Найти в Дзене
NK

Пётр Фоменко. Судьба режиссера

Оглавление

В этот день 90 лет назад родился уникальный и удивительный режиссер Пётр Наумович Фоменко. Тогда он ещё не знал, какой путь ему предстоит пройти, но мы сегодня можем смотреть на его творческую судьбу во всей её полноте.

Петр Фоменко
Петр Фоменко

Детство. Юность. Университеты

Любовь к искусству с самого детства Петру Наумовичу прививала его мама, которая была главным человеком в его жизни. Она сама будучи заядлой театралкой и до бесконечности любившей музыку женщину передавала это отношении маленькому сыну. Так в памяти Фоменко из детства сохранились воспоминания о когда-то виденном спектакле "Синяя птица" МХАТа. А в юношестве будущий режиссер закончил класс скрипки в училище Ипполитова-Иванова. Таким образом, именно мама подтолкнула маленького Петю к искусству. А музыка на всю жизнь стала главной страстью Фоменко.

Вместе с любовью к музыке в юные годы Петр Наумович приобрел особое расположение к литературе благодаря своей учительнице - Анне Дмитриевне Тютчевой. Особенные чувства у него всегда вызывала русская классическая литература (самый любимый писатель - Пушкин) и поэзия. Его театр в последствии оказался литературно-центричным, музыкальным и поэтичным.

Вот это влияние на зреющую личность со стороны замечательных женщин - мамы, учительницы, а также няни Вари - потом значительным образом отразилось на творчестве режиссера, который особенную роль отводил именно женщинам (как актрисам на сцене и как героиням художественных произведений).

В начале 50-х годов Петр Наумович учился на актерском факультете в Школе-студии МХАТ, как раз на том курсе, из которого вышел театр-студия "Современник". Однако любивший розыгрыши и нетерпевший официоза Фоменко был отчислен оттуда на третьем курсе. А уже в 1955 году Петр Наумович закончил экстерном филологический факультет Московского педагогического института им. Ленина.

Позднее, в 1961 году, Фоменко закончил режиссерский факультет ГИТИСа (курс Горчакова, Охлопкова, Петрова). Вместе со своим педагогом Гончаровым Петр Наумович создал спектакль "Иркутская история" в театре-студии "Металлург" в 1959 году, а затем уже самостоятельно, лишь под присмотром педагога, поставил "Проводы белых ночей" - свой дипломный спектакль, - который состоялся на сцене драматического театра в Ногинске. В студенческом театре ГИТИСа он также принимал участие в постановке "Вид с моста".

Петр Фоменко. Молодые годы
Петр Фоменко. Молодые годы

60-е годы. Скитания

Одним из первых после выпуска из института стал спектакль "Микрорайон" (1962), поставленный в Московском театре Драмы и комедии ( в будущем - театр на Таганке). И уже отсюда начинаются трудности восприятия искусства Фоменко партийными органами. После этой работы режиссера обвиняли в том, что его постановка противоречит идеологической основе строя и является нарушением догм воспитания молодого поколения. Позднее работа на этой сцене (уже был театр на Таганке) продолжилась на спектакле "Дознание" (1967), но Фоменко также принимал участие в отдельных работах под руководством Ю.П. Любимова: делал отдельные сцены и эпизоды в постановках "Антимиры", "Павшие и живые".

Сцена из спектакля "Дознание" реж. П. Фоменко (Московский театр драмы и комедии на Таганке)
Сцена из спектакля "Дознание" реж. П. Фоменко (Московский театр драмы и комедии на Таганке)

При постановке спектакля "Дознание" активную позицию "начальника" занимал художественный руководитель театра - Ю.П. Любимов, - что не позволило в полной мере раскрыть замысел самому Фоменко. Позднее спектакль был закрыт, а Петр Наумович ушел из Театра на Таганке.

Параллельно, в годы обитания в упомянутом театре, Фоменко поставил два спектакля в Центральном Детском Театре: "Король Матиуш I" (1964) и "Приключения желтого чемоданчика" (1965). В эти же годы режиссер работал в театре им. Маяковского и поставил спектакль "Смерть Тарелкина" (1966). Причем задолго до этой постановки пьесу Сухово-Кобылина планировалась выпустить в Московском драматическом театре (театре на Малой Бронной), однако тогда история была закрыта ещё в период репетиций. В последствии и спектакль в театре Маяковского настигла та же участь, он был запрещен "за искажение классики".

Закрытие постановок в Москве заставляют Петра Наумовича "смотреть в сторону Ленинграда". Очень кстати в 1967 году для создания спектакля к 50-летию революции главный режиссер театра им Ленсовета Игорь Владимиров пришлагает Фоменко. Для осуществления поставленной задачи начинается работа над постановкой "Новая Мистерия-Буфф". Эта история - особая трагичная страница в судьбе Петра Фоменко и в судьбе театра имени Ленсовета.

