За последние полмесяца в сфере интеллектуальной собственности произошло несколько важных событий, достойных отдельного упоминания. Они касаются параллельного импорта и защиты исключительных прав правообладателей из так называемых «недружественных» государств.
Изменение в регулировании параллельного импорта
28 июня 2022 года президент подписал закон о внесении изменений в положения Федерального закона № 46, связанные с регулированием параллельного импорта.
Изначально Федеральный закон № 46 предоставил Правительству полномочия по определению перечня товаров, разрешенных для параллельного импорта. Правительство делегировало полномочия по изданию перечня Минпромторгу.
На практике, несмотря на принятие перечня, возникали вопросы о юридической защищенности лиц, которые планировали заняться параллельным импортом. Компании опасались, что такое регулирование не спасет их от претензий правообладателей.
Чтобы решить этот вопрос, были внесены изменения на уровне закона.
Новые положения закона предполагают, что использование чужой интеллектуальной собственности не будет нарушением, если товары, в которых содержится эта интеллектуальная собственность, находятся в перечне товаров Минпромторга, разрешенных для параллельного импорта.
Тем не менее принятые изменения оставляют незакрытым один важный вопрос: в какой степени это регулирование может касаться контрафактных товаров?
Если углубиться в смысл и цели введения положений о параллельном импорте, станет понятно, что контрафактная продукция должна быть все так же запрещена. Государству невыгодно поощрение такой деятельности, в том числе потому, что производители контрафактной продукции не будут отвечать за надлежащее качество и безопасность товаров, обеспечивать их гарантийное обслуживание, да и прозрачность такого рода бизнеса для целей налогообложения по меньшей мере сомнительна.
Такая точка зрения поддерживается в том числе официальными лицами, заявляющими, что легализация параллельного импорта не подразумевает разрешение контрафакта.
Принимая во внимание общий подход законодательства по этому вопросу и цели создания механизма параллельного импорта, можно прийти к выводу, что законные интересы правообладателей по изъятию из оборота контрафактной продукции должны защищаться, в том числе с учетом принимаемых изменений. А двусмысленность некоторых формулировок новых законов, видимо, можно объяснить спешкой законодателя, а не его намерением легализовать контрафакт.
Отмена решения по известному делу «Свинки Пеппы»
21 июня 2022 года Второй арбитражный апелляционный суд отменил решение суда Кировской области по делу «Свинки Пеппы» и удовлетворил требования правообладателя по взысканию компенсации за нарушение исключительного права на товарный знак.
Напомним, что 3 марта 2022 года Арбитражный суд Кировской области отклонил иск компании из Великобритании о нарушении прав на товарный знак – изображение персонажа Свинки Пеппы, назвав сам факт обращения истца в суд злоупотреблением правом, поскольку компания зарегистрирована в государстве, которое ввело санкции против России.
Это дело спровоцировало многочисленные рассуждения о том, что интеллектуальная собственность иностранных правообладателей больше не охраняется в России.
В предыдущей статье по этому поводу мы отмечали, что более поздние судебные решения, в которых поднимался вопрос о так называемом «недружественном» происхождении компаний, не поддержали такую точку зрения суда Кировской области.
Несогласным с этим решением оказался и вышестоящий суд, который пересмотрел решение в апелляционной инстанции. В своем решении суд отметил, что на территории России гарантирована равная охрана объектов интеллектуальной собственности иностранных компаний, в том числе зарегистрированных в Великобритании.
Выводы апелляционного суда подтверждают, что решение по делу «Свинки Пеппы» было исключением, а не правилом, и что в защите прав на объекты интеллектуальной собственности не может быть отказано только на том основании, что компания зарегистрирована в государстве, которое ввело санкции против России.
ля получения дополнительной информации просим вас связаться с автором или вашим обычным контактным лицом в SEAMLESS Legal.