Найти тему

Эволюция киберспорта: что такое фиджитал спорт и почему за ним будущее?

На недавнем ПМЭФ был назван город-организатор Игр Будущего 2024 в России. По словам заместителя председателя Правительства РФ Дмитрия Чернышенко, «на наших глазах будет рождаться новый, совершенно уникальный формат соревнований».

Фото: Торжественная церемония объявления города-организатора, ПМЭФ 2022, игрыбудущего.рф
Фото: Торжественная церемония объявления города-организатора, ПМЭФ 2022, игрыбудущего.рф

Развитие киберспорта в России не было линейным процессом. Так, наша страна первой в мире признала киберспорт официальным видом спорта: 25 июля 2001 года глава Госкомспорта России Павел Рожков дал соответствующее распоряжение. На тот момент профессиональных спортсменов и распространенные в стране игровые дисциплины можно было пересчитать по пальцам. Официальное признание киберспорта, конечно, способствовало популяризации движения. Но достаточного развития достичь не удалось.

В 2006 году киберспорт был исключен из российского реестра официальных видов спорта, так как он не соответствовал всем критериям. Согласно закону, в большей части российских регионов должны были функционировать соответствующие объединения. Это условие на тот момент не было реализовано. Вернулся киберспорт в реестр только в 2016 году. Он был вновь признан официальным видом спорта по указу, подписанному тогдашним министром спорта Виталием Мутко.

Но положение киберспорта все еще остается спорным. У обывателей спорт ассоциируется с физической активностью, с поддержанием здоровья организма. Киберспортивные же соревнования предполагают исключительно сидячее положение и взаимодействие спортсменов с компьютером. С точки зрения развития спортивного движения это не позволяет киберспорту войти в программу Олимпийских игр: физическая нагрузка игроков не считается достаточной. А с точки зрения здоровья спортсмены часто подвергаются риску ухудшения зрения, головных болей, туннельного синдрома, искривления позвоночника и многих других проблем.

Фото: Wargaming
Фото: Wargaming

Но киберспорт, как и технологии, не стоят на месте. Популярность в России набирает движение Игры Будущего. К дисциплинам соревнований, запланированных на февраль 2024 года, относятся 15 видов спорта. Формат каждой дисциплины Игр Будущего предполагает фиджитальность (physical+digital), то есть гибрид классических видов спорта с цифровыми технологиями – виртуальной и дополненной реальностью. Это означает, что помимо киберспортивных навыков спортсмены должны обладать физической подготовкой. Дмитрий Чернышенко заявил, что дисциплины предстоящего турнира «дают возможность развиться гармонично человеческой личности».

Движение Игры Будущего уже заручилось не только государственной поддержкой, но и одобрением медийных личностей. На Петербургском международном экономическом форуме, прошедшем в июне, городом-организатором ближайшего фиджитального турнира была объявлена Казань. Но перспективы развития у проекта широкие. Так, во время деловой сессии, посвящённой киберспорту, гендиректор «Корпорации развития Калининградской области» Андрей Толмачев заявил: «на 2026-й или 28-й год Калининград будет подавать заявку, чтобы эта история случилась у нас». А Сергей Фесиков, пловец, бронзовый призёр Олимпийских игр 2012 года и чемпион мира 2014 года, поддержал в заявочной гонке Калугу. На одной из деловых сессий форума с фиджитальной концепцией проекта ознакомились Никита Мазепин, гонщик Формулы-1, и Анастасия Миронова, основатель онлайн-фитнес-школы и создатель бренда одежды Iron By Mironova.

Фото: Первые открытые современные студенческие игры в Москве, дисциплина Страйкбол в виртуальной реальности, ExoStrike
Фото: Первые открытые современные студенческие игры в Москве, дисциплина Страйкбол в виртуальной реальности, ExoStrike

Тренд на фиджитальность в России реализуется и за рамками Игр Будущего, ориентированных на профессиональных спортсменов. Так, компания «Гейм Системс» запустила полигон спортивного страйкбола в виртуальной реальности ExoStrike. Разработка VR-контента, кстати, полностью отечественная, реализована при поддержке и партнерстве Федерации Страйкбола России и Минспорта России. ExoStrike выступают организаторами секции фиджитал спорта на Студенческих играх в формате Игры Будущего, междугородних дистанционных турниров Санкт-Петербург-Москва, Калининград-Москва, киберфестивалей в ЦДМ и Ставрополе.

Фото: Онлайн-сражение по страйкболу в виртуальной реальности между Москвой и Калининградом, ExoStrike
Фото: Онлайн-сражение по страйкболу в виртуальной реальности между Москвой и Калининградом, ExoStrike

Пока до Игр Будущего в Казани остается полтора года, фиджитальный спорт в стране распространяется едва ли не быстрее киберспорта в начале этого тысячелетия. Так или иначе, за гибридным форматом спорта и технологий наше будущее.

Спасибо за внимание, с вами был ExoStrike!

Если убедили вас попробовать VR, подписчикам нашей группы ВК дарим скидку 90% на первое посещение.