Найти тему
Polinara Art

Мане

Для Мане, как для большинства импрессионистов, особо значимой стала работа "Рождение Венеры" Кабанеля. Дело в том, что она имела успех и пользовалась огромной популярностью во Франции. В то время был огромный спрос на работы в стиле "Рождение Венеры" - мужчины были без ума от прекрасной томной богини, женщины умилялись очаровательным путти, поэтому Эдуард Мане решил представить свою работу "Завтрак на траве" парижскому салону.

Александр Кабанель Рождение Венеры. 1863
фр. La Naissance de Vénus
Холст, масло. 130 × 225 см
Александр Кабанель Рождение Венеры. 1863 фр. La Naissance de Vénus Холст, масло. 130 × 225 см

Стоит немного рассказать о том , что представлял собой парижский салон в то время. Le Salon существовал не один век (с 1667 года) - это самая престижная выставка во всей Франции, технически, он имел монополию на все выставки в стране. Картины на эти выставки отбирались очень строгим и самое главное очень консервативным жюри, которое, мягко выражаясь, не поощряло творческих экспериментов. Вот что писал Огюст Ренуар в своём письме о салоне:

"Попытаюсь Вам объяснить, почему я хочу выставиться в Салоне. Во всем Париже едва ли наберется пятнадцать любителей, способных оценить художника без помощи Салона, и тысяч восемьдесят человек, которые не купят даже квадратного сантиметра холста, если художник не допущен в Салон."
Le Salon
Le Salon

И так, вдохновленный огромным спросом на работы в стиле Кабанеля, Мане решил представить салону свою работу в стиле «Рождение Венеры» - «Завтрак на траве». Результат был шокирующий. Работу не просто не приняли, жюри было разгневано, некоторые предлагали уничтожить холст, называли это безобразным произведением и его даже запретили к просмотру беременным!

Эдуар Мане Завтрак на траве. 1863
Le déjeuner sur l'herbe
Холст, масло. 208 × 264,5 см
Эдуар Мане Завтрак на траве. 1863 Le déjeuner sur l'herbe Холст, масло. 208 × 264,5 см

Что же эта работа так шокировала парижан? Дело в том, что раньше, как правило, женская нагота изображалась лишь у греческих богинь, нимф, жриц, Моне же представил абсолютно нагую и, самое ужасное, настоящую женщину в окружении мужчин. Зрители впервые увидели на холсте не миф, а реальную жизнь, ту ее часть, которую достопочтенные парижане привыкли скрывать от общества и своих жён. Но одна деталь шокировала больше всего – женщина на картине с вызовом смотрела им прямо в глаза (такое встречается достаточно редко в живописи). Разумеется, они бы ее не приняли, но к счастью, это не конец этой истории.

Это событие стало одним из самых важных в мировом искусстве, поставило точку в классическом искусстве и отрыло дверь в новое – где многое дозволялось.

Дело в том, что салон в тот год отверг не только Моне, но и других художников. Их оказалось гораздо больше, чем в предыдущие годы. Разразился скандал. Поэтому император Наполеон III разрешил открыть отвергнутым свою выставку, которую назвали "Салон Отверженных".

Самое удивительное, что туда хлынули зрители (в основном из желания посмеяться, конечно). Но в итоге "Салон Отверженных" посетило гораздо больше зрителей, чем официальную выставку! Экспозиция вызывала целый шквал эмоций, и, разумеется, большую их часть принял на себя «Завтрак на траве» Моне.

Спустя два года Эдуард Мане написал "Олимпию", нагую красавицу в позе греческой богини, но при этом, очевидную куртизанку, которая так же смотрела прямо в глаза парижскому обществу. Он не маскировал настоящую женщину под богиню, тем самым сбросив с искусства слой фальши и открыв новую страницу в истории живописи.

Эдуар Мане Завтрак на траве. 1863
Le déjeuner sur l'herbe
Холст, масло. 208 × 264,5 см
Эдуар Мане Завтрак на траве. 1863 Le déjeuner sur l'herbe Холст, масло. 208 × 264,5 см