«НОВАЯ МИСТЕРИЯ-БУФФ» ПЕТРА ФОМЕНКО

Выше представлен материал Петербургского Театрального Журнала о несостоявшейся постановке. Этот спектакль обещал быть значительным явлением театрального искусства того времени (по воспоминаниям очевидцев), но он был закрыт ещё до выпуска, а практически все результаты работы были уничтожены: не осталось фотографий и эскизов декораций, сохранились лишь афиша и эскизы 5 костюмов.

После череды запрещенных спектаклей молодого режиссера решается пригласить на постановку в театр на Малой Бронной (Московский драматический театр) Анатолий Эфрос. На рубеже 50-х - 60-х годов Фоменко уже создал на этой сцене два произведения: "Беспокойное наследство" (1958) и "Один год" (1961). Сейчас же Петр Наумович поставил здесь спектакль "Как вам это понравится" (1968), который так же, как и предыдущие, будет иметь недолгую жизнь (3 месяца).

В эти годы Фоменко успел поработать в самодеятельной студии МГУ. Там он поставил спектакли: "Человек, похожий на самого себе"(1968), "Татьянин день" (1970). А затем этот театр был закрыт, а Петр Наумович остался не у дел. Так заканчиваются 60-е годы в судьбе режиссера Фоменко.

70-е годы. Грузия. Ленинград

Отстутствие возможности работать крайне печально сказывалось на состоянии и настрое режиссера, который не мог жить без создания своих произведений, собственно, как и любой художник. В тот период он соглашался на любые предложения, и таким образом оказался в Тбилисском русском драматическом театре им. А.С. Грибоедова по рекомендации все того же Эфроса, где получил радушный прием и приют. Здесь были выпущены постановки "Свой остров" (1970) и "Дорога цветов" (1971).

После этого непродолжительного "путешествия" перед Фоменко вновь возникает проблема неустроенности. Однако, судьба здесь проявила дружелюбие по отношению к режиссеру, и при участиии своей жены Майи Тупиковой Фоменко попал в театр. С 1972 г. по 1981 г. Петр Наумович активно работал в Ленинградском театре Комедии: в 1972-1975 годах в должности режиссера, а с 1977 по 1981 год - главного режиссера. За это время им были поставлены изумительные спектакли: "Этот милый старый дом" (1972), "Троянской войны не будет" (1973), "Старый Новый год" (1974), "Родственники" (1974), "Мизантроп" (1975), "Муза" (1975), "Лес" (1978), "Пассаж в пассаже" (1978), "Опасно для жизни" (1978), "Свадьба. Юбилей" (1979), "Добро, ладно, хорошо" (1979), "Измена" (1980), "Тёркин-Тёркин" (1980), "Сказка Арденнского леса" (1981).

Афиши спектаклей Петра Фоменко в Ленинградском театре Комедии
Афиши спектаклей Петра Фоменко в Ленинградском театре Комедии

Однако и здесь было не всё гладко. Искусственно раздутый конфликт между главным режиссером Голиковым и очередным режиссером Фоменко в 1975 году заставил Петра Наумовича покинуть Театр Комедии. Он вновь оказался в Москве, где успел поставить 2 спектакля: "Экзамены никогда не кончаюся" (1976) в Центральном Театре Советской Армии и "Любовь Яровая" (1977) в Малом театре. А затем вернулся в Лениград и вступил в должность уже главного режиссера Ленинградского театра Комедии. Руководство тем коллективом не стало счастливой возможностью для Петра Наумовича. Недаром говорят: труппа, которая сумела "съесть" одного главного режиссера редко останавливается; так произошло и с Фоменко, который в 1881 году навсегда покинул этот театр.

Телеспектакли и кино

Компенсировать малочисленность театральной работы Петр Наумович пытался, работая на телевидении. Здесь он продолжал свои сценические поэтические поиски, переводя их на экран. На телевидении он создал следующие телеспектакли: «Новеллы о Ходже Насреддине» (1967); «Пиковая дама» по А. С. Пушкину (1969 и 1985); «Детство. Отрочество. Юность» (1970) и «Семейное счастие» (1972) по Л. Н. Толстому; «Повести Белкина. Выстрел» (1979), «Метель» (1982) и «Гробовщик» (1991) по А. С. Пушкину.

В 1975 году вышел первый телефильм Петра Фоменко "На всю оставшуюся жизнь" по повести Веры Пановой "Спутники". Эта картина пробивала себе путь в жизнь с большим трудом, руководство Лентелефильма при первом проссмотре вынесло вердикт - "Провал".

Фильм Фоменко "Почти смешная история", прославивший Ольгу Антонову, вышел на экраны в 1977 году. Помимо замечательной актрисы в этой картине также блистают замечательные Людмила Аринина, Михаил Глузский и другие.

Позднее, в середине 80-х, в 1985 году, Петр Наумович снял фильм "Поездки на старом автомобиле", где главные роли сыграли Людмила Максакова и Андрей Болтнев. Все киноработы мастера наполнены воздухом и светом искусства, герои его картин невероятно трогательные люди, а энергетика актеров, исполняющих эти роли, наполняет зрителей добром и теплом.

