Найти тему
ВТБ Страна

Летнее настроение в стихах русских поэтов: от Пушкина до Бродского

Оглавление
Борис Кустодиев. «На Волге», 1922 год, Санаторий «Узкое» Российской академии наук, Московская область © Public domain
Борис Кустодиев. «На Волге», 1922 год, Санаторий «Узкое» Российской академии наук, Московская область © Public domain

«Ах, лето красное! любил бы я тебя…» — писал Александр Пушкин. Полистаем томики стихов, чтобы понаблюдать, с каким настроением русские поэты писали о летних днях, кто любил зной, кому облака напоминали львов и почему Бродский скучал летом — узнаем из нашего материала.

Александр Пушкин: зной да пыль

Иван Шишкин. «Рожь», 1878 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain
Иван Шишкин. «Рожь», 1878 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain

Александр Сергеевич, как многие из нас, не любил летней жары. Лучше всего ему работалось осенью. В отрывке из стихотворения «Осень» поэт признается:

Ох, лето красное! любил бы я тебя,
Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.
Ты, все душевные способности губя,
Нас мучишь; как поля, мы страждем от засухи;
Лишь как бы напоить да освежить себя —
Иной в нас мысли нет, и жаль зимы старухи,
И, проводив ее блинами и вином,
Поминки ей творим мороженым и льдом.

1833 г.

Афанасий Фет: радость жизни и счастье

Исаак Левитан. «Березовая роща», 1878 год, Частная коллекция © Public domain
Исаак Левитан. «Березовая роща», 1878 год, Частная коллекция © Public domain

Несмотря на то, что жизнь Афанасия Фета не была легкой — чего стоят хотя бы титанические усилия добиться потомственного дворянства, он умел радоваться простым вещам.

Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало; Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой; Рассказать, что с той же страстью,
Как вчера, пришел я снова,
Что душа всё так же счастью
И тебе служить готова; Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет,
Что не знаю сам, что буду
Петь, — но только песня зреет.

1843 г.

Николай Гумилев: экзотический зной и львы-облака

Иван Айвазовский. «Облака над морем. Штиль», 1889 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург © Public domain
Иван Айвазовский. «Облака над морем. Штиль», 1889 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург © Public domain

Увлечение экзотическими странами Николай Гумилев отражает и в своих стихах о лете: здесь и подобный африканскому зной, и львы, и неизменная человеческая мечта о рае.

Лето было слишком знойно,
Солнце жгло с небесной кручи, —
Тяжело и беспокойно,
Словно львы, бродили тучи.
В это лето пробегало
В мыслях, в воздухе, в природе
Золотое покрывало
Из гротесок и пародий.
Точно кто-то, нам знакомый,
Уходил к пределам рая,
А за ним спешили гномы,
И кружилась пыль седая.
И с тяжелою печалью
Наклонилися к бессилью
Мы, обманутые далью
И захваченные пылью.

1906 г.

Марина Цветаева: время поздних поцелуев

Игорь Грабарь. «Яблоки и астры», 1926 год, Таганрогский художественный музей, Таганрог © Public domain
Игорь Грабарь. «Яблоки и астры», 1926 год, Таганрогский художественный музей, Таганрог © Public domain

Страстная Марина Цветаева восторженно приветствует последний месяц лета в стихотворении «Август»:

Август — астры,
Август — звезды,
Август — грозди
Винограда и рябины
Ржавой — август!
Полновесным, благосклонным
Яблоком своим имперским,
Как дитя, играешь, август.
Как ладонью, гладишь сердце
Именем своим имперским:
Август! — Сердце!
Месяц поздних поцелуев,
Поздних роз и молний поздних!
Ливней звездных —
Август! — Месяц
Ливней звездных!

1917 г.

Владимир Маяковский: дача, жара и творческая злость

Архип Куинджи. «Красный закат», 1905–1908 годы, Музей Метрополитен, Нью-Йорк, США © Public domain
Архип Куинджи. «Красный закат», 1905–1908 годы, Музей Метрополитен, Нью-Йорк, США © Public domain

В стихотворении «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» поэт рассуждает о смысле труда — не только поэтического, но и каждодневного, и призывает «светить всегда, светить везде, до дней последних донца».

В сто сорок солнц закат пылал,
в июль катилось лето,
была жара,
жара плыла —
на даче было это.
Пригорок Пушкино горбил
Акуловой горою,
а низ горы —
деревней был,
кривился крыш корою.
А за деревнею —
дыра,
и в ту дыру, наверно,
спускалось солнце каждый раз,
медленно и верно.
А завтра
снова
мир залить
вставало солнце ало.
И день за днем
ужасно злить
меня
вот это
стало.

1920 г.

Иосиф Бродский: скучная повторяемость и монотонность

Константин Маковский. «Под зелеными ветвями», Частная коллекция © Public domain
Константин Маковский. «Под зелеными ветвями», Частная коллекция © Public domain

Обилие зелени, скука, бездумность времени года и всеобщая летняя расслабленность не привлекали поэта.

Лето! пора рубах на выпуск,
разговоров про ядовитость
грибов, о поганках, о белых пятнах
мухоморов, полемики об опятах
и сморчках; тишины объятых

сонным покоем лесных лужаек,
где в полдень истома глаза смежает,
где пчела, если вдруг ужалит,
то приняв вас сослепу за махровый
мак или за вещь, коровой
оставленную, и взлетает, пробой

обескуражена и громоздка.

1981 г.

А отношение какого поэта к лету вам ближе?