Найти тему
Тайны и люди прошлого

Прототип Синей бороды: французский барон Жиль де Рэ

Оглавление
гравюра Гюстава Доре к сказке о Синей Бороде
гравюра Гюстава Доре к сказке о Синей Бороде

Многие помнят свой первый детский "хоррор" - страшную сказку Ш. Перро "Синяя борода" о муже, убивавшем своих любопытных жен и хранившим их в тайной комнате, ключик от которой он торжественно вручал действующей жене с наказом его не использовать. Так вот, сегодняшняя история о реальном историческом персонаже ставшем прототипом Синей бороды, хотя сам он в этом скорее всего был и не виноват. Узнаем, почему борода именно синяя и как народная молва искажает факты.

Итак, звали будущего сказочного злодея Жиль де Монморанси́-Лава́ль, баро́н де Ре, граф де Брие́н, сеньо́р д’Ингра́н и де Шанту́ (1405 — 26.10.1440), в широких кругах он известен как Жиль де Рэ (фр. Gilles de Rays), или Жиль де Рец (фр. Gilles de Retz).

Родился в аристократической семье, получил блестящее, по тем временам, образование.

В 16 лет – женился на своей кузине, Катрин де Туар (родственнице дофина Карла (будущего короля Франции Карла VII), которая, к слову осталась его единственной женой и надолго пережила своего мужа.

В те времена, то вспыхивая, то затухая продолжалась война между Францией и Англией (впоследствии названная Столетней).

Знакомство с Орлеанской девой

С 1427 года Жиль де Рэ принимал участие в военных действиях против англичан. В то время подавляющее преимущество было у англичан, они заняли даже Париж. Дофин Карл размышлял о бегстве из страны, но именно в этот момент к нему прибыла Жанна д'Арк, которая вселила мужество не только в дофина и приближенных, но и во все, казалось бы сломленное войско французов.

Жиль де Рэ был под таким впечатлением от Жанны, что стал полководцем и доверенным лицом этой безродной деревенской девушке. Неожиданно он стал героем: везде следуя за Жанной, сражался рядом в битвах. Его заслуги были так велики, что уже в 25-летнем возрасте он получил звание маршала Франции.

Авторство: Фирмин-Ферон, Элуа. Agence photo de la Réunion des musées nationaux RMN, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=9761816        Gilles de Laval, sire de Rais. Портрет из галереи маршалов Франции в Версале.
Авторство: Фирмин-Ферон, Элуа. Agence photo de la Réunion des musées nationaux RMN, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=9761816 Gilles de Laval, sire de Rais. Портрет из галереи маршалов Франции в Версале.

    Накануне казни Орлеанской Девы, Жиль де Рэ, собрал и возглавил отряд наемников с которым попытался прорваться к Руану, чтобы спасти Жанну, но опоздал.

После еще немного повоевав с соседями, молодой маршал в 1433 году вышел в отставку и поселился в своем замке Тиффон в Вандее. Живя как он привык, на широкую ногу и не считаясь с тратами, приблизительно через восемь лет, он столкнулся с нехваткой средств. Закладывая свои земли и имения, в поиске выхода из ситуации Жиль де Рэ проявил некоторую оригинальность, и, в попытке предотвратить разорение обратился к алхимии и магии с целью получить золото из неблагородных металлов. Закономерно, что опыты, которые Жиль де Рэ проводил при содействии многочисленных окруживших его магов и алхимиков не давали ожидаемого результата, но это его не останавливало и в 1439 году он обратился за помощью к знаменитому в то время алхимику и некроманту (читать как: авантюристу и мошеннику) Франческо Прелати. Некромант пообещал содействие, с условием, что маршал должен был поклониться дьяволу в образе некого демона Баррона и доказать на практике свою верность темным силам.

Родственники Жиля де Рэ были не рады такому повороту дел, его жена уехала к родителям, а младший брат Рене добился раздела имущества. Главными кредиторами Жиля де Рэ были: бретонский герцог Иоанн и его канцлер, Нантский епископ Малеструа. Они скупили за бесценок почти все владения Жиля де Рэ, но при этом понимали, что заключенные договоры давали должнику право обратного выкупа. При этом, в случае смерти Жиля де Рэ, его владения навсегда отошли бы в их собственность.

Ходят слухи...

Неожиданно, стали распространяться упорные слухи, что бывший маршал проявляет склонность к садизму и сатанизму, и пользуясь своим высоким положением в обществе, приказывает своим слугам похищать детей, издевается над ними и убивает пряча останки в подвале своего замки. Говорили, что счет идет уже на сотни невинно убиенных жертв (от 200 до 800 детей). Добавляли, что злодей хранит головы самых симпатичных для него страдальцев.

