Найти в Дзене

ПОСЛАНИЕ ИАКОВА (ч.15): БЫТЬ ИСПОЛНИТЕЛЯМИ СЛОВА, А НЕ ТОЛЬКО СЛУШАТЕЛЯМИ

Подобно тому как Иаков настаивает, чтобы мы всегда были прилежными слушателями спасающего слова, он также настаивает на том, чтобы мы были ему покорны. Это слово должно действовать в нас. «Будьте же исполнителями слова, а не слушателями только, обманывающими самих себя. Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале: он посмотрел на себя, отошёл и тотчас забыл, каков он. Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нём, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своих действиях» (Иак. 1:22–25). Стих 22. Слово «исполнители» является характерным для книги Иакова (срав. 1:22, 23, 25; 4:11). В 4:11 оно означает того, кто «хранит» или «соблюдает» закон, в отличие от того, кто «судит» закон. В других местах Нового Завета это слово встречается в классическом смысле, означая «поэт» или «стихотворец» (Деян. 17:28). В Рим. 2:13 (как и здесь) оно противопоставляется «просто слуш

Подобно тому как Иаков настаивает, чтобы мы всегда были прилежными слушателями спасающего слова, он также настаивает на том, чтобы мы были ему покорны. Это слово должно действовать в нас.

«Будьте же исполнителями слова, а не слушателями только, обманывающими самих себя. Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале: он посмотрел на себя, отошёл и тотчас забыл, каков он. Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нём, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своих действиях» (Иак. 1:22–25).

Стих 22. Слово «исполнители» является характерным для книги Иакова (срав. 1:22, 23, 25; 4:11). В 4:11 оно означает того, кто «хранит» или «соблюдает» закон, в отличие от того, кто «судит» закон. В других местах Нового Завета это слово встречается в классическом смысле, означая «поэт» или «стихотворец» (Деян. 17:28). В Рим. 2:13 (как и здесь) оно противопоставляется «просто слушателям». Иаков не имеет в виду, что его читатели — это неверующие, для которых уже достаточно хотя бы услышать благую весть. Скорее, он пишет христианам, делая акцент на их образе жизни и поведении. Некоторые из них считали, что достаточно просто стать христианами и не стремились к возрастанию. Глагол, который обычно означает «становиться», стоит здесь в форме повелительного наклонения и, возможно, означает «продолжайте быть или становиться» или «проявляйте себя всё больше и больше» (например, Мф. 10:16; 24:44; 1 Кор. 14:20; 15:28; Еф. 5:1).

Вслед за своим увещеванием Иаков приводит пример, чтобы показать, что он имеет в виду. Обратите внимание на слова о воздержании, добрых делах и благочестии в конце этой главы. Иисус также возмущался лицемерием тех, кто «проповедуют, но не исполняют сами» (Мф. 23:3; срав. 7:21, 24–27; Лк. 8:21; Ин. 8:31; 13:17).

Говоря о «слушателях только», Иаков не имел в виду чтение закона Моисея в синагогах, хотя история сохранила жалобы на то, что многие только слушали закон. Он пишет о христианах, которые не делают ничего из того, о чём он пишет в своей книге. Он пишет о тех, кто слышат, читают и даже изучают «закон совершенный, закон свободы» (ст. 25), но при этом никак его не исполняют. Те, кто лишь слушают, но не поступают праведно, обманывают самих себя о своём положении перед Богом. Возможно, им даже «нравится» слушать проповедуемое слово или, возможно, они читают его, полагая, что тем самым уже служат Господу; но поскольку они не исполняют это слово, их вера напрасна.

Стих 23. В качестве иллюстрации своих слов Иаков рассказывает притчу о бесполезности одного лишь слушания Божьего слова. Он уподобляет это слово зеркалу, в котором мы видим, какие мы есть на самом деле и как далеки мы от тех, какими должны быть. Если, посмотрев в это зеркало, мы даже не пытаемся исправиться, то мы похожи на человека, который смотрит на себя в обычное зеркало и ничего от этого не приобретает.

Причастие «рассматривающий» образовано от глагола со значением «смотреть внимательно, изучая и размышляя» (Лк. 12:27; срав. также 12:37; Деян. 7:31; 11:6). То есть речь идёт не просто о брошенном мельком взгляде (как считают некоторые комментаторы), а о том, что он проводит перед зеркалом какое-то время, а затем уходит, ничего не помня. Противоположное отношение выражено в глаголе «пребудет» в ст. 25.

Фраза «природные черты лица своего» буквально переводится как «лицо, данное при рождении» (обратите внимание на «круг жизни» в 3:6), то есть лицо или внешность, с которыми человек родился в физическом смысле. Образ же, который мы видим в зеркале Божьего слова, это наш духовный образ или наше духовное состояние.

