Найти тему
ЭХ, ПРОКАЧУ!

«Премия» - о том, что виноваты все

Советские люди не очень любили производственные кинокартины. Это правда. Всем нравилось «о любви», и лучше всего – французское. Это – тоже правда. О перевыполнении плана и борьбе за качество было неинтересно смотреть – граждане видели это в своей реальности и получалось, как в том анекдоте, что заканчивался фразой: «Вот представь, ты на отдыхе, а вокруг тебя станки, станки, станки…». Поскольку анекдот не вполне приличен, я не буду его рассказывать от и до (однако, он есть в интернете, можете найти).

Кадр из фильма «Премия» (1974). Скриншот.
Кадр из фильма «Премия» (1974). Скриншот.

Сейчас эти фильмы смотрятся круто – в них чаще всего играли звёзды, а что они произносят – не так важно. Про цемент, щебенку и прораба – о, пожалуйста! Главное – как. Но даже и тогда имелось несколько сюжетов, которые нравились, ибо в них таилась интрига. «Премия» (1974) – это настоящий шедевр на все времена, хотя экономическая/политическая система давно сменилась. Хомо-сапиенс не меняется, и тема плановых заданий, приписок и нарушений отходит на десятый план, oбнажая суть человеческую.

Кадр из фильма «Премия» (1974). Скриншот.
Кадр из фильма «Премия» (1974). Скриншот.

Пьесу Александра Гельмана (не путать с его скандально-известным сыном-галеристом!) «Протокол одного заседания» охотно брали к постановке в столичных и провинциальных театрах. Публика – ходила. Сделано-то блестяще и напоминает стилистику Джона Бойнтона Пристли, который любил собрать «хороших» людей в замкнутом пространстве, и через полчаса они уже все – замараны, а к финалу – по уши в грязи и подумывают о бренности мерзопакостного бытия. В Советском Союзе драматургия Пристли была востребованной (например, вот).

Кадр из фильма «Премия» (1974). Скриншот.
Кадр из фильма «Премия» (1974). Скриншот.

Завязка «Премии» - на редкость эффектна. Бригада «дяди Васи» Потапова (Евгений Леонов) дружно отказывается от премии, а свои резоны бригадир выложит лишь на парткоме. Все в ступоре, ибо понимают, что дело-то нешуточное. Дядя Вася – не балабол, и если он такое устроил, то грядёт серьёзная разборка. Поэтому срочно собирают партком треста. В те годы шла линия по упрочению авторитета КПСС в рабочих коллективах, и неслучайно на роль парторга Соломахина взяли красавца Олега Янковского.

Кадр из фильма «Премия» (1974). Скриншот.
Кадр из фильма «Премия» (1974). Скриншот.

Тогда действительно на руководящие роли пытались «двигать» молодых и дельных мужиков, но их не пускали старшие товарищи 1900-1910-х годов рождения. Но это так, реплика в сторону, для антуража эпохи. Что характерно, именно парторг остаётся до конца чистым - Партия вне подозрений, а вот глава треста Батарцев (Владимир Самойлов) признаётся виновником. Подобно тому, как у Пристли главный подонок носит самую благопристойную личину, так и здесь – уверенный в себе мэтр оказывается подтасовщиком и по сути – преступником.

Кадр из фильма «Премия» (1974). Скриншот.
Кадр из фильма «Премия» (1974). Скриншот.

Вообще, Батарцева могли не только снять с должности, но и завести уголовное дело. Не факт, что посадили бы, но суд мог быть. Пересказывать коллизии – бесполезно и сами по себе они мало, что дают. Сводки, цифры, отчёты, речь плановика-экономиста Дины Павловны (блистательная Нина Ургант!) Суть – в выяснении отношений и развенчивании каждого из присутствующих (кроме парторга, разумеется, но и он косвенно виноват – Партия же в ответе за всё, и в дальнейшем Соломахин может слететь с должности).

Кадр из фильма «Премия» (1974). Скриншот.
Кадр из фильма «Премия» (1974). Скриншот.

Кроме того, в «Премии» показали не_идеальность советского человека – выясняется, что семеро членов бригады Потапова всё же получили премию. Тайком от правдолюбивого дяди Васи. В прессе эту фабулу обсуждали долго – пожалуй, до самого 1991 года, ибо актуальность не спадала, а в годы Перестройки ещё и усилилась. И теперь эта острая вещь не сделалась чем-то архаичным – сценарий-то не о плановых показателях и приписках, жульничестве, лживом пафосе. Она обо всех нас.

Кадр из фильма «Премия» (1974). Скриншот.
Кадр из фильма «Премия» (1974). Скриншот.

P.S. Кстати, режиссёром ленты был Сергей Микаэлян, снявший впоследствии одну из самых дивных и добрых комедий – «Влюблён по собственному желанию» (1982).