80-е годы. Педагогика

Вновь и вновь Петр Наумович остаётся без творческого дома. После ухода из Ленинградского театра Комедии А.А. Гончаров предложил сотрудничество своему бывшему ученику Фоменко. Он предоставил ему педагогическую ставку в ГИТИСе, а также работу в руководимом им театре им. Маяковского, где Петр Наумович выпустил спектакль "Плоды просвещения" (1985).

Свою деятельность в ГИТИСе Фоменко начал простым педагогом на курсе Ремеза, со студентами которого он создал постановку "Борис Годунов" (1984), которая до сих пор овеяна легендами. И уже в 1984 году Петр Наумович набрал свой первый курс в качестве мастера. С этими артистами режиссер сделал спектакли "Игроки" (1986) и "Пиковая дама" (1988).

"Главный курс" Петра Фоменко был набран в 1988 году. Пройти сложный отбор смогли: Полина и Ксения Кутеповы, Галина Тюнина и Мадлен Джабраилова, Карэн Бадалов, Юрий Степанов, Рустэм Юскаев, Андрей Казаков, Тагир Рахимов, а также режиссеры Ма Чжен Хун, Иван Поповски, Сергей Якубенко, Олег Любимов.

Полина и Ксения Кутеповы. Творческая судьба
Настя ПРО культуру1 августа 2022

Параллельно с обучением своих ребят Петр Наумович ставил спектакли в Московских театрах по приглашению их художественных руководителей. В это время началось его сотрудничество с театром им. Вахтангова, где он создал постановки "Дело" (1989) - после закрытого Гончаровым спектакля в театре Маяковского - и "Государь ты наш, батюшка" (1991). Также состоялась его работа "Калигула" (1990) в театре им. Моссовета, где главную роль сыграл Олег Меньшиков.

90-е годы. Дом-Мастерская

В 1993 году появился новый театр на карте Москвы - "Мастерская Петра Фоменко", где мастер стал художественным руководителем, а труппу составили артисты того самого курса, набранного в 1988 году, к которым присоединился Кирилл Пирогов, окончивший Щукинское училище. Позднее в труппу театра вливались выпусники последующих курсов Фоменко.

Вместе со своей "семьей" Петр Наумович выпустил спектакли: "Волки и овцы" (1992, ГИТИС), "Таня-Таня" (1996), "Свадьба" (1996), "Чичиков. Мертвые души, том второй" (1998), "Одна абсолютно счастливая деревня" (2000), "Семейное счастие" (2000), "Безумная из Шайо" (2001), "Война и мир. Начало романа. Сцены" (2001), "Египетские ночи" (2002), "Он был титулярный советник" (2004), "Три сестры" (2004), "Прости нас, Жан-Батист" (2006), "Как жаль" (2006), "Бесприданница" (2008), "Сказка Арденнского леса" (2008), "Триптих" (2009), "Театральный роман" (2012).

Более подробно о главном наследии Фоменко - "Мастерской Петра Фоменко" - мы поговорим в последующих материалах. Здесь лишь отметим, что в своём театре-доме Петр Наумович проработал до конца дней, лишь изредка и ненадолго покидая своих учеников. Так в 1994 году Фоменко поставил спектакль "Великолепный рогоносец" на малой сцене театра "Сатирикон", в 2000 году создавал постановки "Пиковая дама" и "Каменный гость" со студентами парижской консерватории. В 2003 году состоялась премьера мастера в Комеди Франсез - "Лес" А. Н. Островского. Вместе с этим продолжилось его сотрудничество с театром им. Вахтангова "Без вины виноватые" (1993), "Пиковая дама" (1996), "Воскрешение, или Чудо святого Антония" (1999)

Петр Наумович Фоменко (13.07.1932 - 09.08.2012)
Петр Наумович Фоменко (13.07.1932 - 09.08.2012)
Дом-Мастерская или "семейное счастье" Петра Фоменко
Настя ПРО культуру21 октября 2022

О том, каким именно было (и продолжает быть) искусство Фоменко, мы сможем поговорить в будущих статьях.

Пётр Наумович, нашему театру Вас очень не хватает.

Материалы:

  • д/ф "Петр Фоменко. Легкое дыхание" (реж. Татьяна Архипцова)
  • "Петр Фоменко. Энергия заблуждения" Н. Колесова
  • журнал "Театральная жизнь" № 2-3 (1013) - 2013
  • "Посиделки на Тверском" - Вечер Петра Фоменко в доме-музее М.Н. Ермоловой 18 февраля 2010 года - https://youtu.be/Ns4OK5qq6i0
  • д/ф "Семейное счастье Петра Фоменко" (реж. Татьяна Архипцова)
  • д/ф "Фома. Поцелуй через стекло" (автор: Ирина Жукова)

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить другие статьи о выдающихся деятелях и явлениях культуры.

#Петр фоменко #мастерская фоменко #советский театр #российский театр