Поздравляем с юбилеем Адольфа Степановича Курилова
Среди авторских работ художника есть настоящие жемчужины – это те, что гравированы рукой самого художника. В XX веке техника гравировки, требующая колоссальной трудоёмкости, постепенно потеряла свою значимость и была сохранена только благодаря отдельным энтузиастам, в числе которых был и Адольф Курилов. Впервые введённый им приём глубокой гравировки на хрустале – «контррельеф» – давал большие возможности для образной выразительности сюжета. Современники вспоминали, что на художественных советах произведения Курилова встречали аплодисментами. Гравированные фигуры в его работах настолько объёмны, что кажутся помещёнными в толще материала. Одна из самых лиричных – композиция «Жаворонок». На одной грани хрустальной вазы помещено изображение девушки, а на другой – юноши. Плоскости пересекаются, что символизирует неизбежную встречу молодых людей. В небе над ними парит жаворонок – символ пения души, гимна жизни.
На другой вазе – дерево, раскидистая крона которого образует венок, символизирующий счастье и вечное обновление. Композиции «Навстречу», «Искушение», «Чуть помедленнее, кони», «Наш путь», «Истина на дне», «Созвездие близнецов», «Песни Грузии» и многие другие имеют философскую направленность, отличаются значимостью идей, глубоким смыслом. В каждой из них – отражение какого-то чувства, застывший «миг желаний», который неизменно находит отклик в душах зрителей. Именно эта черта творчества Курилова заставляет останавливаться возле его произведений, подолгу вглядываться, размышлять…
Поразительно, насколько разные по характерам, но такие яркие по образности персонажи воплощены мастером в стекле. В них угадывается характер и самого автора, во всяком случае, одна из его черт – человеколюбие – просматривается явно. Курилов раскрывает духовный мир простого человека с симпатией и добротой. С пониманием и тонким юмором он показывает нам человеческие слабости, потребности и стремления души. Эта тема любви к человечеству – одна из основных в его творчестве. Другая тема – гимн труду, что неудивительно, потому что автор является великим тружеником, отдавшим любимому делу более полувека своей жизни! Сюжетные изображения органично соединяются со скульптурными формами стекла. В гравированных рисунках Курилова все люди — братья, похожи лицом друг на друга и на самого художника, который их создал. Он словно смотрит на зрителя глазами своих персонажей. Среди них Мастер, несущий на себе нелёгкую драгоценную ношу – свою судьбу, которой является стекло. Так автор видит самого себя. Пластина с названием «Одиночество» – тот же Мастер, но постарше, он сидит, опираясь руками на песочные часы – символ неумолимости времени. Усталые ссутулившиеся плечи его как будто и не плечи вовсе, а крылья, которые вот-вот расправятся, развернутся и превратятся в крылья ангела…
Произведения Адольфа Степановича Курилова стали продолжением лучших традиций отечественного стеклоделия, привнеся философскую составляющую общечеловеческих ценностей в многоголосие авторского стекла. Стекло, стихи или графика – все проявления таланта этого художника достойны восхищения. Коллектив Музея Хрусталя благодарит Адольфа Степановича за это хрупкое прекрасное искусство, за мастерство, талант и благородный труд. От всей души поздравляя художника с 85-летием, мы хотим ответить ему той же любовью и пожелать крепкого здоровья, добра и не покидающего вдохновения, а также возможностей для создания новых прекрасных произведений в стекле.
А. Чуканова. Хранитель фондовой коллекции стекла Владимиро-Суздальского музея-заповедника.
Приглашаем всех в Музей хрусталя имени Мальцовых посетить выставку «Истоки и Развитие. Художественное стекло Адольфа и Анны Куриловых», на которой можно увидеть работы Адольфа Степановича Курилова и его дочери Анны Адольфовны Куриловны.