«Присказка есть: позвал смерть в гости, будешь на погосте».
Б. Акунин, «Любовник смерти»
В романе, цитатой из которого мы начали повествование, есть близкая нам тема – роковая вдова, в народе зовут их «чёрными». Название жуткое, позаимствовано у паучихи со скверным характером: эта кровожадная дама съедает партнёра после спаривания. У людей, конечно, всё обстоит более цивилизованно, но с тем же финалом: рядом с такой женщиной мужчины долго не живут. Одного убьёт внезапная трагедия вроде автокатастрофы, другого – злая болезнь, третий вдруг руки на себя наложит… Скорбный счёт потерь порой насчитывает 10-15 человек, в него попадают не только законные мужья, но и любовники…
Что за злой рок витает над этими дамами? Неужели всё это – всего лишь досадное стечение обстоятельств? Народ издавна подметил эту особенность, во многих культурах и религиях сформировалось боязливое отношение к вдовам, а в былые времена и вовсе варварское.
Так, в Индии ещё недавно практиковался обряд сати - самосожжение вдовы на могиле мужа. Британские колонизаторы боролись с этим дикарством, и к середине прошлого века искоренили. Хотя по сей день кое-где вспыхивают отголоски прошлого – и костры с несчастной вдовой. Но даже когда удалось победить жестокий ритуал сати, жизнь вдов в миру была ужасной – они становились изгоями наравне с неприкасаемыми. Разговор с вдовой, прикосновение к ней или её вещам, даже взгляд – пусть не преступление, но безрассудство, призывание беды в свой дом. Вдов не приглашали на свадьбы и торжества, а в некоторых племенах обривали наголо – дабы «пометить» и уберечь незнающих от осквернения.
Вдов умерщвляли в Мексике, Перу, Китае. Да и Европа, в целом, не отставала в этом плане: у болгар и сербов вдовы по сей день редко выходят вторично замуж, предполагается, что они продолжают жить с мужем и после его смерти. В моравских народных песнях мертвецы подымаются из могил и уводят к себе своих жен и невест. А у осетин вдова, оплакивая мужа, говорит «пусть истрескаюсь я и сгорю», отрезает себе косу, которую кладет в гроб мужа, что само по себе является для неё проклятием и порчей.
В то же время у древних греков, русичей и евреев для женщин, оставшихся без мужа, действовали более гуманные нормы. В Израиле не порицался повторный брак вдовы – но не более двух раз и желательно с родственниками умершего мужа. В Древней Греции вдовы оставались полноправными членами общества, наследовали имущество, им доставался почитаемый статус. В память об утрате они носили серебряное кольцо: подобной привилегии удостаивались лишь мудрецы. А в русской традиции овдовевшую женщину защищали и религия, и общественность: обидеть, обмануть вдову считались серьёзным грехом.
Тем не менее, большинство культур сходятся в одном: неоднократное вдовство – особая отметина, а не стечение обстоятельств.
«Чёрная вдова»: зарисовки к портрету
В упомянутом романе «Любовник смерти» юная носительница злого рока описывается так: дивно хороша собой, с мраморной белой кожей, гривой чёрных волос – и драматическим, неземным взглядом. Устоять перед ней невозможно, мужчины летят на неё, словно мотыльки – и сгорают в пламени страсти. Одним повезёт ненадолго стать мужем, а затем – быстрая смерть на войне, коих в России всегда хватало. Другие даже до венца не доживали, уносились в небытие непредсказуемыми случайностями: кто-то заденет нехорошую родинку во время бритья, кто-то разобьётся во время прогулки на карете – ошалевшие кони понесут и опрокинут несчастного с моста. Во всех печальных событиях нет прямой вины или умысла вдовы, однако народ испуганно шепчет, мол, неспроста все напасти на голову одной и той же барышни. Дескать, злая её красота, не от бога, а его первого врага…
Винить вдову не надо: она и сама убивается от горя, её сердце разбито, она принимает вину на себя. Поэтому даёт зарок – больше ни-ни, долой любовь, только жизнь в одиночестве. Но она так молода, хороша собой и притягательна, что не долго остаётся без очередного обожателя. Тот в курсе страшной славы избранницы, но не может противостоять влечению… История повторяется.
