которую записывается оглавление. Sony модифицировала ее, сделав вместо обычного круга волнистой линией, которую не могут повторить бытовые CD-приводы. Эта же линия использовалась консолью, чтобы определить регион диска, чтобы игру из Японии не могли запустить в Европе или США и наоборот. Решение было найдено практически сразу — если оставить крышку привода PS1 открытой, дать консоли провести проверку оригинального диска, а потом быстро сменить его на обычную болванку, то игра запустится.

-4

Следующим шагом была модификация консоли чипом, который перехватывал сигнал проверки волнистой линии и всегда отправлял ожидаемый ответ. Это было настолько просто и дешево, поэтому популярно, что сейчас найти PS1 без такого чипа невозможно почти нигде в мире. Вместе с этим появились первые группы взломщиков, которые выкладывали образы дисков в интернет. Они же добавляли в консольные игры читы, потому что на дисках не было защиты от изменения содержания, а на консоли — проверки целостности памяти.

-5

В январе 1996 года для PS1 и Sega Saturn вышло устройство GameShark Pro, которое позволяло значительно расширить функционал консолей — использовать читы, проигрывать любые заставки с диска игры и, помимо прочего, запускать любые игры (и другого региона, и пиратские) на PS1. GameShark использовал порт Parallel I/O на ранних моделях PS1, который позволял подключать аксессуары вроде проигрывателя Video CD. В США и Великобритании GameShark открыто продавали во многих магазинах видеоигр, и это привело к невероятному уровню пиратства. Поэтому под конец 1997 года Sony начала убирать порт Parallel I/O из новых ревизий PS1.

Ошибка, которую выдавали игры, умеющие находить чипованные PS1
Ошибка, которую выдавали игры, умеющие находить чипованные PS1

В 1998 году году Sony начала бороться с пиратством всерьез. Чипы работали всегда, хотя проверка производится только на запуске, поэтому новые игры могли в любой момент запросить проверку региона, получить позитивный ответ и определить, что консоль была модифицирована. Это легко обошли чипами, которые активны только во время запуска. Другой попыткой Sony была система защиты LibCrypt, которая шифровала часть кода игры 16-ти битным ключом, однако хакерские группы очень быстро научились доставать из игры ключ шифрования и убирать защиту из своих копий.

-7

Некоторые игры, вроде Spyro: Year of the Dragon (2000), использовали дополнительные методы защиты. Insomniac добавили проверку чек-суммы — если хоть один бит игровых данных был изменен, то игра сначала заявляла, что вы играете во взломанную копию, потом начинала выдавать разные глюки, а если игрок продолжал не понимать намеки, то удаляла его сохраненку. В 2020 году ютубер Modern Vintage Gamer связался с хакером Paradox, чтобы узнать как он сумел обойти эту защиту через два месяца после релиза игры. Paradox вручную сравнивал код, чтобы найти все чек-суммы, и вставил в игру специальный код, который перехватывал запросы чек-суммы и заменял их на верные ответы. Однако такие меры защиты использовали всего несколько игр на PS1, потому что их созданием должны были заниматься сами разработчики, а стандартизированные решения от Sony не работали.

-8

Удивительно, но это не конец истории. Через 27 лет после выхода PS1 появился полностью программный хак, который работает на всех ревизиях консоли. Он основывается на играх Tony Hawk's Pro Skater 2 и 3. Ошибка в движке этих игр позволяет исполнять на консоли любой код, в данном случае — найденные в 2013 году команды, которые отключают проверку региона в приводе PS1 и позволяют менять диск без выключения консоли. Так при помощи диска с Tony Hawk's Pro Skater 2 или 3 и специальным файлом с сохраненной игрой можно играть в копии игр на любой, даже не модифицированной версии PS1.

Sega Dreamcast (1998-1999)

-9

Dreamcast работала на том же железе, которое Sega использовала в своих аркадных автоматах. Даже они были защищены от пиратства, поэтому неудивительно, что Dreamcast тоже получила многослойную аппаратную защиту. К тому же игры шли не на обычных CD, а на особых дисках GD-ROM, разработанных Sega вместе с Yamaha. GD расшифровывалось как Gigabyte Disc, потому что на них действительно помещалось 1,2 Гб данных, на 42% больше, чем на обычных 700 Мб CD.

-10

Диски GD-ROM сами по себе были уже достаточной защитой. Обычные CD и DVD проигрыватели могли прочитать только внутреннюю зону диска, в 35 Мб которой содержался трек CD-Audio с голосовым предупреждением, что этот диск может использовать только Sega Dreamcast. Более того, консоль искала конкретные уникальные файлы с метаданными, с которых она начинала загрузку. Однако Dreamcast поддерживала и другой формат дисков — MIL-CD. Если вы никогда про него не слышали, то не стоит расстраиваться. Его придумала Sega для модных тогда функций вроде караоке и интернет-функций. Всего вышло 9 дисков MIL-CD, все — в Японии. Для того, чтобы MIL-CD работали на Dreamcast, они тоже содержали эти файлы с метаданными и, потому что MIL-CD были обычными CD, их можно было скопировать бытовым CD-приводом.

-11

Однако оставалась проблема копирования самих игр. На Dreamcast есть последовательный COM-порт, по которому консоль подключали к компьютеру и, применив специальный софт, который можно было запустить при помощи взломанных дисков, в течении нескольких часов скачивали образ игры на жесткий диск. Сейчас есть специальные USB-устройства вроде Dreamcast SD Rip, которые сбрасывают игры на карты памяти SD, упрощая процесс. Для того, чтобы игры, сделанные под 1 Гб диски помещались на 700 Мб CD, пираты часто пережимали видео или просто убирали его с дисков.

Sega убрала поддержку MIL-CD из второй ревизии консоли под конец ее жизненного цикла, но было уже слишком поздно — большинство версий Dreamcast поддерживают пиратские копии игр.

Dreamcast стала последней консолью Sega — после ее коммерческого провала легендарная японская компания решила сосредоточиться на разработке игр. А на рынке консольного железа борьбу продолжили Sony, Nintendo и присоединившаяся к ним чуть позже Microsoft. Конечно, новые консоли этих компаний также стали лакомыми целями для пиратов — об этом пойдет рассказ в наших следующих выпусках.