Современные зеркала представляют собой покрытое ртутной амальгамой стекло. В древности зеркала делали из отполированного металла, обычно сплавов олова или меди, или серебра, или золота; в отражении отполированной поверхности можно было увидеть своё лицо.

Стих 24. Этот стих подразумевает, что зеркало обнаруживает что-то, что нуждается в улучшении или исправлении. Человек подходит к зеркалу посмотреть, как он выглядит: нужно ли причесать или подрезать волосы, или умыться, и т.д. Когда человек видит своё отражение, то его взгляду открываются как хорошее, так и плохое.

Иаков не развивает эту иллюстрацию полностью, ограничиваясь размышлением о нравственном состоянии человека на фоне требований Божьего слова. С нашей точки зрения, можно подумать об образе Иисуса, которому мы должны подражать и в который возрастать. В таком случае личность, которой желает нас видеть Бог, приобретает конкретные черты. Будет уместно поразмышлять над учением Нагорной проповеди и другими отрывками Нового Завета, где рассматриваются вопросы морали и этики. В них мы находим тот наш образ, такое изображение нас, какими нас желает видеть Бог. Когда мы его рассматриваем, мы видим себя в свете Божьей воли; мы видим свои недостатки и свои обязательства. Окажется ли этот опыт для нас полезным, зависит от того, насколько мы похожи на человека из притчи Иакова.

Стих 25. Некоторым людям идёт на пользу смотреть в физическое зеркало; некоторым людям идёт на пользу смотреть в зеркало Божьего слова. Но только при условиях, упомянутых в этом стихе. Глагол, переведённый как «вникнет», буквально означает «рассматривать, склонившись» и обычно используется в значении «тщательно исследовать». Так, ангелы, изумляющиеся спасению людей, «желают [в это] проникнуть» (1 Пет. 1:12; также см. Ин. 20:5, 11). Если мы хотим стать такими, какими желает нас видеть Бог, мы не должны заглядывать в Его слово лишь мельком.

Фразу «закон совершенный» следует толковать в этом контексте как то же, что и «слово истины» (ст. 18), «насаждаемое слово» (ст. 21), просто «слово» в ст. 22 и, возможно, «веру» из 2:1. Иаков называет его «законом», подразумевая под этим словом всю истину или всё слово (учение), которое составляет основу религии Иисуса Христа. Это слово звучало в проповеди апостолов Иисуса, а затем было записано, образовав свод книг, известных нам как Христианские Писания Нового Завета. О том, в каком смысле следует считать его «законом», будет рассмотрено ниже. Нет никаких сомнений, что Иаков использует его в обобщённом значении всего евангельского учения.

Почему Иаков называет этот закон или слово совершенным? Евангелие является совершенным законом, потому что оно более позднее и более полное по сравнению с законом Моисея — более высоким и просвещающим откровением Божьей воли, чем предыдущий закон. С точки зрения христианства, оно является последним и полным откровением Божьей воли (срав. Иуд. 3). Христиане не ждут «откровения последних дней». Что бы ни означало слово «закон» в 4:11 (см. настоящий стих), Иаков нигде не противопоставляет слово истины закону Моисея в том смысле, как это делали Пётр (Деян. 15:10) и Павел (например, в Гал. 5:4; 4:9; Рим. 7:2; Еф. 2:14; Кол. 2:14). Однако ничто в книге Иакова и не отрицает этого, и его мысли изложены именно в этом направлении, особенно в настоящем отрывке и в 2:12. Новозаветные авторы считали евангелие исполнением и логическим завершением Ветхого Завета (Деян. 24:14, 15; Рим. 13:8–10), особенно по отношению к его цели и требованиям морали. Евангелие достигает того, чего закон пытался, но не мог достичь (Рим. 8:3; Гал. 3:11; Евр. 7:19). Но евангелие превосходит закон и в качественном отношении. Оно открывает вещи, которые раньше даже не могли себе представить (1 Кор. 2:9–12; 1 Пет. 1:10–12). Как церковь лучше и совершеннее скинии (Евр. 9:11), так и слово истины, как закон, пришедший на смену закону Моисея (Евр. 7:12), является законом совершенным.

Насколько оправдано то, что Иаков называет слово истины законом? Однажды Павел сказал, что христиане больше не находятся под законом, но под благодатью (Рим. 6:14; также см. Ин. 1:17). Павел говорил не о том, что мы не живём под определённым законом (Моисея), а о том, что евангелие — это не свод законов, а благодать. Как же тогда понимать то, что Иаков (да и сам Павел в других местах) называет евангелие законом (Гал. 6:2, «закон Христа»; Рим. 3:27, «закон веры»; 8:2, «закон Духа»)? Ответ на это вопрос — в значении слов, определяющих этот термин. Так, в послании Иакова он находится в определении закон свободы.

