Нефтяные компании уйдут, но наши народы останутся
Экологические проблемы Каспия и его побережья являются следствием экономического развития прибрежных стран региона.
Последствия экологических проблем для общества могут быть условно разделены на две категории - прямые и косвенные. Прямые последствия выражаются, например, в потере биологических ресурсов (промысловых видов фауны и их кормовых объектов) и могут быть представлены в денежном выражении. Так, могут быть подсчитаны потери стран прикаспийского региона от неуклонного сокращения запасов осетровых, выраженные в сокращении продаж. Сюда должны быть отнесены затраты на компенсацию нанесенного ущерба (например, на строительство рыборазводных заводов).
Косвенные последствия представляют собой потерю экосистемами способности к самоочищению, утрату их равновесия и постепенный переход в новое состояние. Для общества это проявляется в уменьшении эстетической ценности ландшафтов, создании менее комфортных условий существования населения и т.д. Кроме того, дальнейшая цепочка потерь приводит, как правило, к прямым экономическим потерям (туристический сектор и пр.).
Главным загрязнителем моря, безусловно, является нефть. Даже если не брать в расчет крупные катастрофы, связанные с одномоментным попаданием в море крупных объемов нефти и нефтепродуктов, есть небольшие потери нефти при добыче и транспортировке. Согласно общепринятым расчетам, на каждый миллион тонн добытой в мире нефти приходится в среднем 131,4 т потерь.
Нефтяные загрязнения опасны тем, что подавляют развитие фитобентоса и фитопланктона Каспия, представленных сине-зелеными и диатомовыми водорослями, снижают выработку кислорода, накапливаются в донных отложениях. Увеличение загрязнения отрицательно сказывается и на тепло-, газо-, влагообмене между водной поверхностью и атмосферой. Наиболее наглядно влияние нефтяного загрязнения на водоплавающих птицах. В контакте с нефтью перья утрачивают водоотталкивающие и теплоизолирующие свойства, что быстро приводит к гибели птиц. Кстати, в различных частях Каспия неоднократно отмечалась массовая гибель птиц.
Вместе с тем следует отметить, что основной объем загрязнений (90% от общего) поступает в Каспийское море с речным стоком. Это соотношение прослеживается почти по всем показателям (нефтеуглеводороды, фенолы, органические вещества, металлы и др.).
Свою оценку экологическому состоянию Каспия в интервью газете «Бакинский рабочий» дал старший научный сотрудник Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН (Россия) Станислав Притчин.
- Экологическая ситуация на Каспии находится в стабильно тяжелом состоянии в силу целого комплекса факторов, - прежде всего отметил эксперт. - Во-первых, речь идет о геологической особенности водоема - это стоковое море. Имеется в виду, что в Каспий впадает 140 рек и ни одна не вытекает. Соответственно, любые экологически проблемы даже в одной из этих рек, автоматически становятся проблемой всего моря. Это существенный момент, который на протяжении уже десятков лет влияет на экологию уникального моря.
Второй фактор - экономическая деятельность на Каспии в сфере добычи нефти и газа. Безусловно, имеются статистические нормы потери нефти при добыче и транспортировке. То есть автоматически это все равно происходит. В том числе экологическому загрязнению моря способствует вода, загружаемая в танкеры, дабы они не ходили порожними и которая потом сливается в море с остатками нефти и нефтепродуктов.
Более того, на севере Каспия с целью обеспечения добычи нефти на казахстанском месторождении Кашаган по причине маловодья вынуждены были создавать искусственные острова. То есть в результате экономической деятельности человека меняется даже геология Каспия.
- Как утверждают ученые, уровень Каспия 100 лет назад был на два метра выше, чем сегодня. Ежегодно наблюдается понижение его уровня на 10 сантиметров…
- Вопрос обмеления Каспия сложен сам по себе. Если мы рассматриваем его уровень в ретроспективе 100 лет, то да, налицо процесс обмеления. Но в более отдаленной перспективе Каспий переживал разные периоды - как повышения, так и понижения уровня воды. Достаточно вспомнить, что в XII веке, когда была построена Девичья башня (Гыз галасы), она стояла на берегу моря. Да и в Гобустане, там, где расположены пещеры, видно, как менялся уровень моря. Такие колебания уровня Каспия объясняются серьезными геологическими изменениями.
- Не постигнет ли Каспий участь Арала, погибшего от обмеления?
- Если Каспий сравнивать с Аральским морем, то вряд ли мы можем тут говорить об одинаковой проблеме. Ситуация с Аралом совсем иная. Так как данное море находилось в пустыне, то был нарушен баланс поставки воды из двух крупных рек - Амударьи и Сырдарьи. Из-за строительства огромных плотин верх по течению и использования воды для сельского хозяйства, приток воды в море был нарушен с перспективой на десятилетия. В итоге Арал стал получать все меньше воды и постепенно мелел.
В Каспии мы такого не наблюдаем. Все реки продолжают впадать в море и приносить «достаточно» воды. Аналогии с Аралом я тут не вижу.
- Насколько эффективно прикаспийские страны сотрудничают между собой в деле защиты экологии Каспия?
- Прикаспийские государства с самого начала переговоров о статусе Каспия большое внимание уделяли экологической повестке. Не зря на одном из мероприятий высокопоставленных представителей прикаспийских государств в 2003 году была подписана Тегеранская конвенция о защите окружающей среды, которая вступила в силу в 2006 году. А в рамках соглашения о международно-правовом статусе Каспия (2018 г.) был подписан специальный протокол по защите окружающей среды, регламентирующий экономическую деятельность и прописывающий жесткие стандарты и нормы запуска любых трансграничных экономических проектов.
То есть этот вопрос находится в сфере внимания переговорщиков, и нормативно-правовая база достаточно существенна для реализации необходимых мер по защите экологии на Каспии.
В то же время следует понимать, что море большое, акторов и экономических игроков, работающих здесь, очень много, и не все можно четко прописать и регламентировать. Не всегда хватает надзорных инструментов по контролю за соблюдением экологических норм. Для этого необходимо разрабатывать специальные суда, которые осуществляли бы мониторинг загрязнения, выявляли взаимосвязь их с деятельностью крупных нефтедобывающих компаний, чтобы затем была возможность оперативно реагировать.
- Национальная академия наук Азербайджана в сотрудничестве с РАН планирует создать консорциум, в который могут войти страны Каспийского региона в целях защиты его экологии. Насколько перспективна эта идея?
- Полагаю, что любые инициативы и любые шаги, нацеленные на защиту Каспия, должны приветствоваться и поддерживаться соседями, ведь это в общих интересах. Отрадно, что экология является составной частью переговорного процесса, ибо все понимают: да, нефть сегодня добывают, но потом, когда нефтяные запасы истощаться и нефтяные компании уйдут, то наши народы никуда не денутся, а продолжат жить на берегах Каспия. Поэтому очень важно сохранить его в максимально первозданном виде, в максимально защищенной экологической ситуации. И это все необходимо, чтобы оставить Каспий будущим поколениям как минимум в том же виде, в котором мы его еще видели.