В 1947 году на экраны вышла музыкальная комедия режиссера Григория Александрова «Весна» с Любовью Орловой и Николаем Черкасовым в главных ролях. Блестяще справились с ролями второго планы и такие актеры, как Фаина Раневская, Ростислав Плятт, Рина Зеленая.
1. Сценарий к фильму был написан по мотивам музыкального спектакля «Звезда экрана», который шел на сцене московского Мюзик-холла. Режиссер Григорий Александров и соавторы Морис Слободской и Александр Раскин закончили его 20 июня 1941 года - за два дня до начала войны… Но к съемкам приступили только через 6 лет. Тогда стало понятно, что сценарий устарел и его надо писать заново. Поменяли род деятельности главной героини. В первом варианте профессор Никитина занималась условными рефлексами в институте физиологии, но к тому времени рефлексология была признана «ошибочным направлением» в науке. Профессию меняли несколько раз: она должна была стать физиком,специалистом по взрывчатым веществам, пока не пришли к мысли, что героиня будет заниматься изучением солнечной энергии.
2. Прототипом Ирины Петровны Никитиной стала доктор химических наук Зинаида Ершова. Она была специалистом по атомной промышленности, ученую даму называли «русская мадам Кюри».
3. На роли профессора Никитиной и актрисы Шатровой режиссер взял свою жену и музу Любовь Орлову. Актрисе к тому моменту было 44 года. Картина стала последней ее крупной работой в кино. Впервые с начала своей кинематографической карьеры она сыграла не «девушку из народа» или иностранку, а образованную, умную, интеллигентную даму и талантливую актрису. И показала здесь многие свои таланты: она пела, отбивала чечетку, танцевала на пуантах.
4. Орлова очень переживала из-за возраста, поэтому у режиссера был ряд отработанных приемов, благодаря которым актриса выглядела моложе. Ее снимали только в определенных ракурсах и только с мягкой подсветкой снизу, а черно-белое изображение дополнительно скрадывало изъяны.
5. «Весна» стала первой кинокартиной, в которой появился знаменитый логотип «Мосфильма» с изображением скульптуры «Рабочий и колхозница». После войны на кино возлагали большие надежды, и для главной киностудии СССР было решено выбрать узнаваемую эмблему. Была собрана комиссия из деятелей искусств, в состав которой входила скульптор Вера Мухина. Большинством голосов была выбрана ее скульптурная композиция, которую знали не только у нас, но и за рубежом. В «Весне» можно видеть самый первый вариант заставки, когда снимали настоящую скульптуру. Чуть позже Мухина сделала маленькую гипсовую копию, которую было удобно снимать в павильоне. Сейчас заставка давно уже отрисована на компьютере, а миниатюра бережно хранится в музее «Мосфильма».
6. Несмотря на то, что фильм вышел под логотипом “Мосфильма”, основные съемки проходили на чехословацкой студии «Баррандов». Столичная киностудия тогда только восстанавливалась после войны. Декорации собирали по европейским кинокомпаниям. Часть съемок прошла в декорациях немецкого музыкального фильма «Девушка моей мечты».
7. «Весна» стала одним из первых советских фильмов со спецэффектами. Профессору Никитиной предстояло встретиться со своим двойником, но специалисты по комбинированным съемкам еще никогда не сталкивались с задачей, как в одном кадре показать двух героинь в исполнении одной актрисы. Команда долго пробовала разные варианты. В результате решение было найдено: половину камеры закрывали заслонкой, Любовь Орлова и Николай Черкасов вставали перед свободной частью и играли свою сцену. Потом пленка отматывалась, заслонка переставлялась, а Орлова в новом гриме и костюме переходила на другую сторону площадки и снималась уже с Михаилом Сидоркиным. Получился идеальный «двойник» без монтажа, склеек и лишних ухищрений с техникой.
8. Фразы из фильма «Весна» вошли в народный лексикон и стали крылатыми выражениями.
До сих пор можно услышать сказанную Маргаритой Львовной, героиней несравненной Фаины Раневской, цитату из стихотворения Семена Надсона: «Красота – это страшная сила!», или афоризмы Бубенцова, чью роль исполнил Ростислав Плятт: «Где бы ни работать, только бы не работать!» и «Пифагоровы штаны на все стороны равны».
9. За первый месяц проката музыкальную комедию посмотрели 18 миллионов зрителей СССР и Чехословакии, а десятки стран закупили фильм для своего проката. В том же году «Весна» участвовала в программе возрожденного Венецианского кинофестиваля и получила приз за лучший сценарий. Награду за лучшую женскую роль в тот раз было решено отдать двум актрисам - ее получили Любовь Орлова и звезда европейского кино Ингрид Бергман.
Читайте также:
Фото: Legion Media
Если вам понравился наш материал, ставьте лайк!