Фраза Павла «закон веры», вероятно, означает то, что мерилом исполнения этого закона является скорее вера, а не дела; «закон Духа» — это закон, который требует подчинения водительству Святого Духа, который дал Христос и который обитал в Нём (Рим. 8:2). «Закон Христов» в Гал. 6:2, судя по всему, означает «новую заповедь» Христа (Ин. 13:34); «закон любви» (который, несомненно, то же самое, что и «закон царский» в Иак. 2:8) — это та «заповедь древняя, которую вы имели от начала», которая одновременно является и новой (1 Ин. 2:7). Фраза «закон свободы» (которая по сути является парадоксом, поскольку сама природа закона предусматривает ограничение, а не свободу) означает свободу во Христе как закон жизни.

Понять евангелие Христа можно только при условии понимания этого парадокса. В противном случае можно прийти либо к законничеству, либо к полному отвержению морали (другой крайности). В Гал. 5:1 Павел говорит о том, что Христос освободил нас; однако мы не должны рассматривать эту свободу как лицензию на вседозволенность (Гал. 5:13). Христиане должны подчиниться закону любви, чтобы стать рабами (буквальный перевод слова «служить» в данном контексте) друг для друга (5:13). Это, как если бы раб, которому хозяин официально предоставил свободу, захотел и дальше быть рабом (по своей собственной воле или свободе), движимый огромной любовью к своему хозяину. Слово Христа является законом в том смысле, что оно открывает нам волю Христа, то, чего Он желает от нас. Послушание — это «покорность вере», которая основывается на благодарности или любви к Богу и Христу за их благодать (Рим. 16:19; см 16:26). Таким образом, согласно «слову истины» как системе спасения, «мы не под законом»; однако, если трактовать его как испытание веры и любви ко Христу, тогда мы все «подзаконны Христу» (1 Кор. 9:21). Парадоксальные высказывания характерны для всего христианского учения. Если кто-то относится к «заповедям», содержащимся в учении Христа или Его апостолов, как перечню обязательств, исполняя которые он может заработать спасение как награду за своё «послушание», то такой человек — законник, не понимающий сути благой вести Христа. Но если кто-то решит, что, будучи свободным от закона, он может выбирать в учении истины и следовании ей лишь то, что совпадает с его желаниями и склонностями, то такой человек — распутник и еретик (Тит. 1:15, 16; 3:10, и т.д.).

Иаков сам показывает, что закон свободы не означает, что христианин свободен от обязательств. Если он выказывает лицеприятие и не имеет сострадания к бедным, то он грешит (2:9) и подлежит суду без милости (2:13). Если он учит заблуждениям, то будет осуждён с большей суровостью (3:1). Если он любит мир, то вообще становится врагом Христу (4:4) и грешником (4:8). Если он злословит, то попадает под осуждение (5:12). Или если он уклонится от истины, то может погибнуть (вторая смерть) (5:20).

Какую удивительную систему даровал нам Иисус Своей смертью! «Любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам. Ибо Христос, когда ещё мы были немощны, в определённое время умер за нас» (Рим. 5:5, 6). Если бы мы служили Богу, движимые подобными мотивами, это значительно изменило бы и наше поклонение, и наше служение. Кто счёл бы любое «обязательство», возложенное на него таким Спасителем, бременем? У кого бы хватило дерзости служить такому Господу, как хочется или «думается» ему самому?

Слушатель, который вникнув в закон свободы, отвечает делом, будет благословлён.

Использованный Иаковом глагол «пребудет» имеет здесь тот же смысл, что и у Павла в Фил. 1:25, где тот говорит, что по-прежнему живёт среди церквей. Однако именно Иоанн придал этому слову характерный для Нового Завета смысл, когда подчёркивал необходимость продолжать жить или пребывать в слове (Ин. 8:31; 2 Ин. 9). Также смотрите 1 Тим. 2:15; 2 Тим. 3:14. Иаков использует его в очень похожем смысле, подразумевая, что за вниканием в слово должно следовать действие.

Выражения «слушатель забывчивый» и «исполнитель дела» буквально звучат как «слушатель забывчивости» и «делатель дела». Иными словами, не тот, кто «слушает, забывая», а «активный труженик». Похожие конструкции можно встретить в Лк. 16:8, где «управляющий неверности» переведён как «управляющий неверный», а также в Иак. 2:4: «судьи с худыми мыслями» (Синодальный Перевод) и «побуждаемые неправедными мыслями» (Современный Перевод).

«Блажен будет в своих действиях» — этими словами автор говорит о Божьей «похвале» или награде. Сравните со словами Иисуса в Ин. 13:17. В притче Иисуса о благоразумном и безрассудном домостроителях (Мф. 7:24–27) благословение заключалось в крепости дома. Благословен или блажен тот, кто делает, кто без принуждения, в свободе своего духа постоянно применяет на деле Божьи заповеди.

Служить Богу и изучать Библию / Serve God and study the Bible (Google Мои карты)