Самой известной «чёрной вдовой» в России была считалась дама из высшего света Санкт-Петербурга Штернваль Аврора Карловна. Аристократка из Финляндии, родом из знатного шведского рода, она впервые познала утрату в 20 лет: всего за несколько дней до свадебного торжества трагически погибает жених. Вскоре девушка принимает новое предложение руки и сердца от полковника Александра Муханова – «синеглазого демона», любови её юности. Снова была назначена свадьба, и снова накануне неё происходит страшное событие: Муханов скоропостижно умирает… Проходит два года. Красавица Аврора всё-таки выходит замуж, теперь уже за Павла Демидова, богача и мецената. Но опять стремительно становится вдовой… Проходит долгих шесть лет, и Аврора Штернваль решается на ещё одно замужество. Её избранником был сын знаменитого писателя и историка Андрей Карамзин. Любовь восторжествовала, и счастье было огромным – увы, недолгим: муж был убит на войне против турков… Даже романист Маслов, который осмелился писать об этой загадочной роковой женщине поэму, в процессе работы внезапно тяжело заболел и вскоре умер на больничной койке. До самой смерти, а скончалась она на 94 году жизни, Аврора Штернваль, хоть и пользовалась огромным успехом у сильной половины человечества, замуж так и не рискнула больше выйти. Она делала добро, как только могла, благо, средства позволяли: была видной благотворительницей, помогала студентам, поэтам, художникам, неимущим, ратовала за женское образование.
«Покрывало чёрной вдовы»
В чёрной магии есть злое заклинание – «покрывало чёрной вдовы». Если колдун наложит его на женщину (разумеется, без её ведома), то до конца дней её любовь будет приносить мужчинам только мучения и смерть. Поговаривают, что очень часто «чёрными вдовами» становятся именно из-за чьей-то жуткой мести. Кто-то недобрый завидует красоте и лёгкости нрава соперницы- и вершится зло. Разумеется, за содеянное придётся когда-нибудь ответить, но это не отменяет цепочки трагических смертей мужчин, которые полюбят заколдованную царевну.
«Просто такая сильная любовь…»
А что говорят психологи и экстрасенсы на этот счёт? Часть из них тоже твердят о злой карме, родовом проклятии или недобром слове, что произнесено в роковой час. Например, осерчавшая мать говорит дочери: «Пусть умрут все, кто тебя полюбит!». И если сошлись в нужной точке заповедные силы, её желание сбудется… Хотя та может и не помнить, что натворила на пике эмоций. Одним словом, иногда чёрное вдовство – расплата за былые грехи и чей-то горячий «приговор».
Другие парапсихологи считают, что в карусели смертей повинен первый муж. Первый вариант – он горячо любил жену, настолько, что не оставит в покое даже в загробном мире. И она тоже любила, не сумев забыть после утраты: таким образом супруги открывают двери страшным событиям. Муж словно прогоняет и устраняет живых соперников, и жена тому не противится - даже не догадывается, что происходит. Хотя фольклор часто намекает, дескать, не нужно жениться на вдове – нового мужа всегда будут сравнивать с усопшим, и почему-то он будет казаться почти святым.
Второй вариант «чёрного вдовства»: первым муж был энергетическим вампиром, злым тёмным гением. После кончины он не прекращает «качать энергию», делая это опять же через жену. Дело в том, что энергетика любви, страсти и секса очень сильна. Усопший вовсю использует ресурс, подключившись к каналу. В итоге новые избранники чахнут и умирают… Вампир, разумеется, тоже не воскреснет, но от этого не легче.
Кстати, эта версия нашла отражение в стихотворении Фета «Змей». По сюжету молодая прекрасная вдова вечерами принимает в своей горнице Огненного Змея. Едва небесный гость спускается в снопе искр к милому домику, окошко захлопывается – и слышны поцелуи да слова… На первый взгляд – всего лишь фольклор на основе преданий и легенд. Но в основе лежит многовековое поверье, что вдовы связаны с внеземными силами, вероятно, образ Змея и есть дух почившего супруга.
«Выпила из него все соки…»
Есть ещё один вид хронического вдовства – когда «вампиром» является женщина. У неё тяжелый характер, дурные привычки – или всё вместе. Жизнь с ней настолько тяжела и грустна, что мужчина очень быстро теряет силы, вероятно, в отчаянии даже призывает смерть на свою голову. Со временем болезнь или трагедия позволяет оборвать мучительное супружество: увы, сбежать от несносной дамы удаётся только на тот свет…
Эта теория имеет логическое объяснение, но остаётся непонятным, что влечёт других кандидатов к мадам с тяжёлым нравом. Снова на ум приходит лишь одно объяснение – рок, фатум.
«Таков твой удел…»
Говорят, жизненный путь каждого человека написан ещё до рождения в Книге Судеб. У кого-то он долгий, у кого-то трагически краткий. Люди с сильными экстрасенсорными возможностями умеют считывать эту предначертанность, но таких, истинных ясновидцев, крайне мало. Зато немало людей, которые подспудно угадывают чужую программу – и помогают ей реализоваться.
Экстрасенсы считают, что «чёрные вдовы» интуитивно угадывают печать рока, нависшую над мужчинами, поэтому выбирают их в мужья. Они всего лишь помогают сбыться событиям, которые предрешены. И настолько сильны в своей власти, притягательности, что «обречённые» не в силах противостоять влечению к такой женщине. Если это действительно так, то крайне печальное объяснение, но оно не лишено красоты: по крайней мере, перед уходом в Вечность человек познает любовь – после этого смерть не страшна.