К сожалению, в те темные времена жизнь ребенка бедных крестьян или ремесленников могла совсем ничего не стоить: во Франции ежегодно исчезали тысячи мальчиков и девочек. Множество маленьких бедняков, которых не могли прокормить родители, скитались по округе в поисках мелкого заработка или прося милостыню. Многие из них умирали или исчезали бесследно, ведь никто не мог точно сказать, что они погибли, или может быть прибились к труппе бродячих артистов или торговому каравану.

В августе 1440 года во время проповеди епископ Нантский Малеструа, сообщил прихожанам о том, что ему стало известно о гнусных преступлениях «маршала Жиля против малолетних детей и подростков обоего пола». Епископ потребовал, чтобы все лица которым что-либо известно о подобных преступлениях, сознались ему в них. На то время у Жана де Малеструа было единственное заявление об исчезновении ребёнка, которое было подано в его канцелярию супругами Эйсе за месяц до этого, и никаких фактов, изобличающих Жиля де Рэ, в этом заявлении не было. Однако проповедь произвела впечатление в обществе и скоро в его канцелярию поступили заявления о пропаже еще 8 детей.

Суд и получение доказательств

13 сентября 1440 г. епископ вызвал Жиля де Рэ на духовный суд, где ему были предъявлены первые обвинения в служении дьяволу и ереси. Барон смело явился в суд, где согласился признать за епископом право судить его. По какой-то причине де Рэ не воспользовался своим правом неподсудности любой власти, кроме королевской, благодаря которой мог бы избежать данного судилища. Но он дал согласие на суд и тем, можно сказать подписал себе приговор.

Прелати и еще не успевшие сбежать слуги барона были арестованы и отправлены в Нант. Их подвергли пыткам, с помощью которых были получены нужные судьям показания.  

Сам Жиль де Рэ сначала держался твердо, отрицая все пункты обвинения. Жиль де Рэ был отлучен от Церкви и прокурор, разобрав пункты обвинения предъявил ему дебош в церкви и оскорбление святынь, служение дьяволу, богоотступничество, ересь.

В обмен на снятие отлучения, и, что немаловажно, после пыток, Жиль де Рэ готов был сознаться в убийстве всех 800 приписываемых ему молвой детей, однако суд снисходительно остановился на 140 жертвах. При этом суд установил, что в магических целях убит был только один из этих детей. Этот факт инквизиторы сочли недостаточным, и они потребовали подвергнуть де Рэ очередной пытке. В ответ Жиль де Рэ крикнул обвинителям: «Разве я уже не взвел на себя таких преступлений, которых хватило бы, чтобы осудить на смерть две тысячи человек!».

Признания после пыток были даны бывшим маршалом также с целью получения "последней милости" - удушения перед сожжением.

В конце концов, Жиль де Рэ был приговорен к повешению и сожжению трупа. Приговор был приведен в исполнение 26 октября 1440 г.

После казни

В замках принадлежащих Жилю де Рэ, вопреки слухам, не нашли ни одного трупа. Бесспорно доказанными судом можно считать лишь занятия алхимией и попытки вступить в контакт с демоном маэстро Прелати. Все признания де Рэ, на основании которых его осудили и казнили и в связи с коими он вошел в историю как садист и убийца, были получены посредством жестокого морального воздействия и пыток.

Напрашивается вывод, что герцог Бретани Иоанн V решил прибрать к рукам часть замков, принадлежавших барону и путем подкупа и давления на окружение смог устранить хозяина замка сфальсифицированным судебным процессом.

Хронист XV века Монстреле так писал о приговоре, вынесенном Жилю де Рэ: «Большинство дворян Бретани, особенно те, что находились с ним в родстве, пребывали в величайшей печали и смущении от его позорной смерти. До этих событий он был гораздо более знаменит как доблестнейший из рыцарей».

Так откуда взялась Синяя борода?

Разумеется, Жиль де Рэ не красил бороду в синий цвет. Вероятнее всего, в какой-то период времени у него не было бороды: «синебородыми» в то время называли мужчин, выбритых «до синевы». Возможно дело тут в ошибке перевода.

Собирая легенды, Шарль Перро записал и такую: мимо замка Жиля де Рэ ехали граф Одон де Тремеак и его невеста Бланш де Лерминьер. Барон пригласил их на обед. Но когда гости уже собрались уезжать, он приказал бросить графа в каменный мешок, а испуганной Бланш предложил стать его женой. Та отказалась. Тогда он повел ее в церковь и стал пылко клясться, что в случае согласия «навсегда отдаст ей душу и тело». Бланш согласилась — и в тот же миг превратилась в Дьявола синего цвета. Дьявол засмеялся и сказал барону: «Теперь ты в моей власти». Он сделал знак — и борода Жиля тоже стала синей. «Теперь ты не будешь Жилем де Лавалем, — прогрохотал Сатана. — Тебя будут звать Синяя Борода!»

Само имя барона было столь популярно, что неоднократно упоминалось в устных сказаниях, а народная фантазия превратила замученных детей в убитых жен.

Спасибо за прочтение!

Пожалуйста, порадуйте автора лайком и подпиской!